Читайте также
Посторонним вход разрешен. В какие эксклюзивные особняки, высотки и на крыши Москвы открыли доступ
Хорошие новости: скрининг новорожденных, разгон на трассах до 130 км/ч и пробуждение енотов
Путешествие к корням. Чем удивят самые яркие этнопарки России

«Чистый» выхлоп. Пользу от электротранспорта измерили в лесных гектарах

Город закупает новые партии электробусов, а собственники личных электромобилей получают льготы
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Электротранспорта на дорогах столицы становится все больше – как на земле, так и в метро. Город закупает новые партии электробусов, а собственники личных электромобилей получают различные льготы. Так ли это эффективно в борьбе за чистый воздух в городе, особенно в районах с крупными автомагистралями? Тем более что не все эксперты считают возможным электрифицировать большую часть московского транспорта в обозримом будущем. «Ведомости. Город» узнал, как измерить позитивный эффект для окружающей среды столицы от внедрения электротранспорта.

Электричество вместо CO2

Не так давно город объявил о закупке новой партии электробусов – на столичные дороги в текущем году выйдет еще 1200 единиц этого вида транспорта. По итогам прошлого года в Москве курсировало уже 1050 электробусов. Когда речь заходит о пользе для окружающей среды, экологи и транспортные эксперты предлагают обратить внимание на простую математику. Один электробус по сравнению с дизельным автобусом снижает выбросы углекислого газа в воздух на 60,7 т в год в расчете на одну машину. Это значит, что в городе количество вредных выбросов после очередной закупки электробусов сократится более чем на 60 000 т в год. 

«Для сравнения: такой объем поглощения обеспечивает лиственный лес площадью около 19 000 га. Это больше территории, например, Твери и вполне сопоставимо с Амстердамом или Буэнос-Айресом. Еще тысяча новых электробусов, которые появятся на улицах Москвы до конца 2024 г., удвоят этот показатель. То есть экологический эффект будет такой, как от лиственного леса, занимающего территорию Парижа, Лиссабона, Дублина и Иерусалима вместе взятых», – отмечает замглавы наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев. По его словам, при внедрении электротранспорта снижается и уровень городского шума, а энергоэффективность экономики, напротив, повышается.

К концу текущего года на дорогах столицы будет уже 2250 электробусов, а это значит, что уровень загрязнения воздуха углекислым газом снизится на 135 000 т. Таким образом, электробусы в 2023 г. в экологическом смысле заменят Москве 40 000 га леса, который бы поглощал такое же количество тонн углекислого газа.

«В планах города – полный переход на наземный электротранспорт к 2030 г. А это, по сути, то же самое, как если бы власти столицы посадили деревья на всей площади внутри МКАД», – добавил Гусев.

Антон Великжанин / Для Ведомостей
Антон Великжанин / Для Ведомостей

Высокая концентрация CO2 и провоцирует так называемый парниковый эффект. Стоит отметить, что Москва не входит в лидеры рейтингов по загрязнению экологии среди мегаполисов. Во многом это обусловлено минимизацией вредных производств на территории города. Но именно транспорт в столице остается главным генератором загрязнения воздуха – в Московском регионе зарегистрировано около 8,5 млн авто.

«Так как почти 90% загрязнения атмосферного воздуха в Москве приходится на автотранспорт, то закупка электробусов может оказать положительное влияние на ситуацию в городе. Насколько остро стоит проблема обеспечения высокого качества атмосферного воздуха в Москве, сейчас можно увидеть на примере многочисленных интерактивных карт и спутниковых снимков», – подчеркнула в беседе с «Ведомости. Городом» профессор кафедры государственного регулирования экономики Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС Ольга Маликова.

По ее словам, наиболее неблагоприятная экологическая ситуация, как правило, бывает в тех районах, где самый интенсивный транспортный поток. Это прежде всего центр города и крупные автомагистрали: кольцевая автодорога, Садовое кольцо, Третье автотранспортное кольцо, Ленинградский проспект, Ленинский проспект, Минское шоссе и Варшавское шоссе.

Количество электробусов, курсирующих на всех этих направлениях, увеличится в этом году. Поэтому улучшение экологической обстановки вокруг крупнейших столичных дорог напрямую зависит от внедрения экологически чистого вида транспорта.

Личный пример

Очевидно, что для полной минимизации выбросов вредных отходов в воздух электрификацию общественного транспорта должны поддерживать и частные автолюбители, желательно своим же примером. Так считает и член рабочей группы при Минприроды России Алексей Сергеев.

«Речь должна идти о замене не только общественного или коммерческого транспорта, но и личного. В Москве есть определенные льготы для электротранспорта, в том числе бесплатные парковки. Я начинаю видеть Tesla на дорогах Москвы все чаще. Понятно, что есть препятствия для появления этих автомобилей в России», – рассказал Сергеев.

Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Эксперт высказался за то, чтобы и на государственном уровне процесс электрификации личного транспорта был простимулирован. Известно, что в некоторых европейских городах нельзя въезжать в центр за рулем авто с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Позитивный пример в этом плане демонстрирует Норвегия. К 2025 г. страна полностью откажется от продажи новых дизельных и бензиновых машин. Там к переходу на электромобили начали готовиться еще 30 лет назад, вводя соответствующие льготы: освобождение от уплаты транспортного налога и НДС при покупке машины, скидки на парковку и т. д. Ну а если говорить об общественном транспорте, то Норвегия уже полностью перешла на электробусы.

Впрочем, столичные собственники электромобилей тоже не обделены льготами. Собственникам электрокаров предоставляется бесплатная стоянка на городских парковках. Они тоже освобождены от уплаты транспортного налога и могут бесплатно заправляться на станциях «Энергия Москвы».

