Ждем гостей: туризм вносит все больший вклад в развитие Москвы
Одним из главных инструментов продвижения сфер путешествий стала платформа RusspassТуризм играет все более значимую роль в развитии столицы, и стратегия развития туризма Москвы полностью соответствует мировым трендам. Среди ключевых тенденций – быстрое принятие решений и потребление контента в онлайн-формате. Также важным трендом становится совмещение деловой и культурной программ в рамках бизнес-поездок, рассказал в своем блоге мэр Москвы Сергей Собянин.
По мнению Собянина, современные путешественники привыкли планировать свои поездки в последний момент: выбирать маршруты, бронировать отели, столики в ресторанах, покупать билеты в музеи или театры – все это делается через интернет и часто незадолго до отправления. Экосистема Russpass, созданная в Москве, изначально задумывалась как небольшой стартап, но сегодня стала одним из ключевых инструментов для продвижения внутреннего туризма. Этот онлайн-сервис охватывает все этапы путешествия – от поиска вдохновения для поездки до бронирования необходимых услуг, включая авиа- и железнодорожные билеты.
Цифровые технологии активнее внедряются в музеи и другие туристические объекты. Опыт показывает, что использование виртуальной и дополненной реальности способно увеличить поток посетителей на 30%. Московские культурные учреждения активно используют эти технологии, чтобы сделать посещение еще более увлекательным и современным, отметил Собянин.
Еще одним актуальным мировым трендом стало совмещение деловой и культурной программ в рамках бизнес-поездок. Форумы, тренинги, выставки и другие мероприятия все чаще проводятся на уникальных площадках – в старинных усадьбах, музеях и других нестандартных локациях. Собянин подчеркнул, что Москва обладает особыми конкурентными преимуществами в этой сфере и, по прогнозам, к 2030 г. объем делового туризма в столице увеличится более чем в два раза, достигнув 8 млн человек в год.
Этому будет способствовать открытие комплекса ЭКСПО на ВДНХ в ближайшие годы, который идеально вписывается в новый формат совмещения бизнеса и культуры.
Современные туристы стремятся к ярким и разнообразным впечатлениям. В ответ на этот запрос Москва разработала масштабные событийные проекты, такие как «Лето в Москве», которое в 2024 г. посетили 38 млн гостей, и «Территория будущего. Москва 2030», собравшая 12 млн человек. Власти Москвы рассчитывают, что текущий проект «Зима в Москве» также привлечет множество жителей и гостей столицы.
Тренд, который Москва всячески поддерживает, – путешествия через поколения – тоже приобретает все большую популярность. Люди «серебряного» возраста все активнее путешествуют с внуками.
Для туристической индустрии это очень интересный вызов: молодому поколению нужны активные развлечения, а их бабушкам и дедушкам – возможность спокойного отдыха, считает Собянин. Для таких путешественников самыми популярными видами туризма становятся отдых на природе, в парках, посещение исторических и культурных достопримечательностей, круизы.
Кроме того, комплексное благоустройство города, возрождение парков, создание новых рекреационных зон делают Москву идеальным выбором.
Новые ивенты
В событийной части Москва тоже не отстает: прошлым летом фестиваль впечатлений «Усадьбы Москвы» собрал более 700 000 человек.
Создание точек притяжения и дополнительных поводов «приехать посмотреть» – тоже привлекает туристов. В Москве за последние годы реализован целый ряд подобных проектов. Среди них – новые музеи и аттракционы на ВДНХ или набирающий популярность Кинопарк «Москино».
«Развитие туризма – это уникальная возможность сделать Москву более комфортной и привлекательной и для самих москвичей, и для гостей столицы. И мы обязательно воспользуемся этой возможностью», – резюмировал Собянин.
21 января мэр Москвы в своем блоге подводил предварительные итоги работы туриндустрии на новогодних и рождественских праздниках. Он отмечал, что Москва «сохранила и упрочила статус важнейшего центра зимнего туризма в России». Значимость этой отрасли для столицы будет только расти. Развитие туризма является одним из приоритетов Стратегии развития Москвы до 2030 г.
К этому сроку планируется увеличить турпоток до 52 млн человек в год, а доходы отрасли – до 500 млрд руб. Таким образом, вклад индустрии в валовой региональный продукт (ВРП) вырастет до 8%. Все это позволит столице продолжать укреплять свои позиции как ведущего центра внутреннего и международного туризма, считает мэр.
Судя по обратной связи от туристов после новогодних каникул в Москве в январе 2025 г., эти планы вполне реалистичны. Согласно проведенным опросам, 80% гостей намерены вернуться на зимние мероприятия в Москву в следующем году.