Читайте также
Кисло, сладко, остро, пряно: куда идти за настоящей азиатской кухней в Москве
6 новых сериалов февраля: смешные девчонки, серийные убийцы и продавцы Луны
Почему мужчинам надо перестать подтверждать свою «крутость»

Почему москвичи готовы к риску в азиатских ресторанах

Шеф модных азиатских ресторанов Василий Зайцев – о том, как учит гостей есть суши руками
Lucky Group

Шеф-повар Василий Зайцев отвечает в ресторанной группе Lucky Group за модную Азию. В Lucky Izakaya Bar, открывшийся 4 года назад на углу Большой Никитской и Калашного переулка, он пришел в 2020 г., а в 2021 г. ресторан получил значок Michelin Bib Gourmand. И тогда же Зайцев возглавил новый проект – паназиатский ресторан Koji. «Ведомости. Город» обсудил с шефом, как меняется азиатская кухня в столичных ресторанах – и на какие эксперименты со вкусами готовы москвичи.

- Для меня как для шефа все началось 5 лет назад, когда я впервые попал в Японию, когда я прочувствовал на себе всю культуру еды. C тех пор еще проходил стажировки по 2 недели в Китае и в Японии. Может быть, не так долго, но мне этого хватило. В Японии что бросается в глаза, это особый подход к работе, в том числе у шефов. Они трудоголики, очень заточенные – это видно по тому, как они используют продукт, как они его продают, как ведут от начала и до конца. От разделки рыбы до подачи – полный контроль. 

Вообще, когда я путешествую, то в любой стране захожу как и в премиальные рестораны, так и в  самые обычные – мне интересно попробовать всё. А в первую очередь иду в магазин: смотрю, какие продукты там, чем народ живёт на самом деле. 

– Не странно, почему именно азиатская культура так хорошо приживается у нас? 

– Я всю жизнь работаю с иностранной кухней и для меня ничего удивительного в таком интересе к, скажем, Японии, нет: все приживается и все очень рядышком. Есть тонкие нити переплетения во вкусах, мы все немножко похожи, всё человечество. Какое банкетное мероприятие у нас проходит без нарезанной рыбы – слабосоленой, соленой, сырой? Например, в Сибири строганина, те же вкусы. 

Lucky Group

Сейчас платежеспособная публика готова пробовать что-то новое, и она уже достаточно давно появилась. Первое, что я сделал в Lucky Izakaya два года назад – через special меню начал знакомить с дорогой рыбой, с дорогими морскими деликатесами, два-три блюда, не больше. Скажем, есть прекрасное мясо вагю, оно очень дорого стоит, космических денег – 27 000 руб. за килограмм, это рибай. То есть мы понимаем, какая себестоимость продукта и за сколько мы можем это продать. Но мы можем продать то же самое вагю в миниатюрной форме – кацу вагю, стейк вагю, – чтобы не делать большую наценку, чтобы не испугать, потому что гость – это главный человек в моей жизни. И вот такими маленькими шажочками я двигался, смотрел, готовы ли платить, готовы ли пробовать, готовы ли рассуждать. И опыт показал, что все очень хорошо на самом деле. Да, не так масштабно, как ели бы обычные суши с лососем, но все равно заказы были и есть. И уже есть гости, которые приходят постоянно на special меню. 

Еще давно, два года назад, как только Koji открылcя, я поставил ферментироваться соевые бобы. («коджи» или «кодзи» — разновидность плесневой культуры, традиционно используемая в японской кулинарии для ферментации. – Прим. ред.).  Хочу делать свою мисо-пасту. Третий год стоит в холодильнике – в своем, отдельном, там больше ничего не стоит.

– Как в сейфе?

– Да, под замком, чтобы, не дай бог, никто не решил, что что-то сгнило, и не выбросил. Ждем. В итоге получится килограмма два пасты, наверное. Но потом я смогу добавить ее в special блюда, и официанты будут предлагать гостям нечто реально эксклюзивное: «Шеф, знаете, с ума сошел, закрыл в банке что-то и ждал 3 года, и теперь мы можем вам показать, хотите попробовать?»

– То есть публика выросла, готова к экспериментам, а эпоха майонезных суши закончилась?

– Да, все, переходим на чистый вкус. Хотя остаются, конечно, нехорошие привычки: например, класть суши в соевый соус. Это максимально убивает все старания шефа и команды, ведь рис несколько часов готовится специальным образом, специальная заправка, где все выверено – соль, сахар, выпаренное сакэ, потом все вымешивается в деревянной кадке, пока не устанет рука. А потом люди не приправляют суши или ролл, слегка обмакнув, а просто кладут  в соевый соус – и сидят-разговаривают. И удивляются: «Ой, а у меня все развалилось». Правда? Но всё равно видно, что люди уже прислушиваются, это очень важно.  И мы не заставляем есть суши руками, как это принято в Японии, но официанты предупреждают, что шеф рекомендует есть именно так, что блюдо очень нежное. И уже есть гости, которые так делают – и учат своих друзей. 

Lucky Group
– Не уехала из страны эта аудитория, которая готова развивать вкус, пробовать новое и дорогое?

