«Закат» – фильм-антиутопия с Тимом Ротом в главной роли
За спокойным и безмятежным началом кинокартины кроется череда диких сюжетных поворотовВ апреле в российский прокат вышел фильм мексиканского режиссера Мишеля Франко «Закат» с Тимом Ротом в главный роли, который прославился благодаря своей работе в таких проектах, как «Бешеные псы», «Обмани меня», «Омерзительная восьмерка». Апологет кинонасилия и нездоровых взаимоотношений в этот раз снял умиротворяющую историю о простых желаниях человека.
Насилие и семья
Франко прославился в 2020 г. – после того, как представил в Каннах свой наполненный насилием фильм про вымышленную революцию в Мексике. Фильм получил приз Большого жюри и вызвал скандал в Мексике, где режиссера обвиняли в классовой ненависти, расизме и демонизации простых мексиканцев.
Новая картина «Закат» больше напоминает ранние работы Франко, которые скорее относятся к арт-хаусу, чем зрительскому кино. В них проступает болезненный интерес Франко к вопросам насилия, нездоровых семейных отношений и сексуальных девиаций. В первом фильме «Даниэль и Анна» (2009) сюжет строится вокруг шокирующей темы инцеста между братом и сестрой. В «После Люсии» (2012) школьница, которую воспитывает одинокий отец, подвергается многократному насилию со стороны ровесников. В картине «Дочери Абриль» (2017) мать семейства соблазняет зятя. В этих фильмах, как и в «Закате», режиссер исследует тему семьи – странного организма, в котором порой чужие духовно люди прочно связаны невидимыми узами, и им гораздо легче умереть, чем разорвать их.
И снова Тим Рот
Фильм «Закат» визуально кажется прямым продолжением другого фильма Мишеля Франко с тем же Тимом Ротом в главной роли – драмы «Хроник» (2015). В нем рассказывается о медбрате, мужчине средних лет, который ухаживает за безнадежно больными. Он относится к ним со странной нежностью и состраданием, непохожими на профессиональное отношение медработника. Франко показывает шокирующие кадры, как герой трепетно смывает с больного тела экскременты, долгие часы держит умирающего за руку, заботливо обтирает уже мертвого пациента. Но эта традиционная для Франко провокация не выходит на первый план. Ее заслоняет личная история главного героя, которая открывается по мере развития сюжета.
Фильм «Хроник» принес Франко приз Каннского фестиваля за лучший сценарий (все свои фильмы Франко снимает по собственному сценарию). Тогда режиссер впервые в своей карьере пригласил на главную роль не неизвестного актера, а состоявшегося большого голливудского артиста. Это сильно повлияло на фильм – возможно, впервые режиссер позволил кому-то другому, кроме себя, стать главной звездой кинокартины. Если раньше актеры послушно плыли по волнам сумасшедшей режиссерской харизмы и были только винтиками его творческого замысла, то Тим Рот «перетянул одеяло на себя». Но это пошло фильму только на пользу. Кино во многом строится на психо-эмоциональных особенностях, дерганой пластике артиста, его яркая игра приглушает эпатаж режиссера и вносит в фильм фирменное обаяние «маленького человека».
«Закат»
На богатый мексиканский курорт приезжает семья: мужчина (Тим Рот) с женщиной (Шарлотта Генсбур) и взрослые дети – юноша и девушка. Они почти не разговаривают: пьют, лежат на шезлонгах, купаются, играют в карты. Медленный ритм, неподвижная камера вводят зрителя в безмятежно-расслабленное состояние, настигающее любого, когда солнце и отпуск позволяют до предела замедлить время. Из идиллии выбивается только мужчина. Когда камера застает его в одиночестве, с него слетает улыбчивая маска и он выглядит глубоко несчастным. Режиссер почти полфильма заставляет гадать, что с этим героем не так. Когда неожиданный звонок заставляет семью досрочно вернуться домой, мужчина, соврав, что забыл паспорт в отеле, попросту сбегает из тесного семейного круга. Кажется, что ему просто опостылела его семья, и тут-то герой наконец найдет свободу и счастье – но правда оказывается гораздо более сложной. Франко до самого финала водит зрителя за нос, удивляя и переворачивая в его голове уже сложившуюся картину.
Первый кадр недвусмысленно определяет главную идею фильма: Тим Рот задумчиво смотрит, как трепыхаются, бьются в агонии и подскакивают вытащенные из воды рыбины. Весь фильм его персонаж пытается сбежать от самого себя, в тщетной попытке глубоко вдохнуть напоследок. Последние кадры прямо отсылают к вышеупомянутому «Хронику» – главный герой, которого фронтально снимает камера, двигается на зрителя, не замечая, что происходит вокруг, поглощенный своими мыслями. У Франко вообще никогда не бывает хороших финалов, но в этот раз, вместе с тревогой и сожалением, он хотя бы оставил зрителю светлую грусть.