Инвестиции ВЭБ.РФ в развитие городов вырастут до 2,4 трлн рублей в 2024 году
В портфеле корпорации – проекты, связанные с транспортом, образованием и логистикойЗа пять лет – с 2018 по 2023 гг. – ВЭБ.РФ инвестировал в развитие городов 1,8 трлн руб. По итогам 2024 г. эта цифра вырастет до 2,4 трлн руб., прогнозируют в госкорпорации. В портфеле изменений – проекты по обновлению общественного транспорта, строительству школ, модернизации аэропортов и автомобильных дорог, созданию новых и развитию действующих производств. Об этом «Ведомости. Городу» рассказал представитель ВЭБ.РФ.
Результаты пятилетней работы госкорпорации по развитию городов были представлены в экспозиции «Города для жизни сбываются» на международной выставке-форуме «Россия». По словам представителя ВЭБ.РФ, полученные социальные эффекты «касаются каждого жителя города»: сокращается время ожидания городского транспорта, снимается проблема второй смены в школах, повышаются комфорт и безопасность передвижения.
По итогам 2023 г. 75% из 146,2 млн жителей России проживали в городах. Сами города формируют большую часть внутреннего валового продукта – 68,6% из 172,1 трлн руб., согласно уточненным оценкам Росстата.
С ростом численности городского населения растет и потребность в формировании комфортной среды, которая включает в себя и жилье, и общественные пространства, и благоустройство, и транспортную инфраструктуру, считает декан факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Евгений Михайленко.
Современный транспорт
Транспортная система – важный компонент городской среды, считает Михайленко. Недостаточно просто сделать общественное пространство комфортным, необходимо обеспечить его доступность.
В 2021 г. правительство России приняло программу по обновлению городского общественного электротранспорта. Тогда же это стало задачей ВЭБ.РФ, который начал выполнять роль проектного офиса и финансировать программу. Общий объем инвестиций на развитие электротранспорта в 10 городах достиг примерно 252 млрд руб., включая средства федерального и региональных бюджетов, а также бизнеса. Улучшения затронут почти 8,8 млн жителей Курска, Ростова-на-Дону, Волгограда, Саратова, Перми, Ярославля, Липецка, Красноярска, Нижнего Новгорода, Краснодара.
В Нижнем Новгороде – самом масштабном проекте программы – планируется обновить 150 км трамвайных линий и закупить 170 трамваев. Общий объем инвестиций – 51,3 млрд руб. В Екатеринбурге был реализован первый в истории межмуниципальный трамвайный маршрут, соединивший столицу Урала с городом Верхняя Пышма.
В Москве ВЭБ.РФ профинансировал поставку 31 пассажирского электропоезда для новых Московских центральных диаметров на 28,8 млрд руб. Кроме того, госкорпорация обеспечила закупку 76 поездов для диаметров.
Транспортная инфраструктура во многом определяет, в каком направлении будет развиваться город, считает Михайленко. По его словам, это зависит от развития не только общественного, но и личного транспорта, а также состояния автомобильных дорог.
Школы и кампусы
В 2022 г. Центр СИТИ факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ проводил общероссийский опрос. Как выяснилось, для горожан важно, чтобы поликлиники, детские сады, школы, супермаркеты, детские площадки, остановки общественного транспорта и парки были в шаговой доступности от дома.
ВЭБ.РФ активно финансирует развитие образования в регионах. К 2025 г. при поддержке госкорпорации планируется построить 69 новых школ на 60 000 школьников в 22 регионах. 19 из них уже построены. Новые учебные корпуса работают в Белгородской, Самарской, Калужской областях, Бурятии и Татарстане.
Строительство и оснащение финансируются за счет капитальных грантов (преимущественно из федерального бюджета) и заемных средств. Таким образом, единовременная нагрузка на региональный бюджет снижается: школа уже готова, а расплатиться за нее регион может в течение 10–15 лет, пояснил представитель госкорпорации. Такой формат, по его словам, позволяет одновременно реализовывать несколько объектов и увеличивать темпы сокращения количества обучающихся во вторую смену. По оценкам Минпросвещения, сейчас так учатся 15% школьников.
ВЭБ.РФ помогает реализовывать проекты и в высшем образовании. В Самаре идет строительство международного межвузовского IT-кампуса на 5000 мест. Общий объем инвестиций оценивается в 25 млрд руб.
Алгоритм для всех
Потребности горожан в России удовлетворяются неравномерно, считает Михайленко. В России есть немало городов, в которых, например, много лет ждут ремонта дорог, а где-то, особенно в крупных мегаполисах, достаточно эффективно реализуются востребованные проекты, приводит пример он. К тому же, считает Михайленко, потребности горожан отличаются в зависимости от особенностей города.
Поэтому ключевым трендом в пространственном планировании российских городов становятся мастер-планы, полагает Михайленко. Чтобы облегчить их создание, в 2021 г. КБ «Стрелка» совместно с ВЭБ.РФ разработало национальный стандарт. Он состоит из трех книг и дает рекомендации по составу стратегического мастер-плана, порядку его разработки, принятия и применения с учетом индивидуальных особенностей городов России. Документ указывает на основные потенциалы и вызовы городским властям, на постановку целей и задач, а также определение ключевых показателей развития.
Основная задача мастер-планов – продумать развитие города с учетом всех аспектов его жизни, считает Михайленко. Это касается и состояния городской среды, и потребностей горожан, и экономической составляющей. Мастер-планы сформировали новый подход к развитию городских территорий, при котором учитываются позиции жителей, экспертов сообщества, органов власти и бизнеса, заключает Михайленко.
Новая стратегия
ВЭБ.РФ планирует принять новую стратегию, которая будет соответствовать обновленным национальным целям. Так что реализация проектов будет продолжена в рамках нового инвестиционного цикла.
По словам вице-премьера Дмитрия Григоренко, работа будет вестись по всем направлениям. «Те же школы, которые строились, строятся и будут строиться, кампусы, общественный транспорт – это все то, что было, есть и будет в периметре наших институтов развития. И это находится на постоянном контроле и президента РФ, и председателя правительства», – прокомментировал Григоренко.
В современных реалиях городская среда и качество жизни являются основой конкуренции за горожанина, добавляет Михайленко. При этом, по его словам, сбалансированное пространственное развитие и внедрение инноваций помогают каждому экономить свое время, что важно при современном темпе жизни.