Читайте также
Не только в метро. Где еще можно будет использовать Face Pay
Во дворце, парке или на заводе. 5 нескучных офисных площадок Москвы
Вкусно жить не запретишь. Ресторатор Перельман — о том, как покорил гастрономический мир

Город-витрина. Как Москва продвигает региональные гастрономические бренды

В столице расположено около 60 площадок торговли продуктами из регионов
Евгений Разумный / Ведомости

Лето в Москве выдалось жарким не только на погоду, но и на гастрономические фестивали и ярмарки. На ВДНХ стартовал фестиваль «Дружба народов», ранее в городе прошли крупные фестивали «Вкусы России» и «Рыбная неделя». Как российские фермеры продвигают свою продукцию в столице и товары из каких регионов покупают москвичи – в материале «Ведомости. Города».

Вкусы России

С 14 по 17 июля на 22 столичных площадках проходил конкурс «Вкусы России». В нем приняли участие порядка 286 брендов из 63 субъектов РФ. Москвичи и гости столицы могли купить фуа-гра, паштеты из утиных бедрышек, дагестанскую баранину, уральскую шишку в шоколаде и аланские пироги. А также попробовать омуля и муксуна, различные чаи, кофе, кисели. Всего на площадках было представлено более 100 наименований продуктов.

«Я думаю, эта продукция, эти бренды закрепятся в Москве, как и было в предыдущие фестивали. В том числе мясной фестиваль, рыбный фестиваль, когда мы свозили продукты со всей страны и они выходили на рынок и оставались здесь на благо экономики, общепита и в первую очередь москвичей, которые получают качественную российскую продукцию», – заявил мэр Москвы Сергей Собянин во время посещения мероприятия.

Агентство «Москва»

Помимо ярмарок и фудкортов на фестивале были организованы различные мастер-классы, а также продемонстрированы гастрономические карты и блюда национальных туристических маршрутов, которые разрабатывались Ростуризмом в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства». «С точки зрения туризма для нас важно появление проектов локальной гастрономии. Чтобы эти бренды формировались и мы могли делать их частью национального туристического продукта», – рассказала «Ведомости. Городу» советник руководителя Федерального агентства по туризму Юлия Рыбакова.

По словам представителя Ростуризма, для любого региона подобная площадка – это колоссальные возможности. При этом «Вкусы России» – «правильная история, связанная с идентичностью», отмечает Рыбакова. «Гастрономия – дополнительный мотиватор путешествий. Мы формируем сейчас то, что называется гастрономическим туризмом. Этот фестиваль – большая и важная часть нашего проекта», – отметила Рыбакова.

Трудности производства

Несмотря на то что фестиваль позиционировался как мера поддержки малого и среднего предпринимательства, далеко не все владельцы согласились приехать в Москву. Так, два собеседника «Ведомости. Города» из регионов рассказали, что их попросили поучаствовать.

Среди главных плюсов проведения гастрономических фестивалей в столице представители брендов назвали возможность показать свою продукцию розничному покупателю. Особенно это помогает тем, кто собирается расширять свой бизнес и организовывать точки продаж в столичном регионе. «Думаю, что фестиваль даст нам новых клиентов, не оптовых, но розничных. Тем не менее мы хотим расширять свою сеть на Москву и Московскую область. На данный момент у нас осуществляется доставка напрямую из Астрахани. В ближайшее время хотелось бы открыть в столице торговую точку со своими брендами», – рассказала «Ведомости. Городу» представитель бренда «Осетровая икра» из Астраханской области Мария Андросова.

Андрей Гордеев / Ведомости

На столичных фестивалях представлена продукция не только крупных, но и малых предприятий. Среди них, например, ООО «Мясокомбинат Сорочинский» из Оренбургской области. Несмотря на то что предприятие работает в полном цикле – от забоя скота до реализации продукции, в регионе оно считается далеко не самым большим. «Наш мясокомбинат маленький, «пятитонник». В регионе есть огромные комбинаты, где выпускают по 50 т продукции в год. Мы обслуживаем в основном западное Оренбуржье, поскольку живем в маленьком городе. Все друг друга знают – опускать качество продукта не имеем права», – рассказала коммерческий директор предприятия Елена Складчикова.

