Корейская мелодрама про несбывшуюся любовь и трагедия белорусского эмигранта. Пять фильмов Берлинале
Пять самых интересных фильмов, которые боролись за «Золотого медведя»С 16 по 26 февраля в Германии прошел 73-й Берлинский международный кинофестиваль. В основном конкурсе были представлены 18 фильмов из 19 стран, 15 из них – премьеры. Все они скоро будут в мировом прокате и, возможно, доберутся до России. В подборке «Ведомости. Города» пять самых интересных фильмов, которые боролись за «Золотого медведя»: корейская мелодрама про несбывшуюся любовь, мистическая история эмигранта из Белоруссии, триллер о токсичной маскулинности и др.
«Прошлые жизни»
Режиссер Селин Сон, США
У корейской девочки Ен На есть лучший друг Хэ Сон. Он каждый день провожает ее из школы домой. Но для первой влюбленности время неподходящее: семья девочки собирается эмигрировать в Штаты. Ен На уже примеряет на себя новое американское имя Нора, говорит одноклассникам, что обязательно получит Нобелевскую премию по литературе и никогда не вернется в Корею. Расставание с лучшим другом, который тяжело переживает будущую разлуку, кажется ей чем-то несущественным на фоне таких захватывающих и глобальных перемен в жизни.
Через 12 лет повзрослевшая Нора (Грета Ли), начинающая сценаристка в Нью-Йорке, уже с трудом вспоминает имя мальчика (Тео Ю), с которым дружила в детстве. Бывшие приятели находят друг друга в соцсетях, созваниваются по видеосвязи, и их отношения внезапно переходят в бурный роман на расстоянии. Как и в детстве, они понимают друг друга с полуслова и готовы разговаривать часами. Но Норе и ее школьному другу снова приходится расстаться.
В следующий раз они встречаются еще через 12 лет. Она замужем, он тоже задумывается о семье с другой. Только сейчас, повзрослев, они вдруг понимают, что потеряли шанс на, возможно, главные отношения в своей жизни. Проведя вместе два дня, полные тоски по несбывшемуся, они снова расстаются.
«Прошлые жизни» – дебютный фильм драматурга корейского происхождения Селин Сон. Он основан на автобиографическом материале – режиссер тоже ребенком эмигрировала из Кореи, оставив там свою первую любовь. По ходу сюжета его герои неоднократно возвращаются к обсуждению философского понятия «Иньон» – в каждом из бесконечно повторяющихся перерождений мы обречены встречать одного и того же человека, предназначенного судьбой.
Disco Boy
Режиссер Джакомо Абруццезе, Франция/Италия/Бельгия/Польша
Два белорусских парня, «друзья по несчастью» в поисках лучшей жизни, мечтают попасть во французский Иностранный легион. Прикинувшись футбольными фанатами, они едут на матч в Польшу. Оттуда незаконно перебираются через границу в Германию, а затем во Францию. Ночью, под дождем, они переплывают пограничную реку, радостно выкрикивая: «Бордо!», «Камамбер!», «Багет!» Но до берега добирается только один из них.
Теперь бывшего белорусского детдомовца зовут Алекс Дюпре. Он любит отдохнуть за бокалом бордо. Но тоска по родине его не отпускает. В одной из военных миссий в Африке главный герой убивает молодого повстанца. Трагедия становится спусковым крючком для потерявшего свои корни Алекса – то ли он постепенно сходит с ума, то ли в его жизнь приходят потусторонние силы. Его преследует дух убитого, и сам он постепенно трансформируется в собственную жертву.
Фильм Disco Boy стал для итальянского режиссера Джакомо Абруццезе дебютом в полнометражном кино. Он не начинал съемки картины несколько лет: ждал, когда немецкий актер Франц Роговски (исполнил главную роль в фильме «Ундина», который стал лауреатом Берлинале в 2020 г.) согласится исполнить в картине главную роль. Это единственный итальянский фильм, участвовавший в конкурсе 73-го Берлинского международного кинофестиваля. В роли африканского повстанца дебютировал начинающий актер Морр Ндиайе, а его сестру сыграла Летиция Ки – художница-активистка из Кот-д’Ивуара, которая создает скульптуры из своих волос.
«Манодром»
Режиссер Джон Тренгов, Великобритания/США
Триллер «Манодром» идет наперекор всем современным трендам политкорректности и толерантности. Это фильм о том, как мужчине живется в мире победившего феминизма.
