Киногород как актив: почему рынку кино и рекламы нужны капитальные декорации

Достоверность съемочных локаций превращает их в инструмент монетизации
Алексей Тихонюк / Пресс-служба ВТБ
Алексей Тихонюк / Пресс-служба ВТБ

Картонные декорации и неубедительная бутафория в кадре постепенно уходят в прошлое. Сегодня, чтобы удержать зрителя, привыкшего к качественному контенту, российским кинопроизводителям приходится более кропотливо подходить к созданию пространства для съемок. «Современная, отчасти избалованная высокобюджетным мировым контентом аудитория ждет достоверности. Это подталкивает индустрию к гиперреализму: к использованию правдоподобных материалов, продуманных сцен и натуралистичных декораций», – рассказала «Ведомости. Городу» академический руководитель программы «Кинопроизводство» Института кино НИУ ВШЭ, сооснователь кинокомпании Vision Media Postproduction Полина Ильина. Вместо одиночных фасадов киношники теперь строят целые улицы и кварталы, а на одной площадке совмещают интерьеры и природу, добавляет эксперт.

Дополнительным стимулом для внутреннего рынка стал также уход многих зарубежных кинопроизводителей. Представителям российской индустрии необходимо восполнять этот пробел. Снимать локации, имитирующие заграничные города, зачастую проще в пределах страны, отметил в беседе с «Ведомости. Городом» главный редактор кинопортала Zoom.Film Александр Голубчиков. По его словам, одновременно сохраняется внутренний спрос на нетрадиционные для российского кинематографа жанры, например вестерны. «Производство таких проектов, как и масштабных сказок и сериалов, требует полноценных съемочных пространств. Это также способствует появлению киногородков», – подчеркнул Голубчиков.

Наследие блокбастеров

Параллельно владельцы известных киностудий и площадок, таких как «Мосфильм», а также киногород Горки Ленинские в Подмосковье, несколько лет назад стали рассматривать «постэксплуатацию» декораций в качестве дополнительного источника доходов. Их решили использовать для туризма и других коммерческих мероприятий, указывает Ильина.

Подобный опыт российские кинематографисты, по словам Ильиной, переняли у западных коллег. Показательный пример – музей Warner Bros. Studio Tour London, посвященный съемкам фильмов о Гарри Поттере. «Хогвартс» превратился в популярнейшую среди туристов и местных жителей площадку с выручкой свыше $1 млрд за год, отмечает Ильина.

Тренд на монетизацию киногородков набирает обороты, сходятся во мнении Голубчиков и Ильина. К примеру, под Троицком продолжает строиться и разрастаться кинопарк «Москино», открытый для посетителей с прошлого года. Сейчас его площадь – более 350 га, и в столичной мэрии уже называют парк одной из самых крупных киноплощадок в мире. В течение пяти лет, по данным московских властей, размеры креативной территории превысят 1100 га. На сегодня в парке открыты 34 натурные площадки и шесть павильонов. Здесь можно найти декорации старой Москвы, европейские улочки, точную копию Рейхстага и пр. На территории уже сняли более 140 кинопроектов. В парке проводятся не только съемки и экскурсии для туристов, но также и различные городские фестивали.

Алексей Тихонюк / Пресс-служба ВТБ
Алексей Тихонюк / Пресс-служба ВТБ

Кинолокации, получившие вторую жизнь, есть и в разных регионах страны. Некоторые начали появляться еще в прошлом десятилетии. К примеру, нынешний культурно-исторический комплекс «Сарай-Бату» под Астраханью был построен в 2011 г. как декорация для фильма «Орда» Андрея Прошкина. После съемок киногородок разбирать не стали разбирать, и с 2018 г. он открылся для туристов в качестве музея под открытым небом. Впоследствии живописные декорации комплекса неоднократно использовались для съемок других исторических кинопроектов и даже музыкального клипа.

Похожая судьба и у крымского развлекательного парка «Викинг», открытого в 2016 г. в долине Красных пещер между Симферополем и Алуштой. Площадка, созданная на основе декораций к одноименному фильму Андрея Кравчука, воссоздает атмосферу средневекового скандинавского города VIII–XI вв. Сегодня здесь проводятся квесты, мастер-классы и другие активности. «Парк также продолжает служить и как площадка для новых съемок», – добавила Ильина.

Солидное наследие оставила после себя и картина «Злой город» Константина Буслова, вышедшая в этом году. Для съемок картины, посвященной теме обороны Козельска от монгольского нашествия, в Тверской области был выстроен комплекс, воссоздающий средневековый город с 40 строениями, улицами и деревянным мостом через реку. «Его сейчас тоже используют для съемок других фильмов», – отметил Голубчиков.

Управляемость процесса

Тренд на постэксплуатацию декораций одновременно повышает требования к их качеству и превращает сам объект в актив для бизнеса, подчеркнула Ильина. Создание кинопарка дает съемочной группе полный контроль над художественной средой и производственным процессом. Это не только образует стабильные условия для съемки, но и позволяет избежать административных рисков и потери времени на всевозможные согласования, отметила эксперт. Все ресурсы – от гримерных до складов реквизита – размещаются непосредственно у площадки. График съемок можно выстроить четко, без зависимости от городской инфраструктуры. Такой подход особенно важен для проектов с массовыми сценами, сложной координацией каскадеров, применением визуальных эффектов и компьютерной графики, отметила Ильина.

Учитывая требовательность современного зрителя, конкурировать с киногородами в визуальном правдоподобии могут разве что реальные локации. Например, для съемок ролика из цикла «ВТБ – это классика» по пьесе «Гроза» Островского создатели выбрали живописные виды под Тольятти.

Алексей Тихонюк / Пресс-служба ВТБ
Алексей Тихонюк / Пресс-служба ВТБ

Ролик, режиссером-постановщиком которого выступил Клим Шипенко, вышел в октябре 2025 г. Сюжет переосмысливает события оригинала. В пьесе Островского возлюбленного Катерины – Бориса – ждут разлука с ней, потеря наследства и отъезд в Сибирь. Создатели ролика показали, как могла бы сложиться судьба героев, если бы Борису подсказали иной выход.

«Мы предпочитаем снимать в реальных локациях, при этом стремимся максимально придерживаться описаний автора и исторической достоверности», – рассказала «Ведомости. Городу» креативный продюсер и сценарист Яна Завьялова. По ее словам, для того чтобы локация была финально утверждена для съемок, она должна соответствовать эпохе произведения, позволять режиссеру и оператору воплотить свой художественный замысел, быть доступной в сроки, подходящие команде и актерам. 

Алексей Тихонюк / Пресс-служба ВТБ
Алексей Тихонюк / Пресс-служба ВТБ

Работают создатели роликов из цикла «ВТБ – это классика» и с декорациями. Например, их приходится возводить, когда исторические объекты не подходят под необходимые критерии. Для той же «Грозы» была выстроена гостиная бревенчатого дома купчихи Кабанихи и ее сына. «Главной задачей для нас было соблюсти историческую точность во всех деталях интерьера и через них верно передать характер и социальное положение персонажей, которые в нем живут. Кабанова – глава обеспеченного купеческого семейства, а атмосфера в их доме темная и давящая», – пояснила Завьялова.

В целом рекламные ролики тоже могут сниматься в киногородках, говорит Голубчиков. В этом случае создатели используют готовые декорации, при необходимости адаптируя их под свои задачи.

Вклад в культуру

По словам Ильиной, декорации обретают вторую жизнь в нескольких случаях. Во-первых, если они представляют собой масштабные объекты – например, целые улицы или поселки, сочетающие интерьер и экстерьер, а не просто помещение. Во-вторых, если они имеют узнаваемый облик, такой как «Москва 40-х» или «Дикий Запад». И наконец, если для приема экскурсионных групп подготовлены все условия: проведена промокампания, налажена инфраструктура – кассы, сувениры, гостиницы и кафе.

Развитие тренда на строительство киногородков способствует дальнейшему развитию киноиндустрии, а также развлекательной сферы, считает Голубчиков. Инвестиции в киногорода можно считать вкладом в культурное наследие региона, добавила Ильина. Но только если речь идет о полноценной экосистеме: создании рабочих мест, образовательных программ, событийной повестки и формировании имиджа территории как «места, где делают кино». Такая задача выполнима при системной поддержке государства, резюмировала эксперт.

Самое популярное
Другие города
Город в крое: как мода отражает архитектуру и ритм мегаполисов
Российские дизайнеры – о том, как городская среда формирует их эстетику
Наш город
Самокаты уходят в «спячку»: города России завершают сезон кикшеринга
Средства индивидуальной мобильности остаются популярным видом транспорта
Культурный город / Мнение
Космос вокруг нас
Как ретрофутуризм влияет на современную архитектуру и дизайн
Городская недвижимость
Заработать на жилье: где искать доходность выше депозитов
После снижения ключевой ставки ситуация на рынке недвижимости стала меняться
Свободное время
Куда пойти в выходные 15–16 ноября
Только интересные события в Москве
Наш город
От «Университета» до Метрогородка: в Москве запустили первый трамвайный диаметр
Новый маршрут свяжет 13 районов города
Культурный город
На языке искусства: южноафриканский художник бросает вызов русским ученым
В «Сколкове» появился арт-объект художника из ЮАР Антона Смита
Городская недвижимость / Мнение
Эволюция редевелопмента
Новые проекты будут возникать реже, но снизится количество нежизнеспособных концепций
Городская недвижимость
«Склиф» будущего: в Москве заложили первый камень нового медицинского комплекса
Как будет выглядеть знаменитый НИИ скорой помощи через три года
Наш город
Больше чем декор: почему города так рано украшают к Новому году
Как гирлянды, елки и световые инсталляции формируют среду и настроение
Наш город
Шиномонтаж не подождет: когда в Москве выпадет снег
Синоптики рассказали о погоде в столице на неделю
Другие города
Архитектурный дайджест: вино, аристократы и арт-объект на парковке
Что произошло в мире архитектуры на прошлой неделе
Наш город
География расходов: где и на что москвичи тратят деньги
Не по всем видам расходов в лидерах – центральные районы
Свободное время
Третья «Иллюзия обмана», Камбербэтч против ворона и еще шесть кинопремьер ноября
Что смотреть в кинотеатрах в конце осени
Умный город
Территория для людей: главные тренды урбанистики прямо сейчас
Что определяет городское пространство в современном мире