Читайте также
Еда на дом. Москвички рассказали о переходе на питание с доставкой
Хайтек на кухне. Способны ли технологии сделать из вас шеф-повара
Коллективное чтение. В Москве приобретают популярность книжные клубы

Гастромаркеты захватили Москву

«Пандемию можно сравнить с сильным ветром, сдувающим лишнюю пену на кружке пива»
Максим Стулов / Ведомости

За восемь лет с момента реновации Даниловского рынка в Москве новый формат гастрономических пространств завоевал столичный рынок и продолжил свою экспансию в регионы. «Город» изучает, как изменились гастромаркеты в пандемию.

Гастромаркеты и фудхоллы – относительно новый гастрономический тренд не только на российском рынке: завоевывать популярность зарубежной публики реновированные сельскохозяйственные рынки начали только в начале 2000-х, как стало очевидно позже – способствуя развитию гастротуризма в своих странах.

Самые успешные и масштабные европейские проекты появлялись на месте продовольственных рынков в исторической части крупных городов. Например, рынок Сан-Мигель в Мадриде – изящная железная конструкция начала XX в. – открылся после реставрации в 2009 г. Тогда же на берегу Темзы в Лондоне обновили знаменитый Borough market – рынок с тысячелетней историей площадью 16 000 кв. м, в 2014-м в Лиссабоне состоялось громкое открытие первого из череды Time Out Market площадью 10 000 кв. м.

Как все начиналось

В России старт новому направлению ресторанной индустрии дала реновация Даниловского рынка в 2013 г., инициатором которой стал его генеральный директор Максим Попов. В 2011 г. на рынке не было гастрономических арендаторов и оставалось 50 000 руб. на расчетном счете, к 2015 г. корнеров стало 12, а цифра на расчетном счете перевалила за 45 млн. «Для открытия гастромаркетов в России пришло время, спрос созрел к такому формату: многие стали чаще путешествовать, посещать Европу и Азию, знакомиться с рынками и гастромаркетами», – поясняет Попов.

В 2014 г. в Москве был один гастромаркет в формате рынка, в 2015 г. – два, в 2017 г. – девять проектов, в том числе первый в России фудхолл без включения сельскохозяйственной части – strEAT, следующий после Даниловского проект Попова. 2019 год стал рекордным по количеству открытий: было запущено «Депо» на Белорусской (площадь – более 17 000 кв. м), а также новый для рынка формат – барное объединение «Профсоюз», – вместо еды включающий различные вариации алкогольных концепций.

Согласно результатам исследования коммуникационного агентства PMGroup, в котором приняло участие 50 гастромаркетов из восьми регионов России, в 2021 г. в Москве работает больше 40 гастромаркетов, суммарный объем инвестиций в этот сегмент составил около 10 млрд руб. За восемь лет в столице сформировалась полноценная индустрия, в которой задействовано больше 5000 работников и 1054 корнера.

Залог успеха

По словам Попова, гостей привлекает относительно низкий средний чек и набор разнообразной гастрономии под одной крышей. Для арендаторов также работает синергетический эффект – за счет разных кухонь и набора развлечений вроде мастер-классов можно получить постоянный трафик гостей и чеков с минимальными инвестициями.

Формат гастромаркета выгоден как девелоперу, так и арендатору: первые получают 25–30% чистой прибыли в год при окупаемости проекта в среднем три с половиной года и инвестициях 80 000 руб. на 1 кв. м. Гастромаркет не требует больших инвестиций, что привлекает стартапы и позволяет реализовывать новые концепции – попробовать здесь свои силы могут как начинающие гастроэнтузиасты, так и опытные рестораторы. «При вложениях около 1 млн руб. проект окупается спустя 4–6 месяцев, а выручка составляет от 1,5 млн», – уточняет Мария Искусных, совладелец корнеров «ЛуиОньён», «ЯвТай» GensoSushi, участник Союза управляющих ФРиО.

Динамика изменения арендного наполнения гастромаркетов с момента их прихода на московский рынок отражает мировую ситуацию: если 5–8 лет назад были популярны бургерные и кавказские концепции, то с увеличением цен на экзотические поездки пришел устойчивый тренд на Азию. Жители столицы отправлялись в гастрономическое путешествие, пробуя индийскую, вьетнамскую, тайскую, корейскую и японскую кухню.

Чем нестабильнее ситуация, тем больше человек хочет вернуться в безмятежное состояние и ищет знакомую опору своей повседневной жизни. Отсюда тренд на простую, понятную еду из детства, например пельмени или пироги. Так, в 2016 г. появился бренд «Лепим варим». В 2021 г. еще больше вырос интерес к и без того популярному, простому, недорогому и сытному продукту – шаурме. Палатки с шаурмой соседствуют на гастромаркетах с по-преж- нему популярными ЗОЖ-концепциями.