Роль простого работяги Ральфи, который пытается заработать на приемлемое существование для себя и своей беременной подруги, блестяще исполнил Джесси Айзенберг (главная роль в фильме «Социальная сеть»). Ральфи работает таксистом в Uber. Он недоедает, украдкой грызет украденное яблоко, но ни за что не возьмет бесплатный стейк, когда его угощают приятели. Его единственная отрада – тягать железо в дешевой качалке. Ральфи постоянно чувствует себя униженным – клиентами такси, самоуверенными качками в зале, своей девушкой, которая, как он считает, его ни во что не ставит. Ральфи хочет быть настоящим мужчиной – обеспечивать семью, быть успешным и сильным, но не может вырваться из круга бедности, унижений и неудач. Знакомство с главой маскулинного сообщества-секты «папой Дэном» (Эдриан Броуди, главная роль в фильме «Пианист») становится бальзамом на душевные раны Ральфи: они проповедуют половое воздержание и отказ от женщин, которые контролируют их жизни. Новый друг Ральфи убеждает его выпустить наружу свою мужественность, и в результате молодой человек сходит с ума.
«Большая колесница»
Режиссер Филипп Гаррель, Франция/Швейцария
Знаменитый французский режиссер Филипп Гаррель накануне 75-летия представил миру картину, в которой отразил свое понимание семьи, наследия и традиции. В главных ролях снялись его дети – сын Луи (очень похожий на режиссера в молодости), дочери Эстер и Лена.
«Большая колесница» – легкая семейная история, больше похожая на зарисовку без четкого начала и ярко выраженного конца. Беспечные французы легко живут, меняются возлюбленными, заводят и оставляют детей, работают и умирают.
Пожилой кукольник (французский актер Орельен Рекуан) руководит собственным театром, последним оплотом классического мастерства с древними куклами и традиционными сюжетами. В семейном подряде артистами служат трое его взрослых детей, сын и две дочери. Когда кукольник умирает, становится ясно, что только сила его фанатичной преданности традициям и искусству держала на плаву ветхое предприятие. Чтобы выжить, театру нужно полностью модернизироваться и представить совершенно новые постановки. Но старшая дочь, которая заняла место отца, никак не решается предать его идеи. Конец старому существованию положит случайная гроза, дерево рухнет на маленький театр и разрушит его до основания. Но жизнь продолжит идти своим чередом, и на месте разрухи непременно взойдут новые всходы.
«Ингеборг Бахман: Путешествие в пустыню»
Режиссер Маргарете фон Тротта, Швейцария/Австрия/Германия/Люксембург
Ингеборг Бахман – реальная историческая личность, знаменитая австрийская писательница и переводчица, автор стихов, новелл и романов.
Фильм сняла не менее знаменитая Маргарете фон Тротта, представительница нового немецкого кино, которая помещает в центр своего киноповествования историю сильных женщин. Среди ее работ фильм «Поруганная честь Катарины Блюм» о молодой немке, которая влюбилась в террориста и стала жертвой немецкой прессы; биографическая драма о женщине политике и философе «Роза Люксембург»; картина об отважных женщинах, которые устроили демонстрацию протеста против нацистского режима в 1943 г., «Розенштрассе» и др.
На этот раз Маргарете фон Тротта решила рассказать историю бурной и несчастной любви писательницы (люксембургская актриса Вики Крипс) и бельгийского драматурга Макса Фриша (немецкий актер Рональд Церфельд). Многие кинодиалоги позаимствованы из переписки влюбленных.
Роман между поэтессой и драматургом начинается с восхищения масштабом таланта друг друга. Но жить вместе, как обычные мужчина и женщина, два гения оказываются неспособны: ему требуется горячий обед и помытая посуда, а ей – тишина и вдохновение. Каждый из них, как опытный вампир, использует спутника для подпитки своих творческих ресурсов. Бесконечная ревность к другим людям и успеху друг друга расшатывает зыбкий союз. На фоне тяжелой семейной жизни с непрекращающимися ссорами у поэтессы начинается депрессия. Она на долгий срок теряет способность писать стихи. Исцелением от несчастной любви для Ингеборг Бахман становится путешествие в пустыню, где писательница вновь обретает себя. По всему сюжету рассыпаны мрачные метафоры, которые отсылают к страшной кончине писательницы. Уже через много лет после событий, которые воспроизводятся в фильме, Бахман погибла в пожаре, заснув в постели с зажженной сигаретой.