Читайте также
Спорное искусство. Современная скульптура не может пробиться на улицы русских городов
Чего ждать от Дома культуры «ГЭС-2»
Хайтек и креатив. Можно ли с помощью технологий стать художником и композитором

Феминистки, мигранты и Россия 90-х: что покажут на международной выставке в Москве

Звезды европейского современного искусства на выставке «Многообразие. Единство» в Новой Третьяковке
Юлия Захарова / Третьяковская галерея
Юлия Захарова / Третьяковская галерея

В Третьяковской галерее на Крымском Валу открылась самая масштабная выставка современного европейского искусства «Многообразие. Единство». Более 300 произведений от 90 авторов, срез художественных исканий последних 30 лет. В этом проекте участники рассказывают о социальных, политических и художественных процессах, происходящих в Европе после падения железного занавеса. Цель выставки – понять, что такое европейские ценности? На чем зиждется единство Европы? Насколько надежны солидарность, уважение и взаимная терпимость? 

Чтобы ответить на эти вопросы, кураторы разделили пространство на 9 разделов: мечты и демократия, кризис и сопротивление, память и конфликт, диалоги и дневники, сила и равенство, образы будущего и просвещение, границы и контуры, реальные и воображаемые пейзажи, действие и абстракция. Каждое название рождалось в активной дискуссии с художниками, поэтому многие участники ответили на новую тему новой работой, созданной специально к этому проекту. Как например, произведение французского художника Кристиана Болтански «Снова многообразие единства», ставшее последним – он умер 14 июля 2021 г.). Художник соединил фрагменты отобранных фотографий детей из России, Германии и Франции – тех стран, где будет показана выставка. Получилось визуальное размышление о том, что в каждом человеке смешаны различные этносы.

Проект «Многообразие. Единство» исследует, как художники отвечают на главные вызовы сегодняшнего мира: пандемию, глобальное потепление и миграции, – ведь именно эти проблемы стали большой угрозой для сохранения целостности Европы. В выставке участвуют художники из 35 стран, разного возраста, разной национальности, также кураторам было важно сохранить равновесие между полами. Наряду с такими известными художниками, как Маурицио Каттелан, Энтони Гормли, Георг Базелиц, Ансельм Кифер, Ирина Корина, Илья и Эмилия Кабаковы, Герхард Рихтер, Грейсон Перри, Олафур Элиассон, представлены более молодые, но уже успевшие прославиться: Ольга Чернышева, Екатерина Муромцева, Андреас Ангелидакис, Констан Дюлларт и другие. Для каждого важна тема Европы, ее история и культура.

Начинается экспозиция с двух монументальных фигур на первом этаже Уго Рондиноне – частью серии 2019 года. Они представляют собой необработанные гранитные блоки, положенные друг на друга, и напоминают древние мегалиты. Работа воспринимается как аллюзия к истории зарождения искусства.

Юлия Захарова / Третьяковская галерея
Юлия Захарова / Третьяковская галерея

На втором этаже представлен отдельный проект – инсталляция Люси + Хорхе Орта (Англия) «Антарктическая деревня», состоящая из палаток и флагов – символ территориальности и кочевничества. Сохраняющая политический нейтралитет Антарктика для художников – это утопия. Авторы в день открытия выставки предлагали любому желающему стать гражданином Антарктики и получить по этому случаю новый паспорт. В ответ требовалось лишь поддержать социальный прогресс, защищать окружающую среду, бороться за свободу, справедливость и мир во всем мире. 

Юлия Захарова / Третьяковская галерея
Юлия Захарова / Третьяковская галерея

Основная же экспозиция располагается на третьем этаже. Видное место занимает инсталляция Ирины Кориной, размышляющей о Европе в контексте русского восприятия – о том, что для многих соотечественников это в первую очередь место курорта, а значит, и шоппинга. В стеклянных витринах можно увидеть пирамиду красных подарочных коробок как напоминание о многочисленных сувенирах, которые привозят из заграничных поездок домой. 

Отдельного упоминания стоит видеопроект молдавского художника Павла Брайла «Обувь для Европы» – это документальная съемка о том, как поездам, следующим с территории бывшего СССР в Европу, меняют вагонные тележки. Это вынужденная остановка воспринимается автором как многозначительно-символический жест.

Мона Хатум (Англия) и Шейла Камерич (Босния и Герцеговина) размышляют о европейской демократии, о том привычном облике дружелюбия и гостеприимства, знакомом туристам, но который неведом мигрантам. Хатум представила ковер с надписью welcome, традиционно размещаемый у входа в дом, но вместо нитей художница использовала иглы, придавая повседневной вещи зловещий смысл. Камерич создала скульптуру — слово Liberty (Свобода) из светящегося неона, а наверху расположила острые шипы, которые обычно используют для отпугивания голубей. Таким образом, художница показывает, сколь хрупкой может быть свобода.

Юлия Захарова / Третьяковская галерея
Юлия Захарова / Третьяковская галерея

Российская художница Ольга Чернышева переосмысляет российскую историю 1990-х годов. В серии фотографий «На обочине» 2010 года она показывает документальную съемку хрустальных люстр, выставленных на продажу вдоль больших магистралей. Это реальная история о том, как работникам завода Гусь-Хрустальный выдавали зарплату продукцией. В результате люди были вынуждены сами продавать товар у обочины. 

