Художница Вероника Пономарева-Коржевская: «Образ позвал меня и повел за собой»

Вероника Пономарева-Коржевская – о том, как пишет современные иконы и зачем сакральной живописи голограммы и 3D-графика
Личный архив
Личный архив

9 октября в «Центре искусств. Москва» открывается выставка современного христианского искусства «Лики Марии – образы света». Здесь можно будет увидеть собрание изображений Богородицы и другие уникальные иконы. О современной христианской живописи, о том, зачем используют для сакральных работ голограммы и 3D-графику и отражают ли иконы текущие события, «Ведомости. Городу» рассказала автор выставки художница Вероника Пономарева-Коржевская.

– Вероника, расскажите, какие ваши работы войдут в экспозицию «Лики Марии – образы света»?

– Эта выставка – итог моей 10-летней работы. Больше 10 лет прошло с моей предыдущей выставки – она называлась «Красота» и проходила в Музее современного искусства на Гоголевском бульваре. Пришли люди, выпили шампанского и ушли. А я подумала: «Для чего я это делаю? Для того, чтобы мои картины украсили чьи-то стены»? Это же титанический труд, я бы даже сказала, не женский. Я ведь художник-монументалист по образованию. Так что после «Красоты» смыслы дальше заниматься исключительно современным искусством и живописью были утеряны.

У меня квартира была завешана разными изображениями, в том числе буддийскими, и вот кто-то чисто случайно подарил мне икону. Я поставила ее на шкаф и даже не знала, что с этой иконой делать, но вскоре ощутила какое-то живое присутствие – как будто кто-то на меня смотрит. Образ позвал меня и повел за собой. И дальше решила учиться иконописи и какое-то количество лет этому посвятила. Итог этого многолетнего пути – выставка «Лики Марии – образы света». На ней собраны иконы, написанные моей рукой. Сакральное, христианское, околоцерковное искусство, но оно говорит на абсолютно современном языке. Иконопись постоянно менялась, оставаясь внутри канона. Можно даже проследить, как она реагировала на те или иные события, как отвечала на влияние западной культуры. И сейчас мои работы тоже отражают текущее время.

Личный архив
Личный архив
– Ваши иконы теоретически могут украсить какой-нибудь храм? Может быть, уже поступали предложения?

– Все работы, созданные для выставки «Лики Марии – образы света», еще не были доведены до публики и впервые покинут стены моей мастерской. Но поскольку у меня есть одобрение патриаршего совета по культуре и искусству, то эти работы могут находиться в храме, если настоятель или архиерей сочтет возможным их туда поместить. 

– Вы говорили о сочетании традиций и современного искусства в своих работах. Каким традиционным технологиям вы следуете?

– Во-первых, использую ту же самую технику, что и 200, и 300, и 500 лет назад, – пишу натуральными пигментами, для которых связующим звеном используется яичная эмульсия, на натуральной доске, покрываю сверху олифой. Конечно, можно использовать современные краски, многие так пишут, и я в этом не вижу никакой проблемы. Но мне нравится традиционная техника, она позволяет иконам не менять своего облика спустя столетия. 

Предоставлено автором
Предоставлено автором
– На какую аудиторию рассчитана ваша выставка? 

– Статистика заявляет, что у нас в стране примерно 70% православных, а на самом деле в храм ходит 1–2%. Эти люди знают, что такое икона, почему необходимо относиться к ней с трепетом и почитанием, что икона – это больше чем просто материальный предмет культуры и искусства, им не нужно про это говорить. Мне же хочется коснуться сознания тех, кто далек от этих смыслов. Вообще, иконы – это что-то очень привычное для нашей российской культуры, это такой русский код. Мы видим их на календариках, всяких поздравительных открытках, которые мы получаем в мессенджерах, нам кажется, что это неотъемлемая часть нашего быта, но между тем очень мало людей знают по-настоящему, что такое икона, какие смыслы там заложены, как правильно читать икону, какие знаки и символы там отображены. И конечно, мне бы хотелось за счет того, что я использую современный язык и технологии – 3D-графику, голограммы, световые проекции, – пробудить интерес к иконе у максимально широкой аудитории. 

Предоставлено автором
Предоставлено автором
– Вы учились и в Академии живописи, и на Высших литературных курсах, изучали режиссуру игрового и документального кино, проходили стажировку в лондонском Royal College of Art, участвовали в Венецианской биеннале. Можете оценить, насколько русская культура интегрирована в общемировую? Насколько то, что вы сейчас делаете, может быть понято и востребовано в глобальном художественном мире?

