Новые или с пробегом: какие автомобили выгоднее покупать прямо сейчас

По оценкам аналитиков, «новый» сегмент заметно сжался, тогда как рынок автомобилей с пробегом умеренно растет
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Продажи новых автомобилей в России за январь–ноябрь 2025 г. сократились на фоне рекордного роста цен и дорогих кредитов, тогда как вторичный рынок сохранил стабильность. Опрошенные «Ведомости. Городом» эксперты считают, что в 2026 г. рынок новых машин может лишь осторожно отыграть падение – при дальнейшем усилении позиций отечественных брендов и сохранении рационального интереса россиян к автомобилям с пробегом.

С оглядкой на ключевую ставку

За январь–ноябрь 2025 г. в России было реализовано 1,34 млн новых автомобилей возрастом до трех лет, что на 21% меньше, чем за тот же период 2024-го, свидетельствуют данные Минпромторга. Из этого объема около 1,18 млн пришлось на легковые машины, а их продажи сократились примерно на 17% год к году. При этом доля автомобилей российской сборки выросла до 55% и всего за год прибавила около 11 процентных пунктов, отмечают в министерстве.

Данные участников рынка в целом подтверждают общий тренд. Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) за те же 11 месяцев фиксирует 1,23 млн реализованных новых легковых и легких коммерческих автомобилей через официальных дилеров, что означает снижение примерно на 19% относительно прошлого года. Агентство «Автостат», оценивающее только легковые машины, говорит о 1,19 млн проданных автомобилей и падении на 17,8% к аналогичному периоду 2024 г.

Текущая динамика на рынке новых легковушек – это прямое следствие макроэкономических условий, в которых работает российский авторынок, считает владелец сети дилерских центров коммерческого транспорта «Альянс Тракс» Алексей Иванов. «Главная причина – высокая ключевая ставка ЦБ, в результате чего ставки по автокредитам сегодня достигают 20–25% годовых. При этом доля российских автомобилей выросла – отечественные марки оказались более устойчивы к турбулентности, а локализация производства дала свои плоды», – добавил эксперт.

Согласно оценкам Минпромторга, доля автомобилей отечественной сборки выросла до 55% и всего за год прибавила около 11 п. п. Лидерство на российском рынке в ноябре по продажам сохранила отечественная марка Lada, на долю которой пришлось более 21% (продано 27 400 машин) от общего объема реализованных новых авто, приводят статистику в «Автостате». Среди иностранных производителей по итогам ноября доминируют также китайские компании: Haval, Tenet и Geely.

Отдельным фактором давления на спрос стал заметный рост цен на автомобили в этом году, говорит автоэксперт Tamashi Константин Ожогин. По данным «Автостата», к октябрю 2025 г. средняя цена нового автомобиля в России достигла примерно 3,43 млн руб., что стало рекордным показателем за всю историю наблюдений. Это около 3,5% выше, чем годом ранее, и примерно на 60% выше уровня 2021 г. «В условиях новой ценовой реальности покупатели стали осторожнее относиться к крупным расходам. Дополнительное давление на спрос оказало ожидание возможного возвращения иностранных брендов и обновления модельных линеек, что стимулировало часть потребителей занять выжидательную позицию», – добавил эксперт.

При этом динамика по всему году была неровной. Так, в августе продажи новых машин были примерно на 17,6% ниже , чем в августе 2024 г., а если смотреть на первые восемь месяцев года в целом, отставание достигало около 23%. Осенью ситуация на короткое время изменилась: в сентябре и особенно в октябре рынок пережил всплеск спроса на фоне дискуссий об изменении утильсбора и налоговой нагрузки, многие покупатели старались успеть оформить сделку до возможных корректировок. Однако уже в ноябре продажи сократились более чем на четверть по сравнению с октябрем.

На фоне проблем нового сегмента вторичный рынок в 2025 г. выглядел значительно устойчивее, отмечают эксперты. По данным портала Drom, за 11 месяцев 2025 г. продажи машин с пробегом в России выросли примерно на 2% к аналогичному периоду прошлого года. При этом в ноябре по сравнению с октябрем зафиксировано падение примерно на 9%, что Иванов объясняет логичным охлаждением после всплеска активности, вызванного новостями об изменении расчета утильсбора.

Напомним, что в России с 1 декабря текущего года был изменен порядок расчета утилизационного сбора на легковые автомобили: ставка теперь привязана в первую очередь к мощности двигателя в лошадиных силах, а применяемые коэффициенты стали прогрессивными. Наиболее существенно утильсбор вырос для дорогих и мощных машин (обычно свыше 160 л. с.) и импортных автомобилей. «Но, если смотреть в годовой перспективе, рынок подержанных машин вырос незначительно, но и не упал, что говорит о стабильном интересе россиян. Причина проста: новые машины стали слишком дорогими, и подержанные – рациональная альтернатива для тех, кто не готов переплачивать или не проходит по кредиту», – отметил Иванов.

Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

Ценовой аргумент

В вопросе выбора между новым и подержанным автомобилем опрошенные «Ведомости. Городом» эксперты предлагают разделять потребительские и финансовые критерии. С точки зрения удобства владения новая машина остается привлекательным вариантом: у покупателя есть гарантия юридической чистоты сделки, прозрачная история «с нуля», минимальные риски поломок в первые годы, возможность рассчитывать на гарантийный ремонт и выбирать комплектацию и опции под себя. Важен и психологический фактор абсолютно нового автомобиля, который для многих по-прежнему имеет значимую ценность.

Если есть возможность купить без кредита или доступ к льготным программам кредитования, то новая машина дает автолюбителю гарантию, предсказуемость и отсутствие скрытых проблем. Но при текущих рыночных ставках по автокредитам переплата может составить половину стоимости машины, напоминает Иванов.

