Читайте также
Что смотреть в июле: 4 новых сериала
«Главная роль» – сеанс разоблачения магии кино
Фильмы на свежем воздухе: 5 летних кинотеатров Москвы

Лена Гликсон: «В Голливуде существует целая армия людей, отвечающих за музыку»

Музыкальный редактор Лена Гликсон — о работе с Бредли Купером, культуре отмены, успехе трека из «Очень странных дел» и тонкостях профессии
Личный архив

Песня Running Up That Hill, выпущенная в 1985 г., неожиданно взлетела в топ чартов Apple, а его исполнительница, британская певица Кейт Буш, попала в Книгу рекордов Гиннесса. Новую жизнь трек приобрел, появившись в популярном сериале «Очень странные дела».

Музыкальный редактор сериала Лена Гликсон родилась в Воронеже в интеллигентной советской семье, именно родители привили ей любовь к музыке. «Каждые выходные у нас были музыкальные рандеву — папа садился за старый советский синтезатор, а я ему подпевала», — вспоминает Гликсон. В 19 лет девушка поступила в музыкальный колледж Беркли и переехала в Калифорнию. Сегодня в ее послужном списке работа над такими фильмами, как «Джокер», «Звезда родилась», «К звездам», «Король Ричард» и «Отряд самоубийц: Миссия навылет». «Ведомости. Городу» она рассказала, как создается музыка для кино, можно ли подружить композитора и режиссера и как работает система профсоюзов в США.

- С чего началась любовь к музыке?

- Я довольно рано начала писать музыку, в 8 лет, но далеко не всеми педагогами в музыкальном колледже это поощрялось. Была стигма, что нужно иметь абсолютный слух и быть гениальным, чтобы стать композитором. Композиторский и дирижерский факультет имеют статус элитарности. Сверхспособностей во мне не увидели, и я даже не могла мечтать о том, что когда-то буду сочинять музыку. 

Для разных музыкальных профессий нужен свой склад характера. Я обожала сольфеджио, потому что там надо решать много задачек, это своего рода математика. Мы бесконечно строили интервалы и аккорды в разных тональностях. Мне нравилось, что я могла компенсировать отсутствие абсолютного слуха работой своего мозга. При этом я все же мечтала петь на сцене.

- Почему же поменяли решение и ушли в кинокомпозицию?

- В какой-то момент пришла идея поступать в Музыкальный колледж Беркли в качестве вокалистки (в Беркли факультет выбирают только на втором курсе, все поступают на какой-то инструмент, у меня это был голос). Но в процессе обучения я поняла, что успешных и известных вокалистов без высшего образования очень много. Мне же захотелось изучить кинокомпозицию и стать востребованным специалистом с набором эксклюзивных навыков, а после окончания Беркли я решила стать музыкальным редактором в кино, так как в индустрии их не так много. 

- Кто такой музыкальный редактор? 

- Традиционно музыкальный редактор знает про всю музыку в кино, следит за тем, чтобы она была в точной синхронизации с видео во всех итерациях фильма. Вы работаете с композитором и режиссером на всех этапах создания музыки — от ее написания до сведения. В киномузыке есть много нюансов, связанных с драматургией.  Музыкальное произведение должно иметь определенную эмоциональную окраску, длительность, изменяться на протяжении конкретной сцены. Существовать внутри таких рамок композитору бывает довольно непросто. Порой талантливый материал нужно подкрутить и драматургически точно вписать в сцену. Я могу не только редактировать, но и пересобрать музыку из элементов, написанных композитором, то есть словно из конструктора создать новые произведения.

Еще одна большая часть моей профессии — спасение фильмов. Бывает, что фильм уже нужно выпускать, но режиссер недоволен тем, что написал композитор. Я присоединяюсь к проекту, чтобы найти новую музыкальную концепцию в максимально сжатые сроки. Если вы ищете концепцию в начале монтажа, то у вас есть на это месяца полтора, если вы присоединяетесь к проекту в последний момент, то вам дают четыре дня, плюс неделю на то, чтобы найти и утвердить композитора.

- Если вы «пересобираете» новую музыку, показываете ли вы ее композитору? 

- Все, что создает композитор, принадлежат создателю фильма, поэтому продюсер может делать с музыкой все что угодно. За композитором остаются авторские права, он получает авторские отчисления, но владеет музыкой именно продюсер.

