Из России за 20 лет через офшоры утекло более $800 млрд - руководитель профильного комитета Совета Федерации

undefined

За 20 лет из России в офшоры было выведено более $800 млрд, сообщил на заседании комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам его председатель Сергей Рябухин. По его словам, только на одном Кипре зарегистрировано более 170 000 российских компаний. Как сказал Рябухин, на сегодняшний день большая часть крупных и мелких отечественных предприятий используют именно офшоры, через которые выводятся миллиарды долларов ежегодно.

Практика использования офшорных компаний крайне разнообразна, при этом насчитывается несколько десятков схем налоговой, инвестиционной и корпоративной оптимизации, отметил сенатор. "Офшоры используются для манипуляций с ценами при трансфертных операциях, для создания холдинговых структур, вывода из-под налогообложения прибыли, инвестирования и кредитования, в том числе для самоинвестирования и самокредитования, для учреждения трастов и передачи им имущества, для проведения лизинговых операций, выплаты лицензионных платежей и тому подобное", - пояснил Рябухин.

В ходе заседания говорилось о том, что в 2010 г. объем внешнеторговых операций, которые проводились через офшорные зоны, составил более $242 млрд, в 2011 г. - более $305 млрд, а в 2012 г. - свыше $321 млрд. При этом, как отмечали сенаторы, доля экспортно-импортных операций с использованием офшоров в стоимостном выражении в общем объеме внешнеторгового оборота России составила в 2010 г. более 41%, а в 2012 г. - более 42%. В пятерку лидеров по осуществлению внешнеторговых операций через офшорные зоны российскими компаниями входят Швейцария, Гонконг, Ирландия, Кипр, Британские Виргинские острова.

Одной из проблем, о которой говорилось в ходе заседания, является отсутствие единого юридически закрепленного определения офшорной зоны, а также определения перечня стран, относящихся к таким зонам. При этом отмечалось, что существует два перечня, составленных Минфином и Банком России, между которыми имеются существенные отличия, что говорит о необходимости выработки однозначных критериев отнесения той или иной страны к офшорной зоне.

Участники заседания отмечали, что экспорт нефти является самой доходной частью российского бюджета, но при этом добываемая нефть зачастую реализуется нефтяными компаниями своим дочерним предприятиям по заниженной внутрикорпоративной цене, после чего эти дочерние предприятия продают нефть через офшоры, но уже по мировым ценам. Таким образом, прибыль оседает в офшорных зонах, что причиняет ущерб государственным интересам. Аналогичная схема уклонения от уплаты налогов применяется и в других бюджетообразующих отраслях экономики, таких как металлургический комплекс, лесная отрасль, а также в топливно-энергетическом комплексе.

Наиболее распространена схема, когда внешнеторговые контракты с офшорными компаниями носят формальный характер: при импорте товары поступают в Россию не из офшорных территорий, а из стран происхождения товаров, аналогично при экспортных операциях поступают из России в страны-получатели, а не на территории офшорных зон. В связи с этим участники заседания высказались за совершенствование статей Уголовного кодекса, предусматривающих ответственность за невозвращение в крупном размере из-за границы средств в иностранной валюте, за определение в законодательстве такого понятия, как "офшорная зона", и критериев отнесения государств к офшорным зонам, а также за внесение изменений в законодательство о налогах и сборах с целью установления механизма налогообложения в РФ доходов, контролируемых иностранными компаниями.