– Вообще у Lucky Group в 2022 г. открылось 4 новых проекта – столько же, сколько в 2021 г. (всего их сейчас 14. – Прим. ред). Как показали новогодние праздники, все было, как и в прошлый Новый год: мы так же в запаре носимся, ищем, ищем, где купить продукты. Может быть, чуть-чуть сократилось количество потребления, но это не такие цифры, о которых стоит говорить – около 5%. Да, весной 2022 г. был спад, не было понимания, когда доедут поставки из-за границы. Но мы на то и русские, что мы выживем везде и всегда, и при любых обстоятельствах. Период был тяжелый, но это было больше, наверное, в голове, чем на самом деле, потому что все поставки быстро восстановились.

– Те же продукты брали или заменяли?

– Те же продукты, только другими путями. Я лучше сокращу меню, уберу позиции, но заменять ничем не буду. Как можно заменить прекрасного японского тунца? На что ты его заменишь, на красную рыбу? Вот только лосось был норвежский, стал мурманский – его качество ничем не хуже. И никто даже не заметил и не почувствовал замены. Ежей, я как только пришёл в Lucky Izakaya, сразу стал использовать только мурманских.

Lucky Group
– Ежи очень хорошо идут сейчас в ресторанах. Откуда такая любовь? Кто вообще 15 лет назад пробовал морского ежа в Москве?

– Мало кто. А сейчас в Мурманске уже взяли японские технологии, полностью переоборудовали свои мини-заводики и так же, как в Японии, его обрабатывают, очищают, обрабатывают. Для меня даже вкуснее наш, чем японский, он более деликатный. 

– Два ресторана, где вы отвечаете за кухню – Lucky Izakaya и Koji – находятся в двух шагах друг от друга. Чем они отличаются?

– Lucky – это Япония, и это изакая – то есть закусочная: заказал, быстренько съел и ушел.  Koji – современная Азия в одной тарелке. Здесь у нас два этажа и внизу полутемное, уютное пространство, по пятницам и субботам с 9 вечера до 2 ночи стоит Dj. Но это не клуб, не бар, мы про еду в первую очередь.

– Ресторанная группа Lucky Group, начинавшаяся с одного проекта на Патриарших Margarita Bistro, недавно отметила 5 лет. Как вам работается в ней?

– Я всегда стараюсь идти в ногу со временем, как и наша компания, как и наши рестораны. Со всем шефами плотно общаемся. Вы даже себе представить не можете, насколько: у нас есть свои чатики, где мы обсуждаем вопросы. И в гости ходим друг к другу часто, раз в две недели так точно. Например, я в воскресенье пошел с семьей в кинотеатр «Художественный», а потом прекрасно провел время в ресторане Niki, который в нем же расположен.

Lucky Group

Вообще, lucky – это «удачливый», «счастливый». Когда Lucky Izakaya Bar получил отметку «Мишлен», я был очень счастлив. Но самое главное – это количество гостей в твоём ресторане. Если у тебя гостей много, значит, ты делаешь всё правильно. И никакие значки, звездочки, статуэтки не заменят этого чувства счастья

Другие материалы в сюжете

Самое популярное
Гараж
Официальный мотосезон в Москве откроют 11 мая
Некоторые маркетплейсы заранее запустили продажи мотоциклов
Свободное время
Куда пойти 28 апреля – 1 мая
Только интересные события в Москве
Городская недвижимость
Собянин утвердил проект развития территории рядом с Павелецким вокзалом
В Даниловском районе столицы появится жилье, социальные и общественно-деловые объекты
Умный город / Интервью
Алексей Парабучев: «До 50% патентов высокотехнологичных МСП получены при поддержке города»
Генеральный директор Фонда «Московский инновационный кластер» – о роли кооперации в современных проектах
Горожане
Собянин объявил о начале сезона летней навигации по Москве-реке
Из столичных речных вокзалов теплоходы начнут плавать почти в 50 различных направлений
Городская недвижимость
Автономная застройка: в столице предпочитают комплексный подход точечному
Район Хорошево-Мневники развивается в сотрудничестве городских властей и девелоперов
Наш город
Сосиски с горошком: москвичи стали чаще заказывать десерты-обманки
Столичные рестораны готовы не только кормить, но и развлекать
Культурный город
Московское метро превратится в площадку для художников
Первый сезон проекта «Искусство в метро» продлится до конца этого лета
Благотворительность
Наталья Водянова и Александр Цыпкин поучаствовали в благотворительном проекте «Человек дождя»
В Москве прошел модный показ дождевиков с рисунками аутичных детей
Свободное время
Ангарский маньяк и слесарь-киберспортсмен: пять новых сериалов
В обзоре «Ведомости. Города» – самые интересные сериальные проекты апреля
Наш город
Клиентские пути: в Москве внедряют новые стандарты оказания медицинской помощи
Самым масштабные изменения затронут экстренные службы
Свободное время
Москвичей ждет новый сезон проекта «Уличный артист»
Более 80 городских площадок и парковых зон станут местом проведения перформансов
Гараж
Гибридное удовольствие: тестируем китайский премиум кроссовер WEY 05
За 5,2 секунд после старта разменивает первую сотню кроссовер, вес которого составляет почти 2,5 тонны
Горожане
Глобальное – в локальном: как столица поддерживает своих предпринимателей
Проект «Сделано в Москве» помог бизнесу дополнительно заработать за I квартал более 78 млн рублей
Наш город
Как хакатоны помогают власти и бизнесу искать таланты
Соревнования для IT-разработчиков помогают закрывать вакансии и решать бизнес-задачи