Конечно, из уважения к композитору ничего не делается у него за спиной, он видит пересобранные произведения. Порой молодым композиторам трудно отдать свою работу кому-то на растерзание, но в целом все, кто работает в этой индустрии, понимают, что у них покупают права, чтобы делать с музыкой все что потребуется. 

Я очень скрупулезно выстраиваю музыку под драматургию сцены, делаю так, чтобы все хорошо работало, поэтому большой груз ответственности с плеч композитора снимается.

21 Laps Entertainment
- Трек Running Up That Hill, который вновь прозвучал в четвертом сезоне «Очень странных дел», буквально взорвал чарты. Кому пришла идея его использовать? 

- Это выбор продюсера Шона Леви, который также был режиссером четвертого эпизода, в котором трек играет ключевую роль, и музыкального супервайзера Норы Фельдер. Воплощение этой идеи было на моих плечах. То, как песня звучит в фильме, — это не то, как она звучит на записи. Куплет, припев, проигрыш могут меняться местами, чтобы песня удачно ложилась на монтаж сцены. Важно, чтобы длительность песни и всех ее элементов совпадала с длительностью каждого кадра в монтажной склейке. Техническая часть работы редактора — сделать так, чтобы все сложилось и правильно звучало в конкретной сцене. К Running Up That Hill выстраивались отдельные оркестровые партии, я готовила референсы для композитора.

- Почему она выстрелила? 

- Я думаю, эта песня приобрела вторую жизнь спустя 37 лет после релиза благодаря тому, что прозвучала в нужное время в нужном месте. Кейт Буш всегда очень осторожно относилась к использованию своих песен в кино, но, мне кажется, в случае с «Очень странными делами» все сложилось: и текст, удивительным образом совпадающий с драматичной и мощной сценой, и музыкальный язык песни, аутентичный и для стилистики 80-х, и для стиля закадровой музыки сериала, который базируется именно на использовании характерных элементов из этого десятилетия.

- От чего зависит выбор конкретной песни к фильму?

- Все зависит от манеры режиссера работать над фильмом. Очень часто большие и важные песни фильма прописаны в сценарии. Приходится отталкиваться и от бюджета фильма — не всегда есть деньги на то, чтобы приобрести права на известное произведение. Музыкальный супервайзер занимается подбором альтернатив для песен и юридической составляющей, покупкой авторских прав и т. д. Музыкальный редактор уже внедряет эти песни в кино.

- Как делается подбор треков к фильму, где действие происходит не в наши дни или в какой-то непривычной локации?

- Обычно режиссер дает референсы. Вы можете искать музыку в киноработах, похожих по стилистике, концепции, времени или жанру. Если фильм абсолютно оригинальный, тогда вы ищете новые, молодые имена. В идеале, чтобы у композитора уже был опыт работы в кино или хотя бы в рекламе. Вы находите пять-шесть вариантов, которые показываете режиссеру. И потом вместе с ним выбираете наиболее подходящий.

Личный архив
- Приходилось ли быть медиатором между режиссером и композитором?

- Иногда ожидание и реальность совершенно не совпадают. Например, бывали случаи, когда я понимала, что конкретно хочет режиссер получить в конечном итоге, но произведение композитора категорически не соответствовало требованиям. И тут все зависит от отношения между режиссером и композитором. Если во время работы режиссер уже не в первый раз недоволен работой композитора, то очередной конфликт может стать последней каплей. И если в процесс создания музыки режиссер одобрял мои корректировки, то есть мои руки уже касались этой музыки, я могу взять на себя ответственность изменить какие-то нюансы, которые будут красной тряпкой для режиссера, и спасти композитора от увольнения.  

- Скажете ли вы об этом композитору?

- Я могу сказать, что мы с режиссером решили внести небольшие изменения, чтобы улучшить произведение. Здесь все очень глубоко завязано на дипломатии. Я понимаю, что все люди, которые меня окружают, очень творческие и чувствительные, поэтому крайне важно быть деликатным. В целом я стараюсь избегать любых конфликтов, поскольку все это стопорит процессы, а главное — это конечный результат. Фильм закончат в срок, режиссер останется доволен, композитор будет получать свои авторские отчисления и продолжит развиваться в индустрии. Можно сказать, что я работаю спасателем.

