Рабочие старты. Как увлечение автоспортом помогает конкурировать в бизнесе и спасает от выгорания
Бывший автогонщик, а ныне – совладелец аукционного дома – о том, как хобби помогает в бизнесе38-летний Владимир Лабазов в юности семь лет посвятил профессиональной карьере в кольцевых гонках. За это время он принял участие в десятках соревнований и завоевал призовые места на чемпионатах России: золото в «туринг-лайте» в 2004 г., серебро в «туринге» в 2005 г. и золото в этом же классе в чемпионате 2006 г. В 2008 г. Лабазов решил вывести свою карьеру на международный уровень: принял участие в нескольких этапах чемпионата Европы, некоторые из них выиграл, но до финала не дошел. На фоне экономического кризиса его спонсор изменил маркетинговую стратегию, поэтому Владимиру пришлось вернуться в Россию. Искать нового спонсора он не захотел, а продолжать строить карьеру гонщика в России уже было неинтересно. «Я добился здесь всего, чего хотел», – говорит Лабазов. После ухода из гонок Владимир, выпускник экономического факультета РГГУ, решил стать предпринимателем: запустил собственный проект по продаже антиквариата, который со временем трансформировался в аукционный дом.
Спустя пять лет после ухода из профессионального спорта бывший автогонщик, а ныне совладелец и генеральный директор аукционного дома «Русская эмаль» вернулся в гонки, но уже в качестве любителя. По его словам, бизнес невозможно совмещать с профессиональным спортом, потому что каждому из этих занятий нужно уделять все имеющееся время. Теперь же гонки как хобби приносят ему больше удовольствия, потому что нет ежедневной рутины, связанной с изнурительными тренировками.
Но даже для любительских заездов нужна хорошая подготовка, говорит Лабазов. В летний сезон владелец аукционного дома раз в две недели отправляется на автодром, чтобы отточить свои навыки. Одна тренировка занимает целый день: Владимир ищет наиболее выигрышные тактики прохождения дистанции и старается проехать круг с наилучшими показатели времени. Ездить по кругу на тренировочных заездах бывает скучно, отмечает Владимир, но зато на соревнованиях круги пролетают незаметно: «Дух соперничества гонит вперед».
Здоровый духом
Владимир тренируется не только на трассе, но и в спортивном зале. Предпочитает кардиотренировки, чтобы укрепить выносливость. Во время соревнований пилот может проехать 30 кругов в несгораемом комбинезоне – при жаре плюс 30 градусов, в автомобиле без кондиционера, приводит пример Владимир. Показать лучший результат в таких условиях без хорошей физической формы не получится.
«При этом мышцы не должны расти: чем больше мышечная масса, тем больше времени уходит на ее сокращение, а это замедляет реакцию», – объясняет Владимир. Идеальный гонщик, по его мнению, выглядит как жокей – маленький, поджарый и сухой. Отдельное внимание бизнесмен уделяет упражнениям для мышц шеи, что помогает справляться с боковыми перегрузками – они возникают на вираже, например, когда пилот поворачивает на круге. В гоночном автомобиле боковые перегрузки в пять раз выше, чем даже в спортивном автомобиле на обычной дороге. Из-за этого неподготовленный человек может просто сойти с дистанции.
Дорогое удовольствие
Хобби Лабазова требует больших финансовых вложений. Например, чтобы участвовать в любительских соревнованиях, нужно потратить на каждый этап гонки около 300 000 руб., а таких этапов в одном турнире может быть восемь. В общей сложности на одно любительское соревнование нужно заложить 1–3 млн руб., рассказывает Лабазов. В эту сумму входят расходы на аренду и обслуживание автомобиля, его транспортировку на фуре до трека, тариф автодрома и т. д. Для сравнения: расходы на одного гонщика за сезон в профессиональном спорте составляют около 10–20 млн руб., но их покрывает спонсор. Он предоставляет автомобиль, оплачивает работу механиков и инженеров, а также участие в соревнованиях, объясняет Владимир.
За прошлый год бизнесмен принял участие в трех непрофессиональных закрытых клубных чемпионатах: Porsche Club Cup, Maxpowercars и RHHCC. Соревнования состояли из серии заездов на лучшее время прохождения круга гоночного трека. Из достижений – второе место в RHHCC. Впрочем, как говорит сам Владимир, сейчас он участвует в соревнованиях не для победы, а ради удовольствия от самого процесса.
Тренер в автоспорте нужен только новичкам, чтобы помочь им безопасно освоить азы, говорит Владимир. После этого тренер превращается в ментора, который подсказывает, на что нужно обратить внимание, и помогает разобрать ошибки. Сам Лабазов учился ездить по треку под руководством Александра Орловского. А после того как в начале 2000-х перешел в профессиональную команду по кольцевым гонкам «Динамо-Автоспорт», необходимость в тренере отпала, утверждает он. В профессиональных гонках тренера заменяет инженер. Он видит всю техническую информацию, например скорость автомобиля в определенные минуты заезда, и разбирает выступления с каждым пилотом. «В гонках нет приемов, которые помогают выигрывать. Все зависит от концентрации внимания пилота и технической характеристики машины», – поясняет бизнесмен.
Бизнес и гонки
«Гонки – это тот спорт, в котором ментальное, психологическое состояние пилота очень сильно влияет на результат», – рассказывает Лабазов. При этом именно на трассе Владимир проходит полную перезагрузку от бытовых и бизнес-задач: сознание очищается, и в результате предприниматель возвращается к работе с новыми силами и идеями. Хобби помогает ему развивать необходимые для управленца навыки и качества. Например, автоспорт приучает сосредотачиваться на одном деле, постоянно работать над ошибками и продумывать стратегию следующей гонки, чтобы выиграть соревнование. «Все это важно уметь и для того, чтобы сделать свою компанию лучшей в отрасли», – рассуждает Владимир. По его словам, бизнес, как и гонки, – это некое соревнование с конкурентами. И если не держать себя в форме, можно проиграть.
Аукционный дом «Русская эмаль» открылся в 2010 г., а первый аукцион прошел в 2011 г. Компания специализируется на продаже антикварных предметов искусства. Например, через «Русскую эмаль» прошли такие лоты 19 века: «Ваза с горгульями» фарфорового завода братьев Корниловых (продана за 500 000 руб.), три фарфоровые чашки с богатырями завода Кузнецова (1 млн руб.), резная композиция из моржовой кости «Изгнание Адама и Евы из Рая» (1,2 млн руб.) и пейзажный этюд живописца Николая Фешина «Распутница» (2,9 млн руб.). По данным «Спарк-Интерфакс», выручка компании в 2021 г. составила порядка 8,4 млн руб.