От Шагала до Васнецовых: главные выставки лета

«Ведомости. Город» отобрал самые яркие проекты сезона
Государственная Третьяковская галерея

В Новой Третьяковке показывают работы представителей трех поколений семьи Васнецовых. В Пушкинском музее открылась выставка архитектурной графики, посвященная Риму. В Музее русского импрессионизма расскажут историю первого русского глянца, а посетители московского фонда Ruarts смогут познакомиться с текстильным искусством.

«Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век»

Государственная Третьяковская галерея

Третьяковская галерея решила впервые в рамках одного выставочного проекта объединить работы представителей трех поколений семьи Васнецовых. Самый известный из них – создатель «Богатырей», «Аленушки» и других хрестоматийных работ Виктор Михайлович Васнецов. К 175-летию со дня его рождения и приурочен проект «Связь поколений», который идет в Новой Третьяковке на Крымском Валу.

Впервые Виктор Васнецов обратился к фольклорно-эпической теме в картине «Витязь на распутье» (1878), которая была встречена очень негативно. Но художник продолжил работать в этом направлении и со временем снискал славу «богатыря русской живописи». На выставке он также обширно представлен подборкой семейных портретов, абрамцевскими пейзажами, эскизами костюмов и декораций к опере «Снегурочка» и крупноформатными живописными картонами, созданными для росписи собора Святого Владимира в Киеве.

Аполлинарий, младший брат Виктора Васнецова, в первую очередь прославился серией картин-реконструкций «Старая Москва». Воссоздавая облик Древней Руси, он много работал с историческими материалами, старинными городскими планами и гравюрами. Для картин этого цикла создано специальное экспозиционное пространство, напоминающее стены белокаменного города. Для выставки также были отобраны монументальные мистические пейзажи Аполлинария Васнецова, созданные под влиянием идей русского космизма.

Подзаголовком «Из XIX в XXI век» выставка обязана 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова, внука Виктора Михайловича и одного из основоположников «сурового стиля». Его творчество представлено подборкой из порядка 50 полотен, многие из которых поступили в фонды Третьяковки за последние годы. В общей сложности на выставке собрано почти две сотни работ, которые помогают раскрыть индивидуальность каждого из трех художников и одновременно с этим выявить то, что их объединяет.

С 23 мая по 4 ноября 2024 г.

«Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко»

ГМИИ имени А. С. Пушкина

Пушкинский музей подготовил выставку архитектурной графики, которая посвящена тому, как именно Рим стал тем самым Вечным городом, каким мы его знаем сегодня. По словам сокуратора проекта Василия Успенского, разговор на эту тему со зрителем ведется в сдержанном и академичном формате.

«В сегодняшнем Риме разные эпохи прошлого и современность неразделимы и сплетаются в уникальное единство, где античность не превращена в археологический памятник, а проникает в плоть города, – комментирует «Ведомости. Городу» Успенский. – Но Рим не был таким всегда. Это стало результатом изменений, продолжавшихся на протяжении трех столетий, с XVI по XVIII в., которым мы и посвящаем эту выставку. Удачей для нас стало, что в то время Рим был самым часто изображаемым городом в Европе».

Изменения, происходившие в облике города, можно проследить на гравюрах, составляющих львиную долю экспозиции. Дополняют их живописные произведения Джованни Паоло Паннини и Бернардо Беллотто. Кроме того, экспонаты перемежаются античными памятниками, фрагментами скульптур и фресок. Такое экспозиционное решение должно способствовать погружению зрителя в атмосферу Рима XVI в., когда руины составляли большую часть городской ткани. По словам кураторов, одним из которых выступила директор Пушкинского музея Елизавета Лихачева, выставка скорее подталкивает зрителя не к любованию красотами, а к вдумчивому созерцанию и изучению.

Среди экспонатов представлено много редких гравюр. Самыми эффектными среди них, по словам Успенского, стали масштабные листы Пиранези и громадная панорама работы Джузеппе Вази. Многие из них происходят из петербургского собрания архитектора, графика и историка античной архитектуры Максима Атаянца, выступившего соорганизатором проекта.

С 18 июня по 15 сентября 2024 г.