Warner Bros. Pictures
- Какие еще навыки помогают вам в работе?

- Благодаря своему умению петь я получила работу над мюзиклом «Звезда родилась». Мне как вокалисту понятно, как сделать так, чтобы движения губ на экране четко соответствовали вокальной позиции певца на аудио и находились в синхронизации со слогами, которые мы слышим.

Навыки композитора я тоже использую. В этом фильме нет закадровой музыки, но режиссер Бредли Купер хотел попробовать ее сделать. Я написала 40 минут музыки, он ее послушал и решил, что все же хочет, чтобы музыка была только в кадре, так что моя работа оказалась неиспользованной и была нужна только для проверки концепции. 

- Можете ли вы ее использовать в дальнейшем?

- В этом случае нет, поскольку она сильно переплетена с музыкальной темой фильма. Но в принципе, при некоторой доработке можно использовать свои черновики.  

Был еще один забавный случай. Во время работы над фильмом, действие которого происходит во время Второй мировой войны (этот фильм все еще в монтаже, и у него нет официального названия), мы столкнулись с тем, что не можем использовать нацистские музыкальные произведения. В Германии это запрещено, и фильм никогда там не выйдет, если вы что-то используете из того времени. Мой папа еврей. И я, еврейская девочка, писала музыку нацистского марша. Далеко не все, что я пишу, попадает в фильм. Иногда нужно написать какой-то отрывок, чтобы попробовать новую концепцию и понять, работает она или нет.

- Как вы находите новые проекты?

- Я работаю в компании музыкального редактирования, которая является частью киностудии Warner Brоs. В наше агентство приходит запрос от кинопродюсера с конкретными квалификациями человека, который им нужен. Менеджер смотрит, у кого совпадает опыт, кто работал над подобными проектами. Часто бывает запрос на конкретного человека, с которым работали ранее. У меня большое количество проектов было с Джейсоном Рудером. Он один из самых больших музыкальных редакторов и музыкальных продюсеров в Голливуде и номинант на «Оскар» в номинации «Лучший звук» за фильм «Звезда родилась». И когда ему нужен редактор, готовый работать с утра до ночи и без выходных на протяжении нескольких месяцев, он зовет меня.  

- Часто бывают такие авралы? 

- Сейчас, когда пандемия идет на спад и все размораживается, проекты наслаиваются друг на друга, и приходится выбирать. Но вы все время пытаетесь поддерживать профессиональные связи, потому что если режиссер позвал вас работать второй раз, то скорее всего он пригласит вас и в третий, и в четвертый. Ведь все хотят работать с одной и той же командой. Если вы отказываетесь от проекта, то шансов вновь сотрудничать с этим режиссером меньше.

- Если вас зовут на одну и ту же работу из проекта в проект, какие здесь могут быть карьерные перспективы? 

- Одни и те же режиссеры снимают очень разные фильмы, поэтому и работа отличается. Условно «Мальчишник в Вегасе» и «Джокер» кардинально разные фильмы, при этом их снял один режиссер. Музыкальных редакторов меньше, чем композиторов. В этой профессии много плюсов. И профессия совсем иначе регулируется. У нас больше социальных гарантий — есть профсоюз, медстраховка, различные пенсионные накопления. У композиторов такого нет. Я хочу стать музыкальным редактором, который принимает решения на высоком уровне. Например, решает, с каким композитором работать. Я и сейчас принимаю творческие решения, которые сильно влияют на музыкальный язык фильма. Следующим карьерный шаг — переход от музыкального редактирования к продюсированию. 

- Почему у композиторов нет профсоюза?

- Он исторически не сформировался. Они пытаются его сделать, но пока тщетно. Композиторам приходится платить за страховку из своего кармана, и их социальные гарантии и условия труда не регламентированы, как, например, у членов кинематографических профсоюзов.

- Есть ли равенство зарплат? 

- Я думаю, в моей специальности есть. Правда, мне себя особо не с кем сравнить, если я с кем-то сражаюсь за проекты, то это, как правило, мужчины, которые старше меня на 15 лет и намного дольше в профессии, но в последнее время все чаще выбирают меня. Ценник растет в зависимости от того, в каких проектах вы участвуете. Чем сложнее и высокобюджетнее кино, тем больше ваш гонорар.

