Читайте также
Домашние тираны и обреченные дачники: 5 театральных премьер осени
«Балабанов»: выставка о культовом режиссере с костром, электричкой и Кармадонским ущельем
Что слушать этой осенью: премьера оперы «Царская невеста» и «Ремонт старых кораблей» в ГЭС-2

«Алексей Балабанов. Послесловие….». Вышел фильм-монолог культового режиссера

Документальный фильм-интервью автора «Брата» и «Груза 200» выходит в прокат спустя 10 лет после его смерти
Красный квадрат

В 2023 г. исполнилось 10 лет со дня смерти режиссера Алексея Балабанова, автора фильмов «Брат», «Брат-2»,  «Груз 200»,  «Жмурки». Алексей Балабанов был и остается ключевым российским режиссером XXI в. Ничье творчество так не разошлось на цитаты, не отозвалось в нашем обществе так болезненно и не было так тщательно препарировано.

Год назад на экраны вышел фильм режиссера Любови Аркус «Колокольня. Реквием».  Любовь была близким другом Балабанова, поэтому у нее получился очень интимный фильм о нем, о его жене Надежде, о себе, о детях и о том Балабанове, которого никто не знал. Тот фильм стал пронзительной эпитафией выдающемуся мастеру, который понимал про нас, зрителей, куда больше, чем мы про него.

Красный квадрат

И вот, спустя год, появился еще один документальный фильм про Балабанова. Тоже снятый при жизни, причем совершенно случайно. Все журналисты знали, что Балабанов мучительно сложен для интервью. Он никогда не отвечал на вопросы так, как хотелось бы, никогда не рассказывал ни о замыслах, ни о съемках, ни о выборе актеров и уж тем более не объяснял «о чем фильм». Он отвечал на вопросы так, что было сложно задать следующий. Сам процесс интервью его явно раздражал. Но авторы будущего «Послесловия…» – режиссер Константин Смилга и журналист Марина Леско – как-то уговорили Балабанова дать интервью для фильма «Сергей Бодров. Где ты, брат?». И все сложилось – нелюдимый Балабанов расположился к ним, пригласил домой, чтобы показать свой материал, и вдруг просто разговорился… А операторы просто не выключили камеру. 

Фильм – это монолог Алексея Балабанова. Где-то в кадре мелькает Александр Мосин  (бывший десантник, в котором Балабанов открыл актера и который стал его другом), за кадром слышны вопросы – то режиссера, то журналиста, то кого-то еще из съемочной группы. Балабанов тихо говорит – о том, что у него не будет никакого будущего, о том, что он перегорел, о том, что жить ему уже неинтересно. С нежностью рассказывает про счастливые дни, которые далеко в прошлом, и про людей, которых уже нет. Про будущее – с безразличием. 

Поскольку этот фильм никто не планировал, изображение у него дерганное, свет в кадре то один, то другой, и драматургии особенно никакой нет – то есть вся драматургия выстроена на монтаже, где зритель переносится из фильма в фильм, слушает рассказы Балабанова, путешествует по его мирам. А главное – зритель будто присутствует в его квартире, сидит в этой же комнате. В склейках мелькают цитаты из печатных интервью разных лет, а также личных дневников. 

Красный квадрат

Балабанова очень интересно слушать: монотонный, скупой на слова, в нем нет и намека на позитивное мышление, но он говорит о сокровенном: «Люди по-разному делают кино. Есть люди, которые делают кино просто так, из воздуха. А я – из себя». 

В фильме есть часть, где Балабанов рассказывает о своей религиозности: «К православию я пришел сам, давно, еще после института. Много книжек читал. Один священник навязывался ко мне, заставил в Пасху крест нести, а крест очень тяжелый. Я взял этот крест и пошел, а за мной куча народу. Жду, что кто-нибудь поддержит. И как-то прошел. Из-за людей, которые за мной шли».

Этот фильм о том, что он так и по жизни прошел – неся свой крест, из-за людей, которые шли за ним. У авторов фильма получился разговор по душам, без вопросов про национализм, антисемитизм и культивирование жестокости. Авторы не призывают режиссера к ответственности за всех, кто усвоил, что «русские своих не бросают». Эта беседа – попытка понять, увидеть и запомнить Алексея Балабанова. Человека, который говорил: «Творец не хозяин своему творению. И не судья ему».

Самое популярное
Наш город
Нейросети ищут мусор, «робокошки» помогают врачам – хорошие новости
Завершаем неделю положительными новостями
Свободное время
Куда пойти в выходные 23 – 25 февраля
Только интересные события в Москве
Свободное время
«Внутри убийцы»: какой получилась экранизация мирового бестселлера
На «Кинопоиске» вышел новый сериал по книге израильского писателя Майка Омера о серийном маньяке
Культурный город / Галерея
«Пушкин. 225». Что посмотреть на выставке ко дню рождения русского поэта
Выставка в Государственном музее А.С. Пушкина продлится до 30 июня 2024 г.
Наш город
Московские учителя получат премии за успешную подготовку школьников к ЕГЭ
Будет учитываться динамика результатов учеников с 9 по 11 класс
Свободное время
Культурные площадки Москвы анонсировали программу ко Дню защитника Отечества
Состоится около 440 событий
Гараж
Лучшая версия в серии: тестируем гибридный внедорожник Tank 500 Urban
«Китайский танк» испытал дороги Плеса, узкие улицы Суздаля и хаотичный городской трафик Иванова
Наш город
Большинство россиян считают подарки обязательном атрибутом праздника
Наш город
Выставка танков и экскурсии на подлодку: чем заняться 23 февраля в Москве
Бесплатные лекции, квесты и мастер-классы пройдут в музеях, парках и на ВДНХ
Наш город
Управляй городом: как цифровые сервисы помогают влиять на жизнь столицы
95% жителей столицы пользуются цифровыми решениями ежедневно
Горожане / Интервью
Максим Суравегин: «Мы даже не могли отправить письмо»
Исполнительный директор OBI Россия рассказал, как компания пережила уход иностранных собственников и восстановила работу бизнеса при новых владельцах
Горожане
В Москве открылся очередной сезон «охоты за головами»
Почему рынок труда оживает в начале года и что ждут работодатели от соискателей
Наш город
Собянин рассказал о программе модернизации и развития транспорта Москвы
Один из приоритетов – развитие рельсового каркаса города
Свободное время
«Постучись в мою дверь в Москве»: какой получилась адаптация турецкого хита
Диетические страсти в сказочном городе
Свободное время
Пять новых сериалов февраля: битва разведок в ГДР и вор по кличке Артист
Юрий Стоянов в роли вора, переодетого в бабушку, и Жюльет Бинош в роли Шанель