Госдума вернулась к вопросу страхования посетителей публичных мест

Но принятие такого закона может вызвать рост цен на рынке аренды
Власти вновь хотят обязать собственников ТРЦ страховать своих посетителей/ YURI KOCHETKOV / EPA / ТАСС

После теракта в «Крокус сити холле» депутаты Госдумы вернулись к обсуждению обязательного страхования посетителей мест массового скопления людей. Об этом «Ведомостям» рассказали глава комитета по финрынку нижней палаты парламента Анатолий Аксаков и заместитель председателя комитета Олег Савченко. Законопроект еще не внесен в Госдуму и прорабатывается совместно с профессиональным сообществом, сообщил Аксаков.

Вопрос обязательного страхования посетителей публичных мест на законодательном уровне был поднят еще в 2018 г. после пожара в ТЦ «Зимняя вишня», в котором погибли 60 человек. Летом прошлого года Совфед рекомендовал правительству и ЦБ подготовить законопроект о вменении страхования посетителей массовых мест собственниками, писали «Ведомости». Страховой лимит (максимальный размер выплат на каждого пострадавшего) предлагалось установить в размере 2–3 млн руб.

Подготовка проекта требует тщательных расчетов, указывает Аксаков: с одной стороны, нужно определить страховой лимит для каждого пострадавшего, с другой – необходимо учитывать рост издержек для собственников, который повлечет принятие закона. Наконец, необходимо определить структуру источника, за счет которого будут производиться выплаты, добавляет депутат.

Принимать законопроект в срочном порядке на таком эмоциональном фоне не совсем рационально, считает Савченко: необходимо экспертное заключение специалистов, они изучат и обобщат наиболее распространенные ошибки, которые встречались при других трагедиях. «Это позволит исключить ситуацию, что кто-то, например, из строителей или подрядчиков, ответственных за пожарную безопасность и техническое оснащение, решил сэкономить», – объясняет Савченко. Система, в которой собственник низкого по качеству объекта отвечает рублем за стоимость страховки, будет более эффективна, считает он.

Банк России готов принять участие в разработке законопроекта, сообщил его представитель, – такой механизм может стать одним из инструментов финансовой защиты людей. Важно, чтобы применение этого инструмента за счет проведения предстраховой оценки стимулировало собственников и эксплуатирующие организации повышать безопасность на своих объектах, подчеркнул он.

Также необходимо, чтобы отсутствие такого полиса было основанием для приостановления деятельности объекта, добавил представитель ЦБ.

Целесообразно также предусмотреть и наличие альтернативных страхованию инструментов обеспечения ответственности владельцев этих объектов, но использование любых из них не должно подменять собой реальные меры по обеспечению безопасности собственниками, резюмировал он.

Назревший вопрос

Сейчас страхование мест массового скопления людей является в России добровольным, но постепенно этот продукт входит в практику, рассказывает директор департамента страхования финансовых рисков и ответственности «Альфастрахования» Денис Зенка. По статистике ЦБ, всего за 2023 г. продано 2,3 млн таких полисов юрлицам на 14,5 млрд руб., но в этих данных не указана доля полисов, проданных собственникам развлекательных объектов. Размер страховой суммы по проданным договорам – почти 21 трлн руб. За этот период страховщики осуществили выплаты более чем по 27 000 наступивших страховых случаев.

Концепцию обеспечения финансовой ответственности для собственников объектов с массовым пребыванием людей в 2020 г. разработал Всероссийский союз страховщиков (ВСС), рассказал его президент Евгений Уфимцев. Она предусматривает повышенную ответственность собственников таких объектов по возмещению вреда вследствие пожара, при этом учитывает и обязанность иметь финансовое обеспечение для этой ответственности, говорит он. Но механизм финансовой защиты до сих пор не совсем понятен – будет ли это страховой продукт, банковская гарантия или их комбинация, которая может включать еще и резервный фонд, и субсидирование, например в части объектов социальной значимости, замечает руководитель юридической дирекции «Совкомбанк страхования» Игорь Дячишин.