По данным «Автостата», средняя цена нового авто в ноябре превысила 3,5 млн руб. При этом сразу после выезда из салона автомобиль, по оценкам аналитиков, теряет около 15% стоимости, а для премиальных моделей падение может доходить до 25%. Обслуживание у официального дилера и использование оригинальных запчастей, необходимых для сохранения гарантии, дополнительно увеличивают расходы, добавляет Ожогин.

В этих условиях автомобиль с пробегом может стать для россиян разумным компромиссом, особенно если выбирать модели в возрасте двух–трех лет. «Главное – проверять историю, техническое состояние и не гнаться за сомнительно дешевыми предложениями», – подчеркнул эксперт.

Как отмечает «Автостат», согласно итогам первой половины 2025 г. средняя стоимость машины с пробегом составила 1,14 млн руб. Предложение при этом остается крайне разнообразным: доступны модели, официально уже не представленные на рынке, а также автомобили с различным уровнем оснащения, варианты с доработками или тюнингом.

Главным недостатком подержанных автомобилей остаются технические и юридические риски. Речь идет о возможных скрытых последствиях ДТП, скрученном пробеге, проблемах с агрегатами и обременениях вроде залога или ареста. Именно поэтому профильные сервисы и эксперты настойчиво рекомендуют перед покупкой обязательно проводить комплексную техническую диагностику, проверять автомобиль по базам ГИБДД, кредитным и страховым реестрам, а также внимательно осматривать машину. При соблюдении этих условий, как подчеркивают аналитики, подержанный автомобиль в большинстве случаев оказывается финансово более выгодным решением.

Осторожный оптимизм

Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

В прогнозах на 2026 г. участники рынка полагают, что сегмент новых автомобилей имеет шанс на умеренный рост, но существенного скачка ожидать не стоит. По оценкам специалистов из «Автостата», в следующем году в России будет реализовано порядка 1,37 млн новых машин в базовом сценарии, что на 5% превысит показатели 2025 г. При этом в оптимистичном варианте дилеры смогут продать около 1,5 млн авто. Это будет на 15% выше продаж за текущий год, но ниже «досанкционных» максимумов: рынок будет зависеть от ключевой ставки и доступности автокредитов, а также скорости адаптации продавцов к повышению НДС до 22%, уверен Иванов. По его словам, первые месяцы 2026 г. могут быть слабыми, но к весне, если ЦБ продолжит снижать ставку, а автопроизводители найдут способы сдерживать цены, ситуация начнет выправляться, считает эксперт.

Вторичный рынок имеет шансы сохранить умеренно растущую динамику за счет перетока части покупателей из «нового» сегмента, однако высоких темпов ожидать не стоит, полагает Ожогин. Для большинства потребителей сегодня экономически рациональнее рассматривать подержанное авто – оно позволяет снизить первоначальные расходы и лучше адаптироваться к текущим финансовым условиям, добавил эксперт.

По оценкам аналитиков «Авто.ру», базовый прогноз предполагает около 6 млн перепроданных б/у машин в 2025 г. и небольшое снижение продаж в 2026 г. в пределах 2%, до примерно 5,9 млн сделок. Причина в том, что новые автомобили остаются слишком дорогими и слабо доступными для большинства покупателей, поэтому основной спрос будет уходить на машины с пробегом. Более оптимистичный сценарий допускает некоторое оживление вторички на фоне кризиса в продажах новых авто, при котором рынок может выйти на уровень около 6,2 млн перепродаж к концу 2026-го, хотя рост все равно будет ограничен доступностью самих автомобилей, прогнозирую аналитики.

Самое популярное
Наш город
«Ведомости.Город» стали лучшим медиа о Москве
В столице наградили лауреатов премии «Путеводная звезда»
Наш город
Ночь жестянщика: в Москве рекордное тепло сменится снегом и гололедицей
До метеорологической зимы в столице осталось несколько часов
Свободное время
Шедевры, премьеры и фестивальный размах: куда пойти в выходные 13–14 декабря
Только интересные события в Москве
Культурный город / Мнение
Гид по уличному искусству
Как стрит-арт меняет городской ландшафт
Культурный город
«Вишневый сад» с Янковским, ранимый Гамлет и еще 11 театральных хитов сезона
Самые яркие представления в театрах страны
Наш город
Одиночество в большом городе: почему москвичи перестали дружить с соседями
В приоритете все чаще общение в домовых чатах, а не личные встречи
Другие города
Город как стартап: что нужно для создания нового населенного пункта
Главным условием развития территории является наличие не одного предприятия, а целой экосистемы
Другие города
Курорт и IT-кластер: как будет выглядеть проект речных островов в Волгограде
На Сарпинском и Голодном появятся «морезаменитель», конгресс-центр и 21 тематический парк
Другие города
Архитектурный дайджест: лунная башня, библиотека возле океана и бар из акрила
Что произошло в мире архитектуры на прошлой неделе
Наш город
Зима уже близко: на выходных в столичный регион придут холода с метелью
Метеорологи прогнозируют резкое ухудшение погоды в ночь на субботу
Наш город / Мнение
Маршрутами Гиляровского
Как отразилось прошлое, настоящее и будущее столицы в творчестве писателя и краеведа
Свободное время
Между реальностью и фантазией: как побывать на новогодней сказке
Подборка праздничных шоу для детей и подростков
Свободное время
Черная семейная комедия, новая жизнь Деревянко и еще пять кинопремьер декабря
Что смотреть в кинотеатрах в начале зимы
Свободное время
Куда пойти в декабре: афиша самых интересных мероприятий в городах России
Как провести свободное время в конце года