«В ожидании чуда. Посвящение Марку Шагалу»  

Недавно открывшийся проект «В ожидании чуда» Еврейский музей и центр толерантности позиционирует как выставку-путешествие для всей семьи. «Мы хотели создать экспозицию, позволяющую поговорить с ребенком о творчестве Шагала и о том чуде, в предощущении которого, по его собственным словам, он провел всю свою жизнь, – комментирует для «Ведомости. Города» сокуратор Ирина Дворецкая. – Каждый зал иллюстрирует отдельные моменты биографии художника, воссозданные так, как они описаны им самим».

В основу экспозиции, поделенной на семь разделов, легли фрагменты документально-поэтической автобиографии Шагала «Моя жизнь», которую сам он называл романом. Шагал написал его в 1922 г. в 35-летнем возрасте, поэтому в ней содержатся воспоминания лишь о раннем этапе жизни художника, которому суждено было прожить еще более 60 лет. 

Экспозиция начинается в комнате с детской колыбелью и через рыбную лавку, где трудился отец художника, ведет на улицы Витебска, где можно встретить животных, без которых сложно представить себе полотна Шагала. В каждом зале есть интерактивные элементы, будь то весы для взвешивания рыбы или раскраска, посвященная теме цирка. «Парижский зал разделен на две части: из мастерской Шагала в «Улье» через шкаф можно попасть в городское кафе, – говорит Ирина Дворецкая. – Заканчивается выставка залом цирка и театра, где детям предлагается примерить крылья ангела или «поймать» зеркалом город и представить, что идешь по облакам».

Среди произведений искусства кураторы Ирина Дворецкая и Мария Гадас выделяют расположенную в первом зале большую живописную работу Шагала под названием «Рождество». Экспозицию дополняют произведения Натана Альтмана и Григория Ингера, объединенные темой детства, проведенного в еврейских местечках.

С 28 мая по 6 сентября 2024 г.

«Журнал красивой жизни»

Музей русского импрессионизма

Замысел выставки «Журнал красивой жизни», которая стартовала в Музее русского импрессионизма, стал результатом случайности. По словам организаторов, изначально на эти даты планировалось проведение ретроспективы одного из русских художников начала ХХ в., но в процессе сбора материала репродукцию картины этого автора обнаружили на обложке журнала «Столица и усадьба», который считается первым отечественным глянцевым изданием. В результате было принято решение рассказать именно о нем.

Журнал, выходивший с 1913 по 1917 г., предназначался для обеспеченной публики: людей, которые относительно недавно разбогатели и хотели влиться в петербургский высший свет. На страницах издания рассказывалось, какой виделась жизнь представителям этой части русского общества, какое искусство они выбирали, какие спектакли посещали. По словам сокуратора выставки Ольги Юркиной, журнал отличался некоторой дидактичностью и задавал тренды. В основе его концепции лежало стремление к красивой жизни, а за образец бралась русская культура начала XIX в., поэтому в журнале, например, было много материалов о пушкинской эпохе. Считалось, что тогда русская жизнь в ее светском и культурном проявлении была верхом изысканности и хорошего вкуса.

«В журнале можно было встретить обзоры главных петербургских выставок той поры, – объясняет «Ведомости. Городу» Юркина. – Почти все они были написаны Сергеем Кондаковым, который мог ругать Кузьму Петрова-Водкина или Бориса Кустодиева, зато хвалил портреты знатных петербургских дам кисти Николая Беккера, которого сегодня знают разве что только специалисты». Когда Кондаков пишет об одной из частных петербургских коллекций, он проводит читателя из комнаты в комнату, отмечая, насколько гармонично собран уголок того или иного автора, как удачно конкретную работу дополняет этажерка с фарфором.

В экспозиции представлено чуть более 100 произведений, включая живописные и графические работы Исаака Бродского, Николая Фешина, Александра Маковского и других мастеров, которые печатались на обложках и страницах журнала или упоминались в рецензиях. Поделены они между разделами, соответствующими журнальным рубрикам или отдельным статьям. Среди них есть, например, раздел «В зрительной зале», так как журнал уделял большое внимание театральной жизни. Есть и раздел, посвященный туризму как обязательной составляющей светской жизни. Про это обычно писал главный редактор и издатель журнала Владимир Крымов, подписывавшийся псевдонимом Глобтроттер, который можно буквально перевести с немецкого как «заядлый путешественник», по сути же это аналог сегодняшнего «джетсеттера». Сам журнал представлен на выставке в формате электронных «листалок».

