«Дайвинг – это про то, как вынырнуть». Что общего у подводного плавания и бизнеса?
Гендиректор iConText Group Екатерина Здесенкова рассказала, как плавала с акулами и сколько стоит ее хоббиЛюбовь к погружениям Екатерина ощутила еще в детстве. Когда ей было три года, родители начали водить ее на занятия по плаванию. В «лягушатнике» в качестве упражнения дети должны были доставать игрушки со дна бассейна. В результате нырять Екатерина научилась гораздо раньше, чем плавать. «Хорошо помню это время – как открываю под водой глаза, беру со дна игрушку и выныриваю», – вспоминает Здесенкова. Ребенком посмотрела документальный сериал «Одиссея Жака Кусто» – о том, как капитан Кусто и его команда странствуют по Индийскому океану, Средиземному и Красному морям, изучая жителей подводного мира и затонувшие корабли. Уже тогда она захотела увидеть своими глазами то, что скрывается под поверхностью воды.
Биография
Екатерина Здесенкова родилась в Москве. В 19 лет устроилась в бухгалтерию компании по продаже строительных материалов «Вертикаль». Через четыре года ушла в издательство «Альпина паблишер», где доросла до заместителя главного бухгалтера. В 2007 г. пришла в компанию iConText, которая впоследствии выросла в группу компаний, на аналогичную позицию и за 16 лет прошла путь до должности генерального директора и мажоритарного акционера одноименной группы компаний.
Космос под водой
Впервые она попробовала дайвинг вместе с мужем на отдыхе в Таиланде. Обучение с инструктором длилось пять дней. В группе из пяти человек Екатерина была единственной женщиной. Первые два дня тренировки проходили в бассейне, а уже на третий день супруги начали практиковаться в Индийском океане. «Это были незабываемые эмоции. Подводный мир нас заворожил», – делится она.
Для Здесенковой дайвинг – это прежде всего возможность помедитировать и побыть вдали от мессенджеров и прочих средств коммуникации. Дайвинг прекрасно для этого подходит, но совсем расслабляться нельзя – здесь главным ответственным лицом за свою безопасность и жизнь являетесь вы сами. Казалось бы, мелочь – однажды инструктор выдал Екатерине жилет-компенсатор на несколько размеров больше. Вовремя стравить воздух, чтобы нырнуть, у нее не получилось, жилет начал парусить. Течение на месте погружения было очень сильное, и ее стало уносить. «У меня началась паника. Я вообще ничего не могла сделать, меня крутило и все дальше относило в сторону от лодки. Хорошо, что супруг был рядом и помог мне подняться на борт», – рассказывает Екатерина. У дайв-лидера не всегда есть возможность проследить за всеми – порой организаторы подводных экскурсий хотят заработать больше денег, набирают в группу слишком много людей. Экстремальные ситуации в том числе возникают из-за недобросовестной работы школ дайвинга, предупреждает она.
Акула-ангел и манты
Соблюдать осторожность надо и при встрече с обитателями глубин. Инструкторы предупреждают: ничего не трогать, под водой все либо ядовитое, либо опасное. Но и очень красивое. Одним из самых ярких впечатлений для Екатерины стала встреча с мантами (вид скатов. – «Ведомости. Город») на Симиланских островах в Таиланде. «Было ощущение, что это какие-то грациозные птицы под водой. Мы увидели их, когда поднимались на поверхность, и я решила двинуться им навстречу. Их было штук десять, они кружили под нами, – вспоминает она. – У меня есть фавориты – китовые акулы. Они размером с вагон электрички, при этом питаются исключительно планктоном. И редкий вид плоскотелых акул, которых еще называют морские ангелы».
Топ-менеджер iConText говорит: хорошо, когда муж и жена занимаются дайвингом вместе. Поскольку каждый максимально заинтересован в безопасности партнера – можно быть уверенным, что тебя не бросят в экстремальной ситуации.
Дорогое погружение
Хобби Здесенковой требует немалых финансовых вложений. «Если подсчитать стоимость всего оборудования, то на эти деньги можно купить подержанный автомобиль», – признается Екатерина. Хороший гидрокостюм стоит порядка 500 евро, регулятор воздуха – 600 евро, подводный компьютер, фиксирующий глубину погружения и время нахождения под водой, – 500 евро. Дайвинг-тур в Египет на неделю будет стоить 1000–1500 евро. В эту цену входит проживание, питание, оборудование, дайвинг и услуги инструктора. Впрочем, можно просто поехать в отель и уже на месте найти школу дайвинга. Начальное обучение будет стоит от 400 до 600 евро, одно погружение обойдется в 30–40 евро. Нырять можно и в озерах Подмосковья, это куда дешевле, но под водой там не так интересно.
Здесенкова успела позаниматься дайвингом в Индонезии, Таиланде, Египте, на Мальте, в Испании и Франции. По ее словам, разница довольно существенная. Египет – мекка для дайверов всего мира благодаря большому разнообразию подводного мира и высокой прозрачности воды, плавать в которой можно круглый год. Здесь вы увидите удивительные, не похожие друг на друга коралловые сады – всего в Египте около 150 видов кораллов. Огромное количество живности – от ярких рыб-бабочек и разноцветных рыб-попугаев до скатов, размеры которых могут достигать метра в длину, и зеленых морских черепах. Любители ландшафтного дайвинга могут опуститься к затонувшим старинным кораблям, ставшим домом для некоторых подводных жителей. В Индонезии и Таиланде – сильные течения, которые дарят восхитительное ощущение невесомости и полета. В Атлантике и Средиземноморье – потрясающие подводные пейзажи, экстремалы могут исследовать таинственные каньоны, гроты и пещеры.
Обычно топ-менеджер берет отпуск два раза в год на две-три недели, чтобы посвятить это время своему хобби.
Глубины резкости
Сейчас Здесенкова – дайвер уровня rescue diver. Такой сертификат международной ассоциации Professional Association of Diving Instructors подтверждает, что его обладатель умеет оказывать первую медицинскую помощь другим дайверам во время плавания и нырять на глубину до 42 м. Пройти курс дайвера-спасателя может ныряльщик, у которого за спиной есть 20 зарегистрированных погружений, объясняет топ-менеджер. Екатерина опускалась на глубину 38 м – это ее личный рекорд. Но цели погрузиться еще ниже у нее нет. Красоту подводного мира можно увидеть и на глубине 5 м, ведь все живое стремится к свету, вверх.
Сегодня Екатерине интереснее заниматься подводной съемкой. И это увлечение куда сложнее, чем кажется. Чтобы сделать хороший снимок под водой, нужно правильно выстроить композицию, поймать фокус и свет так, чтобы не было видно взвеси. Этот интерес у Екатерины появился благодаря мужу. «Он первым стал снимать подводный мир, а мне было скучно торчать возле него, пока он выстраивает свет. Я тоже решила взять в руки камеру, и мне понравилось», – признается топ-менеджер.
За то время, что она увлекается дайвингом, Екатерина пришла к выводу, что для успешного погружения важно просчитать риски, запастись терпением и не забыть сфокусироваться на себе. «Все как и в бизнесе, – утверждает она и приводит аналогию: – Дайвинг – это не про то, как нырнуть, а про то, как вынырнуть. А бизнес – это не про то, как заработать первые деньги, а про то, как суметь масштабировать свой проект и достойно выйти из всех сложных ситуаций».