С какими рисками может столкнуться инвестор при ICO

Определить правовую природу токена крайне затруднительно

Текст написан в соавторстве с Людмилой Меркуловой, партнером юридической фирмы Danilov & Konradi.

Мы наблюдаем криптовалютную лихорадку. Первичные размещения криптовалют (ICO) превысили в мире в 2017 г. $4 млрд. ICO позволяет привлечь инвестиции, как правило, среди неограниченного круга инвесторов, которые получают от эмитента квазиэквивалент сертификата ценной бумаги – криптомонету, называемую токеном. Возможность инвестировать в инструменты, не подконтрольные ни одному регулятору, и получить, как ожидается, сверхдоход, минимизировав при этом транзакционные издержки и избежав трансграничного контроля, – вот что особенно привлекает инвесторов в новых инструментах.

Но у нового механизма привлечения инвестиций есть серьезные подводные камни, чем и пользуются мошенники. Рассмотрим основные риски, о которых предупреждают инвесторов регуляторы и эксперты.

1. Риски, вытекающие из природы токена. Токен сейчас представляет собой юридическую загадку, так как определить его правовую природу с помощью классического инструментария крайне затруднительно: не может быть четкого определения без достаточного количества допущений и оговорок. Попытка объяснить сущность токена сродни переходу с плоской евклидовой геометрии к объемной геометрии Лобачевского.

С технической точки зрения токен представляет собой запись в реестре, являющемся частью децентрализованной базы данных – блокчейна. Эта запись в зависимости от способа программирования и заложенного эмитентами функционала либо позволит использовать токен для реализации предусмотренных условиями его выпуска прав (например, право на скидку или использование сервиса, лежащего в основе базисного актива), либо в случае мошенничества оставит инвесторов с носом.

Многие регуляторы стремятся рассматривать токен в качестве ценной бумаги – акции. При этом подходе на ICO распространяются правила регулирования операций с ценными бумагами, а у инвесторов возникнет статус акционеров с вытекающими правами и обязанностями. Также существует «американский» подход, при котором токен рассматривается как особого рода имущество и попадает в категорию «товары, работы, услуги». В таком случае у регуляторов появляются основания для исчисления с данного актива налога на прибыль и НДС. И наконец, при развитии специального регулирования ICO возможно определение токена как криптовалюты. Этот подход условно называется «европейским», поскольку большинство стран ЕС склоняются к квалификации криптовалюты как особого рода электронной валюты.

2. Риски, вытекающие из статуса инвестора. Один из наиболее существенных рисков – экстерриториальное применение законодательства о ценных бумагах и финансовых операциях к правовому положению инвестора в юрисдикциях с наиболее строгими правилами.

Более того, до сих пор не ясен механизм учета, отражения и хранения токенов на балансе юридического лица. Нельзя не учитывать и риск низкой ликвидности или обесценения токенов в силу непроработанной или неэффективной идеи для ICO. Важным аспектом также является сложность или невозможность административной или судебной защиты прав владельцев токенов.

3. Риски, связанные с наполнением и качеством базиса ICO и с субъективными факторами. Инвесторы не застрахованы и от ситуативных рисков. Например, риска долгой разработки платформы на предварительной стадии; получения неполной или недостоверной информации о концепции ICO; некачественного или некорректного применения правила KYC («знай своего клиента») в отношении эмитентов и инвесторов; неправильного структурирования инвестиций в токены. Инвесторы также могут столкнуться с риском неэффективной pr-кампании и, как следствие, недополучения прибыли от размещения токенов; риском отложенного запуска самой идеи, лежащей в основе ICO; осуществлением деятельности, которая может быть признана лицензируемой в некоторых юрисдикциях, и даже риском потери инвестиций и репутации в случае мошенничества эмитентов и связанных лиц.

4. Риски, связанные с усложнением правового регулирования. Правовой режим ICO зависит от структуры процесса, базисного актива/идеи и от объема прав, предоставляемых токенами.

Инвесторы могут столкнуться с риском квалификации операций ICO как механизма отмывания денежных средств или финансирования терроризма. Кроме того, весьма высок риск применения к ICO правил регулирования финансовых операций, а также правил валютного регулирования и контроля при квалификации криптовалюты как электронной валюты или средства платежа. Нарушение правил валютного регулирования и контроля может привести к квалификации всех или части операций по выводу денежных средств в фиатную валюту и ее зачисление на счета инвесторов в качестве незаконных валютных операций, применению правил о репатриации валютной выручки, правил контроля и отчетности.

Также следует принять во внимание риски административной, комиссионной и налоговой нагрузки при выводе средств в фиатную валюту. Инвесторы могут столкнуться с ограничениями в объемах и сроках (необходимостью дробить активы и диверсифицировать вывод через разные банки), сложным получением согласия криптобирж на вывод валюты, неожиданными комиссиями и налоговыми ставками, финансовыми рисками из-за волатильности курсов криптовалют, возникновением курсовых разниц, рисками низкой ликвидности, сложностями с отчетностью о доходах.

Пока не вполне ясен российский режим налогообложения операций с токенами, с моментом появления дохода от ICO, с выводом дохода в фиатные валюты.

5. Риски, связанные с общими геополитическими факторами и логикой развития финансового рынка. К данной категории рисков можно отнести ослабление волны «хайпа» и усложнение процедуры ICO в силу некорректного, неработающего регулирования; потенциальное падение котировок и сдутие пузыря биткойна и других криптовалют, а также возможные проблемы в самой технологии блокчейн.

С учетом недостаточного законодательного урегулирования ICO в национальных правовых системах любой инвестор на каждом этапе ICO должен действовать с разумной осторожностью. Основная рекомендация – инвестировать в проекты с уже готовым продуктом или минимально проработанным продуктом (minimum viable product – MPV), а также в проекты с открытым исходным программным кодом.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов