Читайте также
Юрий Стоянов: «Я не могу без импровизации»
Юрий Чурсин: «Засиживаться на одном месте я не могу»
Глафира Тарханова: «Без потерь, но с опытом»

Евгений Миронов: «Людям нужен театр как терапия»

Актер и художественный руководитель Театра наций – о летних фестивалях и планах на новый сезон
Алексей Орлов / Ведомости

Совсем скоро, 1 и 2 июня, в Парке Горького пройдет детский фестиваль «Небо», 9–11 августа там же – «Горький +», 20–21 июля в подмосковном Зарайске впервые состоится фестиваль, посвященный Достоевскому. Евгений Миронов, организатор этих культурных мероприятий и множества других – в Нижнем Новгороде, Казани, Владивостоке, рассказал о планах на новый театральный фестивальный сезон, а также режиссеры из каких стран в ближайшее время приедут делать постановки в Театре наций.

– Организация фестивалей наверняка отнимает массу времени и сил. Почему вы ими занимаетесь?

– Мне очень нравится формат фестиваля. В театре талантливый режиссер берет, предположим, пьесу Горького «На дне». У него есть идея, как ее поставить, чтобы было актуально. И в работе над спектаклем я начинаю погружаться в творчество Горького, мир его персонажей, собираю огромное количество информации. Возникает множество идей, которые невозможно выразить через один только спектакль. Поэтому мне так интересен фестивальный формат.

Раз уж мы заговорили о Горьком, то до появления фестиваля «Горький в Парке Горького» его ставили эпизодически. А сейчас снова обратили внимание – он очень хорошо воплощает фигуру художника в переломные моменты истории. Интересно все: от биографии до его произведений и почему, например, он никогда не писал в формате соцреализма, хотя его считают основоположником этого стиля. Появляется все больше творческих людей, которые находят интереснейшие ключи к личности и творчеству Горького. Например, в прошлом году режиссер Юрий Квятковский предложил для фестиваля сделать музыкальный перформанс на Пионерском пруду по рассказу «Старуха Изергиль». Драматург Михаил Дегтярев придумал либретто, композитор Николай Попов написал целую ораторию, и появился удивительный, завораживающий мир. П

о тому же принципу возникло множество интереснейших соединений – Горький и Григ, чью музыку, оказывается, любил писатель, Горький и рэп: как молодые ребята приспосабливают его поэзию к современной музыке? Это эксперименты, которые в театре невозможны. А в фестивальном формате возможны. И это вызвало очень живой отклик. Нам поступили предложения сделать фестивали, посвященные Горькому, в Казани и Нижнем Новгороде – в Нижнем он родился, в Казани работал и учился. Так в прошлом году родилось новое название – «Горький +». В каждом городе мы привлекли к сотрудничеству местные институции, чтобы для них фестиваль стал возможностью получить новый опыт.

– А в этом году?

– В этом году московский фестиваль пройдет на площадках нескольких московских театров. Два года подряд работа над «Горький в Парке Горького» начиналась с моей немой молитвы небесам: «Только бы не было дождя!» У нас ведь большинство мероприятий были под открытым небом. Теперь же в парке пройдут открытие и основные события, а спектакли, которые мы привозим из разных городов, будут идти в Театре на Бронной и «Современнике», специальные мероприятия предусмотрены и на Киностудии им. Горького. Снова все-все будет связано с Горьким и тем, как он созвучен сегодняшнему дню. Мы с режиссером Виктором Рыжаковым готовим спектакль-концерт по рассказам «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» с участием потрясающего хора Минина.

Но одним только Горьким мои интересы не ограничиваются. Два года назад мы с руководством Парка Горького задумались о детском фестивале. Я с сыном побывал на огромном количестве скучных детских мероприятий. А хотелось-то чего-то веселого и полезного. Мы с молодыми продюсерами начали думать, что будет интересно современным детям настолько, чтобы они отлипли от своих гаджетов? Во-первых, детям интересно, когда есть возможность самим принять участие в том или ином действе. Во-вторых, они хотят получить новые знания. В-третьих, им важно, чтобы было ярко и красиво. Все эти принципы мы заложили в Московский детский фестиваль искусств «Небо», который тоже базируется в Парке Горького. Город и парк откликнулись на эту инициативу, и фестиваль впервые прошел год назад. В этом году фестиваль будет еще масштабнее, шире и разнообразнее.

Алексей Орлов / Ведомости

«Небо» – это девять площадок и более сотни событий: научные эксперименты и спектакли-променады, мастер-классы по сценическому движению и музыкальным профессиям, зрелищные театральные постановки и концерты. Это фестиваль-игра, который поможет выбрать профессию и творческий язык, предложит разобраться в науке, архитектуре, музыке, литературе в интерактивной форме. А для театров и других участников, среди которых Политехнический музей и программа «Десятилетие науки и технологий», Зеленая школа Парка Горького, «Архстояние Детское», Moscow Music School, «Союзмультфильм», это возможность выйти за пределы своего обычного пространства и по-новому использовать свои возможности. Но ничего бы этого не было, если бы не поддержка правительства Москвы, за что ему отдельное спасибо.

– Также у вас в разработке фестиваль Достоевского в Зарайске. Как вам пришла эта идея? Зарайск – маленький город, далеко от столичной культурной жизни – почти 200 км от Москвы.

– Министерство культуры Московской области обратилось ко мне с предложением придумать фестиваль в Зарайске, в усадьбе Даровое, потому что я играл и самого Федора Михайловича, и его героев и очень его люблю. Я сам раньше не знал, что это за город такой, только слышал. Решил съездить и посмотреть. Оказалось, Зарайск уникальный по красоте и истории городок. Недалеко от него место, где была усадьба Достоевских, куда писателя привозили в детстве.

Встал вопрос, как делать фестиваль в месте, достаточно удаленном от Москвы. Что вначале – инфраструктура или фестиваль? По мне, лучше сначала сделать инфраструктуру, но так не бывает, надо делать все вместе. И мы задумали невозможное: в городе, который пока не очень приспособлен для фестиваля (это понимает и Московская область, и мы), создать проект, сомасштабный личности Достоевского, и обозначить новую точку географии русской литературы – город Зарайск.

Связь с детством позволит открыть нам писателя, каким мы его не знали – мы говорим о счастливых годах жизни Достоевского. Это будет фестиваль-путешествие, его локациями и декорациями станут памятники и улицы города. Будут променады, книжная ярмарка, уличный театр, постановка спектакля на водной глади. В фамильной усадьбе Даровое режиссер Мурат Абулкатинов создаст постановку по роману «Бедные люди» с оркестром Юрия Башмета, мной и актрисой Юлией Хлыниной. Мы продумывали организацию всего этого не один месяц: прямые автобусные маршруты, парковочные места, общепит.

– Театр наций активно привлекает иностранных режиссеров. В этом сезоне вышел спектакль японского режиссера Мотои Миура «Друзья», недавно объявили еще об одной премьере – «Я не убивала своего мужа» китайца Дина Итэна. Это же очень сложно – искать, договариваться?

– Мы занимаемся этим 17 лет. Сложно, конечно. Но сейчас легче, потому что бренд Театра наций хорошо известен среди зарубежных режиссеров. Если раньше я годами гонялся за Робером Лепажем, чтобы убедить его поработать с российскими артистами, то сейчас уже не так. Априори всем интересно работать с русской школой. И режиссеры из Китая не исключение. Они, раскрыв рот, смотрят, как на сцене происходит это чудо, когда общаются между собой люди и как будто нет четвертой стены. Им это непонятно. А у нас – Станиславский; на его методе построена школа русского психологического театра. И вот молодой и модный режиссер Дин Итэн приехал к нам со своими сценографом и композитором ставить современный китайский роман «Я не убивала своего мужа» с российскими артистами. Нам интересна такая коллаборация, потому что в Китае совсем другая театральная школа. И мы тоже хотим учиться и развиваться. Но далеко не каждый режиссер нам интересен. Мы смотрим, кто сегодня удивляет.

– И кто сегодня удивляет?

– Помимо западноевропейских стран, где сильны театральные традиции, мы два года назад стали смотреть южнее и восточнее и сделали удивительные открытия. Помимо Дина Итэна к нам приедут режиссеры из Южной Африки, Индии. Смотрим на ребят из Латинской Америки. Там, кроме интересных режиссеров, есть еще драматурги и писатели, о которых мы понятия не имели. Будет интересно открыть их для нас самих и для зрителей.

– Некоторое время назад Минкультуры называло Театр наций самым востребованным, несмотря на дорогие билеты. Это сохранилось? И поменялись ли за последние два года предпочтения зрителей?

– Билеты на наши спектакли трудно достать, и это радует. Удивительно – время сложное, а люди ходят в театр. И ходят не отдохнуть. Тем более в Театре наций мы им не даем такой возможности. У нас непростые спектакли, требующие подключения зрителя. Люди идут за тем, чего, может быть, не видят вокруг себя, в огромном объеме противоречивой информации в интернете и телевизоре, – за искренностью. Понять что-то про чувства, про себя. Им нужен театр как терапия.

Конечно, стало сложнее: эти два года показали, что режиссеры большой сцены в дефиците. Все-таки это определенный склад ума, а не вопрос опыта, как я думал раньше. Это другое сознание, другое видение картинки, мира, если хотите. И отсутствие таких режиссеров – проблема, причем у всех театров. Поэтому у нас сейчас неожиданно взлетела и стала значимой Малая сцена. Но не только поэтому. Возникла потребность в интимном камерном разговоре со зрителем. Это место для экспериментов и маститых режиссеров, как, например, Алла Сигалова и Марина Брусникина, и для молодых, но уже состоявшихся Марата Абулкатинова и Даниила Чащина. Сам я планирую выпустить премьеру на этой сцене с Валерием Фокиным.

– Расскажите, что значимого и интересного у вас происходит в кино?

– Осенью должен выйти фильм «Северный полюс» режиссера Александра Котта. А сейчас я снимаюсь в сериале «Арсеньев», посвященном писателю, этнографу, практически открывателю Дальнего Востока Владимиру Арсеньеву. Это остросюжетный исторический блокбастер режиссера Дмитрия Киселева. Играют там Александра Урсуляк, Юлия Хлынина, Виктор Вержбицкий, Авангард Леонтьев, Владимир Кошевой и Александр Новин.

Мы три года писали сценарий. Уже отсняли часть сцен на Дальнем Востоке. Сейчас огромный блок будет сниматься в Петербурге, потом переезжаем под Москву, где в киногороде строятся декорации Владивостока 1905 г. – с набережными, церквями, дорогами. Осенью снова уедем на Дальний Восток – снимать осеннюю и зимнюю натуру.

Мне очень нравится масштаб Дальнего Востока. Когда стоишь во Владивостоке – а дальше только бескрайний океан. Это ощущение рождает другие мысли, другой взгляд на мир. Я в это ощущение влюбился. Когда я летел над тайгой, реками – это несравнимо для меня ни с какой Исландией или Норвегией. И я отлично понимаю, почему Арсеньев посвятил всю свою жизнь защите этого края.

Самое популярное
Гараж
На зарядку становись: количество ЭЗС в Москве может вырасти до 30 000
Сергей Собянин озвучил планы по достижению этой цели к 2030 году
Наш город
Квизы, викторины, мастер-классы: в Москве провели Неделю финансовой грамотности
В мероприятии приняли участие более 35 000 человек
Наш город
Для здоровья и отдыха: территории трех медучреждений благоустроят в Москве
Работы пройдут в двух больницах и центре паллиативной помощи
Наш город
Беспилотный поезд в Москве и день рождения панды – хорошие новости
Только положительные события в завершение недели
Культурный город
Экоактивисты и индийские сектанты: четыре фильма фестиваля молодого кино «Короче»
Имена победителей этого кинособытия, скорее всего, очень скоро будут на слуху
Культурный город
Стоп, снято! Объявлены итоги Московской международной недели кино
На ММНК побывали более 600 000 человек
Умный город
В контакте с учебой и здоровьем: гаджеты и приложения для школьников и родителей
Умный будильник, бутылка с тамагочи, нейросети-помощники и многое другое
Наш город
После реконструкции: Рижский вокзал примет первых пассажиров с 1 сентября
Через станцию будут ходить электрички дальних маршрутов
Наш город
Собянин: новый мост через Москву-реку откроется в 2025 году
Он свяжет три района столицы и откроет новый выезд в сторону северо-запада
Горожане / Интервью
Гарик Мартиросян: «Юмор меняется вместе с жизнью»
Известный телеведущий о новом шоу, поиске оригинальных форматов и эволюции юмористических площадок Москвы
Свободное время
Куда пойти в выходные 31 августа – 1 сентября
Самые интересные события в Москве
Наш город
Собянин рассказал о городской программе стимулирования создания рабочих мест
По итогам реализации более 281 000 горожан смогут трудоустроиться рядом с домом
Наш город
Выбирай и купайся: москвичи определят лучшие летние бассейны
В голосовании представлены свыше 20 локаций в разных районах столицы
Культурный город
Кино и космос: московский планетарий примет фестиваль научных фильмов
Мероприятие приурочено к 95-летнему юбилею небесной обсерватории
Культурный город
Опера под звездным небом: музыкальный фестиваль пройдет в Царицыно
31 августа и 1 сентября там выступят артисты российских и зарубежных театров