– Это интересный вопрос. Дело в том, что у нас есть проблемы, назовем это так, с самоценностью своего культурного кода. Культурный код – это такая штука, которая постоянно находится в конкуренции с другими культурными кодами. И более сильный вытесняет слабых. Бренд конкурирует с брендом, символ конкурирует с символом. И получается так, что последние 30 лет в визуальной культуре мы находились в положении копирования мирового тренда, при этом нас так до сих пор и не пустили на глобальный арт-рынок. Мы не были туда включены в советское время, а когда пришло время новой России, у нас не было соответствующих институтов, не было галерей, не было коллекционеров, не было музеев современного искусства, и мы все время пребывали в положении «неактуального искусства».

Но мы почему-то забыли про самоценность нашей культуры. Что мы можем предложить миру то, что есть только у нас и больше ни у кого. И опорой здесь служит накопленный культурный капитал, среди которого икона – одна из жемчужин. Можно об этом поспорить, но русский авангард, от которого начинается вообще мировой дизайн, – он тоже стоит в каком-то смысле на русской иконе. Мы можем посмотреть на Малевича, на Кандинского – они все брали свое вдохновение, силу энергии в том числе в этой копилке. И иконы нигде в мире больше нет в том виде, в котором мы смогли ее сохранить как прямые преемственники Византии. Безусловно, в каком-то виде она существует в Греции, Израиле, но это скорее в рамках сувенирной, ремесленнической традиции. Икона – это то уникальное, что мы можем для мира сохранить и передать дальше.

Предоставлено автором
Предоставлено автором
– Вы выросли в среде рок-музыкантов, ваш отец – музыкальный продюсер Александр Пономарев, работавший с группами «Наутилус Помпилиус», «Браво», «Сплин», «Би-2». Объясните, почему огромное количество рок-музыкантов так или иначе приходят к вере? 

– Потому что рок – это всегда некое высказывание против системы, против обыденности, лжи, пошлости, консьюмеризма, бюрократии. Я выросла за сценой, на гастрольных турах и видела ту жажду свободы, правды, жизни. Это люди, которые шли против течения. И христиане тоже всегда идут против течения, и в истории есть мало периодов, когда христианство не было гонимо.

– Что лично вас побуждает заниматься творчеством?

– Есть прекрасная евангельская фраза: «Зажегши свечу, не ставят ее под стол». Во-первых, я ощущаю ответственность: бог дал мне какое-то количество таланта, возможностей и способностей, и я должна их реализовать. Во-вторых, если я сяду дома и ничего не буду делать, буду несчастлива, потому что для человека очень важна самореализация. Поэтому, пока есть силы, я буду предпринимать какие-то попытки, чтобы моя свеча осветила хоть какое-то пространство вокруг.

Личный архив
Личный архив
Самое популярное
Другие города
Архитектурный дайджест: музей в руинах, викторианский сад и опера на воде
Что произошло в мире архитектуры на прошлой неделе
Наш город
Изменения в природе: в Москву придут ледяные дожди и рекордное потепление
Синоптики прогнозируют минимальные осадки в течение недели
Другие города
Поднебесная новинка: как выглядит самый высокий отель в мире
На его крыше открылась смотровая площадка, а несколькими этажами ниже – «бесконечный» бассейн
Горожане / Интервью
Клим Шипенко: «Выходишь на улицу, берешь камеру и «ищешь» свой фильм»
Режиссер фильмов «Вызов» и «Салют-7» – о местах съемок, переосмыслении классики и своих мечтах
Горожане
Максим Стоянов: «Город – это энергетика, архитектура и люди»
Звезда «Душегубов» – об озарении, сложностях актерской работы и интересных городах для съемок
Другие города
Город в крое: как мода отражает архитектуру и ритм мегаполисов
Российские дизайнеры – о том, как городская среда формирует их эстетику
Наш город
Самокаты уходят в «спячку»: города России завершают сезон кикшеринга
Средства индивидуальной мобильности остаются популярным видом транспорта
Культурный город / Мнение
Космос вокруг нас
Как ретрофутуризм влияет на современную архитектуру и дизайн
Городская недвижимость
Заработать на жилье: где искать доходность выше депозитов
После снижения ключевой ставки ситуация на рынке недвижимости стала меняться
Свободное время
Куда пойти в выходные 15–16 ноября
Только интересные события в Москве
Наш город
От «Университета» до Метрогородка: в Москве запустили первый трамвайный диаметр
Новый маршрут свяжет 13 районов города
Культурный город
На языке искусства: южноафриканский художник бросает вызов русским ученым
В «Сколкове» появился арт-объект художника из ЮАР Антона Смита
Городская недвижимость / Мнение
Эволюция редевелопмента
Новые проекты будут возникать реже, но снизится количество нежизнеспособных концепций
Городская недвижимость
«Склиф» будущего: в Москве заложили первый камень нового медицинского комплекса
Как будет выглядеть знаменитый НИИ скорой помощи через три года
Наш город
Больше чем декор: почему города так рано украшают к Новому году
Как гирлянды, елки и световые инсталляции формируют среду и настроение