Уездный колорит: какие города могли стать прототипами для «Ревизора»

Роль литературных прообразов работает на бренд территорий
Алексей Тихонюк / Пресс-служба ВТБ
Алексей Тихонюк / Пресс-служба ВТБ

Комедия Николая Гоголя «Ревизор» с момента создания не теряет своей остроты, оставаясь эталоном сатирического произведения. Ее сюжеты и типажи продолжают жить в кино, на театральных подмостках, в современных медиа. К примеру, гоголевской комедии посвящено несколько фильмов: одноименные картины Владимира Петрова (1952 г.) и Сергея Газарова (1996 г.), лента Леонида Гайдая «Инкогнито из Петербурга» (1977 г.). В сентябре в рамках имиджевой кампании «ВТБ – это классика» вышел ролик, в котором авторы также обратились к сюжету комедии.

«Вот уже почти второе столетие подряд популярность этой пьесы доказывает, что Гоголь создал нечто особенное», – поделился своим мнением с «Ведомости. Городом» писатель и историк Александр Васькин.

Особую роль в сюжете сыграл образ уездного города N, где разворачивается основное действие комедии. К нему писатель относился как к персонажам пьесы, подчеркнул в разговоре с представителем приложения «Ведомости. Город» заведующий Проектной лабораторией развития интеллектуальных состязаний по гуманитарным наукам факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Михаил Павловец. «Это особого рода зеркало, заглянув в которое, человек должен был узнавать не прототип, а себя и своих знакомых, возможно, и свой собственный город», – рассуждает он.

По следам Хлестакова

Подчеркнутое нежелание классика называть конкретную локацию не мешает некоторым городам настойчиво претендовать на роль литературного прообраза. В сентябре этого года, к примеру, власти Петровского района в Саратовской области заявили, что в двухвековом споре о месте действия «Ревизора» «поставлена точка». Глава района Максим Калядин сообщил, что Гоголь описал в своем произведении именно город Петровск. Доводы в пользу этой версии, по словам чиновника, представил ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН Юрий Черный.

К празднованию Дня города в Петровске (20 сентября 2025 г.) даже создали сквер, посвященный героям бессмертной комедии. Он появился на месте обнаруженного минувшим летом старинного подвала на углу улиц Московской и Некрасова. Власти утверждают, что, вероятно, это часть разрушенной старинной гостиницы с трактиром, где останавливался сам Хлестаков. На двух сохранившихся стенах здания после благоустройства можно увидеть портреты персонажей пьесы от Хлестакова и Городничего до Бобчинского и Добчинского, а также карту уездного города N.

«Среди нынешних чиновников и общественности самые активные обнаружились именно в Петровске. Они не только присвоили своему городу статус единственного гоголевского прототипа, но и успешно вложились в продвижение этого бренда», – говорит Павловец.

Власти Петровска ссылаются на расположение своего города. Они указывают на то, что Хлестаков ехал из Петербурга в Саратовскую губернию к своему отцу, в деревню Подкатиловку. Но по дороге он останавливался в Пензе, где проигрался в карты, отмечает Васькин. Павловец также подчеркивает, что искомый город, из которого «хоть три года скачи, до границы не доедешь», находится на пути где-то между Пензой и Саратовом.

«Литературовед Валерий Прозоров, помимо Петровска, среди возможных прототипов указывал также такие города, как Аткарск в Саратовской области и Сердобск в Пензенской области, указывая, что ни один из них не может быть предпочтен перед остальными», – добавляет эксперт.

Алексей Тихонюк / Пресс-служба ВТБ
Алексей Тихонюк / Пресс-служба ВТБ

Сюжеты из жизни

Существуют и другие предположения относительно географии «Ревизора». Васькин подчеркивает, что идею пьесы Гоголю подсказал Александр Пушкин: он поделился историей, которая очень похожа на описанную в комедии и произошла с ним в Нижнем Новгороде. Поэт приехал туда для сбора материалов о Пугачеве, и его встретил исполняющий должность военного губернатора Михаил Бутурлин. «Прием был на удивление радушным», – рассказывает Васькин.

Позже Пушкин писал: «Он [Бутурлин] и жена его приняли меня очень мило и ласково». Однако, как поясняет Васькин, современники характеризовали Бутурлина как дурного правителя – практически готового городничего из «Ревизора». Причиной такой любезности стало подозрение, что Пушкин не писатель, а тайный ревизор. Известно, что Бутурлин в письме своему оренбургскому коллеге выражал недоверие к цели приезда поэта. Васькин считает, что в этом и скрывается истинная причина «радушного приема».

Имеет место и вторая версия событий, которую высказал писатель Владимир Соллогуб в 1865 г. В ней фигурирует другой город. «Пушкин познакомился с Гоголем и рассказал ему про случай, бывший в г. Устюжне Новгородской губернии, о каком-то проезжем господине, выдавшем себя за чиновника министерства и обобравшем всех городских жителей», – отметил Соллогуб.

Власти Устюжны, которая сегодня входит в состав Вологодской области, также успешно используют статус гипотетического прототипа уездного города N для создания туристического бренда. К примеру, четыре года назад в Устюжне появилась скульптурная композиция, изображающая персонажей пьесы. Гоголевской комедии посвящена часть экспозиции местного краеведческого музея, а одна из местных гостиниц называется «Ревизор».

На собирательный образ уездного города могли повлиять и сюжеты из жизни столицы, то есть Петербурга, общественный строй которого не сильно отличался от провинциального, полагает Васькин.

Алексей Тихонюк / Пресс-служба ВТБ
Алексей Тихонюк / Пресс-служба ВТБ

Сила искусства

Павловец подчеркивает, что вряд ли в каком-либо реальном городе все пороки были сконцентрированы так, как это показано в «Ревизоре». «Но в этом и есть сила искусства с его гиперболизацией. На шарже большой нос рисуется огромным не для того, чтобы оболгать портретируемого, а чтобы обратить внимание на отличительную особенность его внешности», – приводит пример эксперт.

На особенностях уездного города N сфокусировались и создатели рекламного ролика из цикла «ВТБ – это классика». «Работая над его [города] образом, мы много обращались к историческим фотографиям. Целую улицу пришлось засыпать землёй, долго поливать и месить до получения правдоподобной дорожной грязи, а затем очищать для новых сцен», – поделилась подробностями креативный продюсер и сценарист Яна Завьялова. На площадку съемочная группа завезла кур, гусей, коров и собак, а для эффектных кадров даже завела лошадь в отделение банка.

Режиссером выступил Антон Мегердичев, автор таких фильмов, как «Сердце Пармы» и «Движение вверх». В съемках приняли участие звездные актеры: Евгений Сидихин, Ян Цапник и др. В результате родилась современная интерпретация комедии, где насущные проблемы уездного города N находят решение с помощью актуальных банковских продуктов, отмечает Завьялова.

Создателям ролика не пришлось искать города-прототипы, чтобы снять убедительные кадры. Съемки, по словам Завьяловой, проходили в три смены: историческая часть – на «Мосфильме» и в интерьерах музея-усадьбы, а современная, по традиции, – в отделении ВТБ в «Москва-сити».

Поиск ревизоровских прообразов в целом не всегда имеет смысл, а хорош в конкретных случаях, например, когда речь идет о городах, отстаивающих право называться прототипом, отмечает Павловец. «В этом смысле символический капитал комедии, накопленный почти за два столетия, начинает работать во благо людей. Не только своей обличительной силой, но и способностью аккумулировать деньги и градостроительные усилия ради доброго дела», – считает эксперт.

Для понимания замысла Гоголя же, по мнению Павловца, поиск реального прототипа города, скорее, вреден, поскольку значение пьесы «Ревизор» нельзя сводить к банальному краеведению. Писатель едва ли стал бы делать идею произведения понятной лишь для жителей конкретного города. Васькин и Павловец подчеркивают, что в образе уездного города N писатель запечатлел всю Россию. «А свести масштабное художественное обобщение к критике конкретного лица населенного пункта – значит, избавить произведение от статусов великого и значимого в любые времена», – резюмировал Павловец.

Самое популярное
Другие города
Город в крое: как мода отражает архитектуру и ритм мегаполисов
Российские дизайнеры – о том, как городская среда формирует их эстетику
Наш город
Самокаты уходят в «спячку»: города России завершают сезон кикшеринга
Средства индивидуальной мобильности остаются популярным видом транспорта
Культурный город / Мнение
Космос вокруг нас
Как ретрофутуризм влияет на современную архитектуру и дизайн
Городская недвижимость
Заработать на жилье: где искать доходность выше депозитов
После снижения ключевой ставки ситуация на рынке недвижимости стала меняться
Свободное время
Куда пойти в выходные 15–16 ноября
Только интересные события в Москве
Наш город
От «Университета» до Метрогородка: в Москве запустили первый трамвайный диаметр
Новый маршрут свяжет 13 районов города
Культурный город
На языке искусства: южноафриканский художник бросает вызов русским ученым
В «Сколкове» появился арт-объект художника из ЮАР Антона Смита
Городская недвижимость / Мнение
Эволюция редевелопмента
Новые проекты будут возникать реже, но снизится количество нежизнеспособных концепций
Городская недвижимость
«Склиф» будущего: в Москве заложили первый камень нового медицинского комплекса
Как будет выглядеть знаменитый НИИ скорой помощи через три года
Наш город
Больше чем декор: почему города так рано украшают к Новому году
Как гирлянды, елки и световые инсталляции формируют среду и настроение
Наш город
Шиномонтаж не подождет: когда в Москве выпадет снег
Синоптики рассказали о погоде в столице на неделю
Другие города
Архитектурный дайджест: вино, аристократы и арт-объект на парковке
Что произошло в мире архитектуры на прошлой неделе
Наш город
География расходов: где и на что москвичи тратят деньги
Не по всем видам расходов в лидерах – центральные районы
Свободное время
Третья «Иллюзия обмана», Камбербэтч против ворона и еще шесть кинопремьер ноября
Что смотреть в кинотеатрах в конце осени
Умный город
Территория для людей: главные тренды урбанистики прямо сейчас
Что определяет городское пространство в современном мире