Как отмечает Сергеев, закупать электрокары лучше всего в Китае, так как цены на них достаточно низкие по сравнению с европейскими. С другой стороны, под боком есть и свое производство – завод «Москвич» с прошлого года выпускает свой электромобиль – «Москвич 3е». В 2023 г. с конвейера завода планируется выпустить 10 000 машин с электротягой.

В свою очередь Маликова убеждена, что в ближайшие годы пересадить значительную часть москвичей на электромобили не удастся.  «Перейти на электромобили было бы желательно, но нереально по ряду причин. Во-первых, электромобили – это дорогой вид транспорта. Они стоят существенно дороже, чем автомобили с ДВС. Во-вторых, для массового производства электромобилей существуют некоторые ограничения. На сегодняшний день электромобили используют литиевые аккумуляторы, а литий относится к числу редкоземельных металлов и это ограниченный ресурс. Но как цель расширение масштабов использования электромобилей и гибридных автомобилей, несомненно, нужно рассматривать. Для пользователей таких машин должны быть специальные льготы, которые, кстати, уже существуют в Москве», – подчеркнула эксперт.

По ее словам, значительную роль в деле очищения городской экологии должны все-таки играть зеленые насаждения, особенно рядом с потоком машин. «Парки, скверы, бульвары вдоль автомагистралей позволяют поглотить значительные объемы загрязняющих веществ, что делает жизнь в больших городах значительно более комфортной», – подытожила эксперт.

Тишина под землей

Впрочем, не стоит забывать и о железнодорожных видах транспорта, в том числе подземных. Мировые мегаполисы также переходят на более экологичные типы поездов и электричек. Москва тоже старается следовать этому тренду на примере БКЛ, МЦК и МЦД. В таких проектах используется новое поколение электротранспорта, которое максимально безопасно для городской среды и экологии, рассказал эксперт по городскому транспорту и такси Роберт Ян.

Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

«Дело в том, что тепловозы, которые раньше курсировали в городской среде в качестве поездов пригородного сообщения, были элементом, загрязняющим воздух, и в целом такие составы не обладали функциональностью, которой снабжены современные электровозы, встречающиеся на МЦД, МЦК и БКЛ», – сказал спикер.

Мировой опыт подсказывает, что большинство стран мира давно отказались от тепловозов, поскольку их использование в городской черте было сопряжено с ухудшением качества жизни людей.

Что касается современных электропоездов, которые сегодня ездят в столичной подземке и на БКЛ, – «Москва-2020», то их насчитывается около сотни, уточнил спикер. «Это тоже экологический вид транспорта, который усовершенствован настолько, что он на 15–20 % менее шумный, чем остальные варианты электропоездов. Составы обеспечены техническими новшествами, поэтому передвигаться в них удобно. Пожалуй, на сегодняшний день это самые комфортные, тихие поезда в Москве», – сказал эксперт.

В ближайшие годы на столичных железных дорогах появятся более 1000 вагонов «Москва-2020», 300 из них – уже в этом году. Это на 80% обновит парк московского метро, напомнил Ян. Впрочем, по его словам, обновление пассажирского железнодорожного транспорта – это в первую очередь история не про экологию, а скорее про доступную среду.

Самое популярное
Наш город
Старейший в городе: как идет реконструкция Ленинградского вокзала
После работ площадь залов ожидания вырастет более чем втрое
Наш город
Будет лучшим: Куклачев оценил идею строительства нового цирка в Москве
По словам мэра, старое здание на проспекте Вернадского исчерпало свой ресурс
Наш город
Собянин: в ОЭЗ «Технополис Москва» вошли еще четыре производственные площадки
В прошлом году резиденты и арендаторы особой зоны инвестировали в развитие 215 млрд рублей
Свободное время
Куда пойти в выходные 15–16 февраля
Самые интересные события в Москве
Наш город
Собянин призвал москвичей проголосовать по теме создания нового большого цирка
Горожанам предложат выбрать место размещения объекта
Умный город
Московская торговля: на онлайн-портале столицы запустили новый спецпроект
Сегодня на городских рынках представлены продукты более чем из 80 регионов России
Культурный город
Что слушать этой зимой: «Лоэнгрин» в Большом и две «Свадебки» Стравинского
Главные события в мире академической музыки
Свободное время
В мире животных: Московский зоопарк отмечает день рождения
Сейчас он занимает первое место на планете по разнообразию видов
Горожане
Юлия Пересильд: «Для меня первичен даже не персонаж, а сценарий»
Звезда «Финиста» и «Вызова» – о молодой Яге, любимых местах Москвы и актрисах, которыми восхищается
Наш город
Шагая по столице: на каких площадках проекта «Зима в Москве» стоит побывать
Центр города в этом году стал местом встреч и дружеских фотосессий
Городская недвижимость
Столичные предприниматели все чаще покупают помещения в домах-памятниках
В исторических зданиях открываются гостиницы, кафе и другие точки притяжения москвичей и гостей города
Наш город
Собянин: путепровод через СЗХ у Новозаводской улицы будет достроен в 2026 году
Мневниковская пойма станет крупным центром с 3 млн «квадратов» недвижимости
Умный город
Оксана Сударева: «КЭДО может стать конкурентным преимуществом ритейлера»
Руководитель домена управления персоналом ГК «Лента» – о важности цифровизации бизнес-процессов
Свободное время
Это наш конек: катки на площадках проекта «Зима в Москве» открыты в любую погоду
В этом году в столице работают два десятка площадок с искусственным льдом
Культурный город
В 2024 году с помощью платформы «Москино» согласованы съемки более 600 проектов
Онлайн-ресурс является частью стратегии столичной мэрии по развитию киноиндустрии в Москве