Максим Стулов / Ведомости

«Модель бизнеса очень удобная, у нее хороший потенциал в регионах, вложения в 5–6 раз меньше, чем если открывать ресторан полного цикла, ну и, конечно, не болит голова за генерацию потоков гостей и маркетинг – это все ложится на гастроплощадку», – рассказал шеф-повар и член ассоциации Национальной гильдии шеф-поваров России Максим Кулешов.

К слову, шефы также увидели в гастромаркетах возможность заявить о себе и попробовать свои силы в качестве рестораторов. «Шеф-повара – это новые рок-звезды, которым уже тесно и скучно в проектах, где они являются наемными работниками: они решились попробовать свои силы на таких площадках, как гастромаркеты, так как порог входа невысокий», – пояснил Попов.

Новый взгляд

К 2020 г. рынок гастромаркетов в Москве был близок к перенасыщению. Чтобы выделиться и завоевать интерес аудитории, рестораторы начали экспериментировать с форматами и концепциями. Появились пространства с фудтраками («Рестопаркинг») и барные объединения («Профсоюз» и PapaBarvillage). Однако пандемия ударила по гастромаркетам и фуд-холлам: за первую волну пандемии их навсегда покинуло 20% игроков.

Евгений Разумный / Ведомости

«Пандемию можно сравнить с сильным ветром, сдувающим лишнюю пену на кружке пива, остается только продукт», – считает Евгений Моргачёв, управляющий объектами компании Gremm Group (Усачевский рынок, рынок на Ленинском, Москворецкий рынок, Центральный рынок на Маросейке).

По мнению Моргачёва, закрылись не сильные и не самодостаточные концепции, освободив места под новые идеи. Пандемия показала, как важно развивать технологии удобства и комфорта для посетителей: доставку, предзаказ, самовывоз, доставку к столу по QR-меню. Летом 2021 г. рестораны активно готовили наборы для пикников и take-away. Сегодня поток гостей в гастромаркеты растет за счет оттока из более дорогих сегментов: привлекает огромная вариативность блюд, невысокий средний чек.

«Люди насытились и наигрались в подобные форматы. Они разделились на тех, кто попробовал и больше не придет: они вернулись в рестораны. И на тех, кто продолжает посещать фудкорты. Публика стала более избирательной и требовательной, она хочет больше сервиса, качественного продукта, но не готова или не хочет/может платить адекватно», – комментирует изменение потребительского поведения Моргачёв.

«Следующий шаг в развитии гастрономических пространств – экспансия в спальные районы Москвы», – уверен Попов. Сегодня застройщики проектируют новые жилые кварталы, заранее закладывая площади под гастромаркет как элемент инфраструктуры района, это позволяет сократить объем пустующих площадей на первых этажах жилых домов.

Самое популярное
Свободное время
Семь новых ресторанов: от лучших стейков до чая с позолотой
Морские гады, стейки и лепешки со всего света – в обзоре «Ведомости. Города»
Свободное время
Более 20 бесплатных катков открылись на площадках «Московских сезонов»
Для посещения необходима электронная регистрация
Наш город
Сварщики взяли золото, московские зарплаты увеличились – хорошие новости
Завершаем неделю хорошими новостями
Наш город
Эксперты рекламного рынка подведут итоги года
В декабре медиаиндустрия соберется, чтобы обсудить последние тренды и дать прогноз развития отрасли на 2024 год
Горожане / Интервью
Леонид Кондрашев: «Для археолога мусорное ведро – самое ценное»
Интервью с Главным археологом Москвы – о находках этого года и их значении
Городская недвижимость
В рамках инвестпроектов в Москве построят 10 спортивных центров
В столице появятся новые футбольные поля, ледовые арены и бассейны
Наш город
В Москве ввели новый стандарт предпрофессионального образования
Около 8000 старшеклассников учатся IT
Свободное время
Куда пойти в выходные 2-3 декабря
Только интересные события в Москве
Горожане
Актер Вячеслав Чепурченко: «Я вытащил счастливый билет»
Гуляем по столице с актером театра и кино
Свободное время
Пять зимних книжных новинок: романы о семейных узах и генной инженерии
Самые интересные произведения, которые представят на ярмарке интеллектуальной литературы Non/fiction
Горожане
Эльвира Крылова: «В этом городе сумасшедший ритм»
Гуляем по столице с генеральным директором группы компаний «КидБург»
Культурный город
Как открылся BRICS+ Fashion Summit в Москве
Суммарный оборот организаций столичной индустрии моды превышает 150 млрд рублей в год
Наш город
В Москве обсудят профилактику и лечение онкологии
60% всех злокачественных опухолей удается выявить на ранней стадии
Наш город / Галерея
Подведены итоги заявочной кампании научной премии «Вызов»
В 2023 году было подано 218 заявок, а победителями станут четыре человека
Гараж
Тест-драйв Tank 300 City: сможет ли внедорожник конкурировать с городскими авто
«Трехсотка» проявит себя на зимних дорогах российских городов