Профсоюз контролирует выплаты. То есть чем выше бюджет фильма, тем выше минимальный ценник у сотрудника. Если бюджет фильма $20-30 млн, то  минимальный гонорар музыкального редактора начинается с $2000 в неделю (до вычета налога), то есть от $8000 в месяц. Высокобюджетный фильм (примерно от $100 млн) может нанять музыкального редактора за $5000 в неделю. Обычно проект длится от 4 до 12 месяцев. 

- Как обстоят дела в России?

- К сожалению, я не работала над российскими проектами. И в России в принципе всем занимается композитор, поскольку в 90-е киноиндустрия катилась в пропасть. И многие профессии, включая музыкального редактора, исчезли. У раннего постсоветского фильма бюджет был мизерный, и приходилось экономить на всем. В Голливуде существует целая армия людей, отвечающих за музыку, композитор не будет присутствовать в момент сведения всего звука фильма.

При этом в России, насколько я знаю, если кинокомпозитор нанимает себе команду, он платит ей из своего собственного гонорара. В Америке бюджет на музыкального редактора заложен в бюджет постпродакшн. То есть я финансово от композитора не завишу, а значит, я могу в первую очередь работать на фильм.

Личный архив
- Почувствовали ли вы культуру отмены России и всего русского сейчас в кино?

- Я бы не сказала, что вижу массовую отмену всего русского. Я лично с этим не сталкивалась. Более того, мой университет помогал в равной степени русским и украинским студентам. Много кинопроизводителей хотят остаться в нейтралитете.

- Над чем работаете сейчас?

- Работаю с командой, которая снимала «Человек на Луне» и «Ла-Ла Ленд». Режиссер Дэмьен Шазелл снимает киноленту для Paramount Pictures. Это фильм о «золотой эре» Голливуда и переходе от немого к звуковому кино с Брэдом Питтом и Марго Робби в главных ролях.

Самое популярное
Гараж
На зарядку становись: количество ЭЗС в Москве может вырасти до 30 000
Сергей Собянин озвучил планы по достижению этой цели к 2030 году
Наш город
Квизы, викторины, мастер-классы: в Москве провели Неделю финансовой грамотности
В мероприятии приняли участие более 35 000 человек
Наш город
Для здоровья и отдыха: территории трех медучреждений благоустроят в Москве
Работы пройдут в двух больницах и центре паллиативной помощи
Наш город
Беспилотный поезд в Москве и день рождения панды – хорошие новости
Только положительные события в завершение недели
Культурный город
Экоактивисты и индийские сектанты: четыре фильма фестиваля молодого кино «Короче»
Имена победителей этого кинособытия, скорее всего, очень скоро будут на слуху
Культурный город
Стоп, снято! Объявлены итоги Московской международной недели кино
На ММНК побывали более 600 000 человек
Умный город
В контакте с учебой и здоровьем: гаджеты и приложения для школьников и родителей
Умный будильник, бутылка с тамагочи, нейросети-помощники и многое другое
Наш город
После реконструкции: Рижский вокзал примет первых пассажиров с 1 сентября
Через станцию будут ходить электрички дальних маршрутов
Наш город
Собянин: новый мост через Москву-реку откроется в 2025 году
Он свяжет три района столицы и откроет новый выезд в сторону северо-запада
Горожане / Интервью
Гарик Мартиросян: «Юмор меняется вместе с жизнью»
Известный телеведущий о новом шоу, поиске оригинальных форматов и эволюции юмористических площадок Москвы
Свободное время
Куда пойти в выходные 31 августа – 1 сентября
Самые интересные события в Москве
Наш город
Собянин рассказал о городской программе стимулирования создания рабочих мест
По итогам реализации более 281 000 горожан смогут трудоустроиться рядом с домом
Наш город
Выбирай и купайся: москвичи определят лучшие летние бассейны
В голосовании представлены свыше 20 локаций в разных районах столицы
Культурный город
Кино и космос: московский планетарий примет фестиваль научных фильмов
Мероприятие приурочено к 95-летнему юбилею небесной обсерватории
Культурный город
Опера под звездным небом: музыкальный фестиваль пройдет в Царицыно
31 августа и 1 сентября там выступят артисты российских и зарубежных театров