Пересмотр концепции законопроекта приведет к затягиванию сроков его рассмотрения и подписания, опасается вице-президент «РЕСО-гарантии» Игорь Иванов: в очередной раз может случиться так, что спустя какое-то время после трагического события, когда все успокоятся, законопроект вновь утратит свою актуальность. 

Что думает рынок

Мнения игроков рынка насчет финансовых последствий законопроекта для собственников разнятся: бизнес опасается значительного роста издержек, страховщики же с ними не соглашаются. Инициатива в условиях сложной экономической ситуации создаст дополнительную нагрузку на бизнес и полностью поддержать идею он не может, говорит вице-президент Союза торговых центров Павел Люлин. Дополнительным контролем безопасности торговых центров уже выступает страхование имущества, поэтому появление нового продукта значительно безопасность не повысит, указывает он.

В случае принятия законопроекта ставки аренды на рынке коммерческой недвижимости могут вырасти в среднем на 5–12%, оценивает Люлин. Строящаяся торговая недвижимость сейчас окупается за 10–12 лет – это долгий срок, особенно с учетом высокой стоимости заемного капитала. Рост ставки аренды может вызвать кризис на рынке торговой недвижимости и увеличить количество пустых помещений, а для новых объектов и вовсе стать препятствием для их наполнения и запуска, резюмирует эксперт.

Гендиректор «МТС Live» (управляет сетью площадок «МТС Live холл») Михаил Минин, напротив, инициативу поддержал: это позволит усилить ответственность организаторов и площадок за обеспечение безопасности людей. Но изменения неизбежно приведут к удорожанию экономики мероприятий и, как следствие, стоимости билетов, признает он. Билеты могут подорожать примерно на 5%, оценивает председатель Ассоциации концертно-театральных и билетных организаций Михаил Шурыгин, а с учетом роста расходов на усиление безопасности массовых мероприятий общее подорожание может составить 15–20%. «Поэтому необходим диалог между бизнесом и властью, который поможет найти комплексный компромисс в пользу прежде всего потребителя», – резюмирует Шурыгин.

Страховщики опасений бизнеса не разделяют. На ценах услуг принятие законопроекта существенным образом не отразится, уверен директор департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета Александр Цыганов: если билет стоил, например, 1000 руб., то новая цена составит 1010 руб. С его оценкой согласны в ВСС, «Альфастраховании» и «РЕСО-гарантии».

На стоимость такой страховки влияют вместимость, средняя проходимость и специфика деятельности, которой занимаются на территории страхуемого объекта, говорит управляющий директор департамента андеррайтинга розничного страхования группы «Ренессанс страхование» Артем Искра. Стоимость полиса при высокой пожарной защите может составить примерно 20–40 руб. за 1 кв. м ежегодно, оценивает Дячишин из «Совкомбанк страхования». Тарифы рассчитываются страховщиком исходя из вероятности страхового случая, напоминает Цыганов. На примере «Крокуса» он рассчитал, что объем выплаты по подобной статье может составить около 900 млн руб.

В среднем тариф может составлять 0,05–0,25% от страхового лимита, который, как правило, равен 100–500 млн руб, говорит Зенка. Например, страхование посетителей кинотеатра или выставки с проходимостью 200 человек будет стоить в год около 180 000 руб. при страховой сумме 500 000 руб., приводит пример Искра. Для небольших объектов с пропускной способностью от 50 человек стоимость полиса будет на уровне доли процента, при условии реальной массовости и вмененного характера страхования (когда страховщик вправе отказаться работать с клиентом), продолжает Цыганов.

При этом обычно такой договор исключает риски, связанные с терактом, добавляет Зенка. Представитель «Ингосстраха» считает, что в таком виде страхования не должно быть никаких исключений из покрытия.

В подготовке статьи участвовала Анастасия Ковалева