Еще один резонансный проект представлен хорватской художницей Саней Ивекович. Ее работа выглядит как серия модных глянцевых фотографий, на которых красивые девушки рекламируют очки. Но на самом деле, это все женщины, подвергшиеся насилию, а их очки – способ скрыть свое истинное лицо, оказавшись в убежище. Художница поднимает вопрос маргинализации женщин, о том, как расценивается их красота с точки зрения общества.

Юлия Захарова / Третьяковская галерея
Юлия Захарова / Третьяковская галерея

На этой выставке можно и взаимодействовать с искусством – например, сесть на модель для дома Ницше, Фрейда или Ле Корбюзье, созданные немецким художником Эрвином Вурмом. Примерить цифровую кожу в инсталляции Тристана Шульце. Взять небольшую скульптуру с собой – речь идет о работе испанского художника Фернандо Санчесе Кастильо, в которой автор предлагает ответить на вопрос «что такое демократия?». Написав ответ на листочке и приклеив его к стене, зритель может взять 10-сантиметровую пластмассовую фигуру – памятник немецкому рабочему Августу Ландмессеру, который отказался поднять руку в нацистском приветствии при запуске корабля «Хорст Вессель» в 1936 году (в качестве артефакта художник представил фотографию этого исторического события).

Можно засмотреться на поистине театральное зрелище, организованное художницей Уллой фон Бранденбург (Германия), – большой инсталляции «Сладкий, лоскутный, солнечный» 2018 года. В этой работе она инсценирует выставку в лондонской галерее Уайтчепел 1973 года, на которой по случаю празднования вступления Британии в ЕЭС были представлены сладости со всей Европы. Дальнейшая история (вплоть до брексита) утратила былую сладость, а политические игры иронично сравниваются художницей с театром абсурда. Поэтому на видео схожие сладости жадно разбирает толпа детей. 

И, пожалуй, самым подходящим под определение «Многообразие. Единство» стал проект 1997 года датско-исландского художника Олафура Элиассона, который представляет коридор из моночастотных желтых ламп, в свете которых все цвета сводятся к черно-белой палитре, а границы национальностей словно исчезают. Как говорят кураторы, «без многообразия нет единства, и без единства немыслимо многообразие». 

Юлия Захарова / Третьяковская галерея
Юлия Захарова / Третьяковская галерея

У каждого участника свой путь и свое виденье, но всех их объединяет интеллектуальная свобода, которая может стать для зрителей своеобразным маяком в определении таких ценностей, как открытость, терпимость, справедливость и уважение к другим. 

Этот выставочный проект – кочевой, до Москвы он успел побывать в Берлине, а после отправится в Париж. Экспозиция в Западном крыле Новой Третьяковки будет открыта до 13 марта 2022 года.

Самое популярное
Культурный город
На конкурс кадрового резерва от депкульта Москвы пришли заявки из 46 регионов
Прошедшие экспертный отбор повысят квалификацию в ведущих творческих вузах
Культурный город
Дворянское гнездо: в усадьбе Валуево восстановят 10 исторических объектов
Также завершены работы по реставрации особняка Лоськова в Мансуровском переулке
Наш город
Подъемная сила: в Москве откроется первый в России кластер лифтостроения
Он будет создан на базе Карачаровского механического завода
Благотворительность
Учатся и работают: в студотрядах Москвы состоят более 3000 волонтеров
Сергей Собянин поздравил горожан с Днем российских студотрядов
Умный город / Галерея
Центральный университет откроет новый кампус в здании Центрального телеграфа
Объект культурного наследия на Тверской улице приобретен у девелопера Vos`hod
Горожане
Важен каждый: в голосовании о московском цирке приняли участие 100 000 человек
На платформе «Активный гражданин» горожане могут высказаться о его будущем
Умный город
Интеллектуальная среда: Москва реализует около 100 проектов с использованием ИИ
За год в столице внедрили около 300 моделей инновационных разработок
Наш город
425 музыкантов в метро и 1,6 млн тонн собранного вторсырья – хорошие новости
Только позитивные события в завершение недели
Наш город
Старейший в городе: как идет реконструкция Ленинградского вокзала
После работ площадь залов ожидания вырастет более чем втрое
Наш город
Будет лучшим: Куклачев оценил идею строительства нового цирка в Москве
По словам мэра, старое здание на проспекте Вернадского исчерпало свой ресурс
Наш город
Собянин: в ОЭЗ «Технополис Москва» вошли еще четыре производственные площадки
В прошлом году резиденты и арендаторы особой зоны инвестировали в развитие 215 млрд рублей
Свободное время
Куда пойти в выходные 15–16 февраля
Самые интересные события в Москве
Наш город
Собянин призвал москвичей проголосовать по теме создания нового большого цирка
Горожанам предложат выбрать место размещения объекта
Умный город
Московская торговля: на онлайн-портале столицы запустили новый спецпроект
Сегодня на городских рынках представлены продукты более чем из 80 регионов России
Культурный город
Что слушать этой зимой: «Лоэнгрин» в Большом и две «Свадебки» Стравинского
Главные события в мире академической музыки