С 20 июня до 6 октября 2024 г.

«Нити»

Московский фонд Ruarts

Свой рассказ о выставке «Нити», открывшейся в московском фонде Ruarts, куратор Нина Гомиашвили начинает с интересного признания. По ее словам, в этом году складывается впечатление, что московское арт-сообщество участвует в неофициальной олимпиаде текстильного искусства. Соответствующие тематические выставки еще с зимы проходили на ведущих площадках столицы. Похожая ситуация в этом году произошла и на Венецианской биеннале, где работы, так или иначе связанные с тканью, можно встретить и в основном проекте, и на событиях параллельной программы.

Экспозиция проекта «Нити» наполовину состоит из вещей, входящих в коллекцию основанного коллекционером и меценатом Марианной Сардаровой фонда Ruarts, который в прошлом году отметил свой 20-летний юбилей. На сегодня собрание фонда включает в себя более 2000 произведений искусства. Среди представленных в коллекции имен есть порядка 10–15 авторов, которые используют текстиль как свой основной художественный язык. Их произведения дополнили работами других художников. Часть произведений привезли в Москву из Индонезии, Сербии, Испании и других стран.

«Выставка проходит на всех четырех этажах фонда и включает работы 39 авторов», – рассказывает «Ведомости. Городу» Гомиашвили. Она добавляет, что очень мало предметов висит на стене: в основном они парят в воздухе или существуют в виде отдельных инсталляций. «В итоге получился тонкий и торжественный хор из текстильных работ, и я абсолютно уверена, что посетителям удастся войти в резонанс хотя бы с некоторыми из них», – говорит Гомиашвили. Среди представленных авторов есть как именитые вроде группы AES+F, Хаима Сокола или Ирины Кориной, так и те, для кого эта выставка станет первой.

С 21 июня до 3 ноября 2024 г.

Самое популярное
Свободное время
Фильмы и шоу с каскадерами: как пройдет Московская международная неделя кино
Более 200 мероприятий будут проходить ежедневно в рамках фестиваля в столице
Культурный город / Галерея
Как прошли первые выходные на фестивале «Театральный бульвар»
В субботу и воскресенье площадки проекта посетили более 100 000 человек
Наш город
Объем столичных закупок у малого бизнеса за полгода превысил 317 млрд рублей
Это на 32% превышает показатель аналогичного периода 2023 года
Городская недвижимость
Банк России займет все офисы в новом квартале на «Белорусской»
Эксперты оценили сделку ВЭБа и ЦБ в исторической части столицы
Свободное время
От классики до джаза: «Зарядье» примет масштабную музыкальную программу
В рамках проекта «Культурный город» выступят отечественные и зарубежные артисты
Наш город
Городские службы Москвы перешли в режим повышенной готовности из-за непогоды
Дождь с грозой и ветром сохранятся в столице до конца дня
Наш город
Выставка к юбилею Московского зоопарка и артефакты XIX века – хорошие новости
Только положительные события в завершение недели
Наш город
В Москве появятся 30 современных центров женского здоровья
В столице разработали первый клиентский путь ведения беременности
Свободное время
Спорт, музыка, угощения: что ждет гостей проекта «Лето в Москве» в эти выходные
20 и 21 июля несколько улиц в центре столицы станут пешеходными
Свободное время
Куда пойти в выходные 20–21 июля
Самые интересные события в Москве
Наш город
Собянин: на платформе i.moscow зарегистрированы уже более 185 000 пользователей
Свыше 7300 компаний и ИП получили помощь через столичный сервис
Свободное время / Интервью
Владимир Перельман: «В Европе такого сервиса, как в Москве, нет»
Как русский ресторатор открывал парижское бистро в Лиссабоне
Москва 2030
Что гарантирует москвичам стратегия развития соцзащиты до 2030 года
Столица совершенствует меры социальной поддержки жителей города
Москва 2030
Куда пойти на форуме-фестивале «Территория будущего. Москва 2030»
Мероприятия пройдут в столице с 1 августа по 8 сентября
Москва 2030 / Интервью
Евгений Козлов: «Единственное, чего нет в Москве, – это моря»
Председатель комитета по туризму города Москвы о том, как столица и туристическая отрасль делают ожидания от города оправданными