Читайте также
Посторонним вход разрешен. В какие эксклюзивные особняки, высотки и на крыши Москвы открыли доступ
Точка сборки: как креативные индустрии влияют на развитие городов
Выходные с дымком. Где в Москве устроить барбекю на природе

Искусство на мыле. Зачем музеи сотрудничают с брендами

Культурные пространства придумывают новые способы привлечения аудитории, а бренды начинают ассоциироваться с искусством
KOCHETKOVA / ГМИИ им. А. С. Пушкина

Приобщиться к искусству теперь можно не только в музеях, но и в бытовой жизни. Надеть свитшот с абстракцией Кандинского, нанести парфюм, вдохновленный работами Гогена и Буше, или съесть десерт, придуманный молодым художником, – все это уже доступно многим россиянам. В борьбе за посетителя музеи создают коллаборации с брендами, стараясь вовлечь в мир искусства все большую аудиторию.

Продукция музеев уже давно перестала быть просто сувенирами. Сегодня помимо магнитиков и ручек в сувенирной лавке можно приобрести одежду, аксессуары, посуду и даже косметику с репродукциями работ великих художников. Это результат совместной работы музеев и брендов. Например, Третьяковская галерея и российская марка одежды и аксессуаров Radical Chic выпустили коллекцию шелковых платков, на которых «Женщина с граблями» Казимира Малевича и абстрактный натюрморт «Астры» Аристарха Лентулова. В прошлом году в честь своего 110-летия ГМИИ им. А.С. Пушкина вместе с французским парфюмерным брендом Vilhelm Parfumerie создали лимитированную серию ароматов по мотивам работ Поля Гогена, Франсуа Буше и Поля Сезанна. Посетителям Русского музея сегодня предлагают приобрести мыло с картинами художницы Зинаиды Серебряковой на упаковке. Эту коллаборацию музей сделал вместе с российским производителем косметики Levrana. В год музеи проводят десятки коллабораций, рассказали их представители «Ведомости. Городу». Зачем музеи и бренды объединяют свои аудитории?

Заманить и приобщить

Такие акции помогают музеям привлекать новую аудиторию и повышать лояльность посетителей, объясняет генеральный директор коммуникационного агентства КРОС Екатерина Мовсесян. Ведь сегодня им приходится не только конкурировать между собой, но и бороться за внимание аудитории с барами, кинотеатрами и концертами, подтверждает исполнительный директор PR-агентства iMARS Media Александр Ревский. По его словам, благодаря сотрудничеству с известными брендами музеи научились говорить с молодой аудиторией на одном языке и превратились из скучных и запыленных мест «хранения старины» в модные пространства. Например, после выхода совместной коллекции свитшотов и футболок с российской маркой одежды «Твое» Музей русского импрессионизма смог увеличить количество молодых посетителей, а общий прирост гостей за год составил 40%. На одежде были размещены картины русских художников, например пейзажи Николая Дубовского, Николая Мещерина и Евгения Столицы и др. «К нам стало ходить больше подростков, студентов и молодых людей до 30 лет», – утверждает директор по развитию музея Дарья Ковальчук.

ТВОЕ / Музей русского импрессионизма

В прошлом году ГМИИ им. А.С. Пушкина посетило более 1,2 млн человек, что стало рекордным показателем для музея, делится представитель. Сколько из них удалось привлечь благодаря коллаборациям, он не уточняет. Но утверждает, что музей смог получить рекордную выручку от продажи сувенирной продукции за прошлый год. «Это немаловажный фактор», – считает представитель ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Люди стали более требовательными, их не заманить в музей только одним объявлением о новой выставке. Посетители хотят стать соучастниками, получить уникальный опыт и знания, говорит Ковальчук. Производство совместной с брендами продукции частично помогает закрыть эту потребность, убеждена она.

Азбука вкуса / ММОМА

Кроме того, так музеи знакомят аудиторию с молодыми художниками. Например, Московский музей современного искусства (ММОМА) в 2021 г. делал проект с сетью супермаркетов «Азбука вкуса». Тогда пять молодых художников оформили витрины центральных магазинов сети. За месяц существования проекта их работы увидели более 2 млн человек, говорит представитель «Азбуки вкуса». Также начинающие деятели искусства разработали авторский кофейный напиток для кафетериев «Азбуки вкуса» и десерт для кофейни ММОМА.

Одним мерчем двух зайцев

Бренды тоже получают пользу от совместных коллабораций. Для них это возможность построить более теплый и эмоциональный контакт с покупателями, говорит Мовсесян из агентства КРОС. Так аудитория начинает ассоциировать компанию с культурой и искусством, соглашается доцент НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, академический руководитель магистерской программы «Менеджмент в индустрии впечатлений» Елена Зеленская. Например, покупая носки с дизайном, вдохновленным коллекциями музея, человек уже не просто носит утилитарный предмет, а демонстрирует свою уникальность и заинтересованность в искусстве.

К тому же молодые марки и дизайнеры одежды могут использовать музеи как один из каналов продвижения и распространения своей продукции, вторят эксперты. Например, российский дизайнер Алена Кочеткова два года назад к выставке графики «От Дюрера до Матисса» в ГМИИ им. А. С. Пушкина сделала коллекцию, в которую вошли пижамные костюмы, кимоно, платья и рубахи с принтами, напоминающими карандашные эскизы по мотивам рисунков Дюрера, Рубенса, Мориса Дэни и Юлиуса Шнорра. Основную часть коллекции девушка продавала в своем шоуруме, а более демократичные свитшоты, худи и джинсовки можно было купить в сувенирной лавке музея.

Волшебно тут/ ГМИИ им. Пушкина

От сотрудничества музеев и брендов выигрывают обе стороны. Но бывает, что совместная работа влечет за собой и негативные последствия. Компании могут вложить в производство товаров по музейным коллекциям колоссальные средства, но не получить прямой выгоды, предостерегает генеральный директор рекламно-производственного агентства Zeytz Александр Зейтц. Неправильный выбор компании-партнера может навредить репутации музея, добавляет директор по развитию Бюро музейной сценографии «Метаформа» Ирина Кирюхина. Так, например, осенью 2022 г. венский Музей Леопольда при поддержке нефтегазовой компании OMV организовал бесплатный вход для всех желающих. В результате экоактивисты облили черной краской картину Густава Климта «Смерть и жизнь» в знак неодобрения сотрудничества музея с компанией, которая наносит вред природе.

Чтобы партнерство музеев и брендов оказалось успешным, их ценности и цели должны совпадать, считают опрошенные «Ведомости. Городом» эксперты.

Самое популярное
Гараж
На зарядку становись: количество ЭЗС в Москве может вырасти до 30 000
Сергей Собянин озвучил планы по достижению этой цели к 2030 году
Наш город
Квизы, викторины, мастер-классы: в Москве провели Неделю финансовой грамотности
В мероприятии приняли участие более 35 000 человек
Наш город
Для здоровья и отдыха: территории трех медучреждений благоустроят в Москве
Работы пройдут в двух больницах и центре паллиативной помощи
Наш город
Беспилотный поезд в Москве и день рождения панды – хорошие новости
Только положительные события в завершение недели
Культурный город
Экоактивисты и индийские сектанты: четыре фильма фестиваля молодого кино «Короче»
Имена победителей этого кинособытия, скорее всего, очень скоро будут на слуху
Культурный город
Стоп, снято! Объявлены итоги Московской международной недели кино
На ММНК побывали более 600 000 человек
Умный город
В контакте с учебой и здоровьем: гаджеты и приложения для школьников и родителей
Умный будильник, бутылка с тамагочи, нейросети-помощники и многое другое
Наш город
После реконструкции: Рижский вокзал примет первых пассажиров с 1 сентября
Через станцию будут ходить электрички дальних маршрутов
Наш город
Собянин: новый мост через Москву-реку откроется в 2025 году
Он свяжет три района столицы и откроет новый выезд в сторону северо-запада
Горожане / Интервью
Гарик Мартиросян: «Юмор меняется вместе с жизнью»
Известный телеведущий о новом шоу, поиске оригинальных форматов и эволюции юмористических площадок Москвы
Свободное время
Куда пойти в выходные 31 августа – 1 сентября
Самые интересные события в Москве
Наш город
Собянин рассказал о городской программе стимулирования создания рабочих мест
По итогам реализации более 281 000 горожан смогут трудоустроиться рядом с домом
Наш город
Выбирай и купайся: москвичи определят лучшие летние бассейны
В голосовании представлены свыше 20 локаций в разных районах столицы
Культурный город
Кино и космос: московский планетарий примет фестиваль научных фильмов
Мероприятие приурочено к 95-летнему юбилею небесной обсерватории
Культурный город
Опера под звездным небом: музыкальный фестиваль пройдет в Царицыно
31 августа и 1 сентября там выступят артисты российских и зарубежных театров