При этом еще совсем недавно мясокомбинат испытывал трудности в связи с санкциями. «Специи у нас либо немецкие, либо австрийские. Когда доллар полетел ввысь, ценовая политика была очень нестабильной. Но поскольку мы держим некоторые запасы на 3–6 месяцев, то стабилизировались за счет своих средств. И сейчас нашли российскую логистическую компанию, предоставляющую услуги по вполне адекватным ценам», – отметила коммерческий директор предприятия.

Складчикова не скрывает, что к участию во «Вкусах России» изначально относилась скептически, однако в итоге не пожалела – спрос на товары есть. Но в целом, по мнению участницы фестиваля, в регионах предприятия по-прежнему держатся на взаимовыручке. «Поддержка в маленьких регионах остается по сей день. У нас дружественные отношения с предприятиями, и друг другу загнуться не дадим», – отметила собеседница «Ведомости.Города».

Александр Авилов / Агентство «Москва»

Другая участница – Алла Исаева, приехавшая в Москву на фестиваль, – владеет компанией «Ретивый кабанчик». Она руководит двумя производственными площадками – в подмосковном Королеве и Ростове-на-Дону. «Проходимость на центральных площадках сильно отличалась для тех, кто стоял на окружных. Но, как любому маленькому бизнесу, для нас все продажи важны», – поделилась впечатлениями об участии в фестивале Исаева.

В ближайшее время владелица предприятий ожидает роста спроса на продукцию. «Политика импортозамещения имеет широкую огласку, декларируется как одна из основных целей страны, а мы как раз занимаемся производством деликатесной продукции по европейским рецептурам, но из нашего сырья. Делаем мясные, сыровяленые, копченые деликатесы, например прошутто, салями и проч.», – отметила Исаева.

Меры поддержки Москвы

«Вкусы России» – не единственная столичная площадка, которая служит витриной отечественных гастрономических брендов. Город оказывает поддержку ярмарочной торговле, что решает вопрос расширения ассортимента продуктов после ухода с российского рынка зарубежных компаний. В этом году порядок предоставления торговых мест на межрегиональных ярмарках был упрощен.

На уже традиционных столичных ярмарках продают мясо, рыбу, овощи, фрукты, ягоды, молоко, яйца и хлеб. При этом чаще всего продажей занимаются люди, ведущие личные подсобные и фермерские хозяйства.

«В 2022–2023 гг. при наличии свободных мест любые организации, индивидуальные предприниматели и граждане (в том числе главы крестьянских (фермерских) хозяйств, ведущие личное подсобное хозяйство или занимающиеся садоводством, огородничеством, животноводством) получат возможность реализовать свою продукцию в день обращения», – писал в начале июля Сергей Собянин в своем блоге.

Александр Авилов / Агентство «Москва»

По данным мэрии Москвы, в городе расположено порядка 58 площадок для межрегиональной торговли. В месяц их посещаемость достигает 1 млн человек. Самые крупные площадки – на Комсомольском проспекте, улице Щепкина, Измайловской площади, на улицах Тарусской, Дубравной и Новинке. Более того, со временем в столице стали появляться круглогодичные ярмарки. Первая из них открылась на Семеновской площади.

В конце мая – начале июня в Москве проходил фестиваль «Рыбная неделя», который за 10 дней посетили 1,9 млн человек. На 23 городских площадках горожане могли приобрести несколько десятков видов промысловых рыб и морепродуктов. И вновь весь ассортимент товаров был представлен российскими регионами. Из Астрахани и с Дальнего Востока на гастрономическое мероприятие привезли белого и постного судака, карпа, толстолобика, щуку, гребешки, крабов и креветок, из Мурманска и Карелии – палтуса и форель. «Рыбную неделю» поддержали порядка 3000 магазинов и 60 столичных ярмарок, а в разработке специального меню участвовали около 500 московских ресторанов.

Самое популярное
Гараж
Официальный мотосезон в Москве откроют 11 мая
Некоторые маркетплейсы заранее запустили продажи мотоциклов
Свободное время
Куда пойти 28 апреля – 1 мая
Только интересные события в Москве
Городская недвижимость
Собянин утвердил проект развития территории рядом с Павелецким вокзалом
В Даниловском районе столицы появится жилье, социальные и общественно-деловые объекты
Умный город / Интервью
Алексей Парабучев: «До 50% патентов высокотехнологичных МСП получены при поддержке города»
Генеральный директор Фонда «Московский инновационный кластер» – о роли кооперации в современных проектах
Горожане
Собянин объявил о начале сезона летней навигации по Москве-реке
Из столичных речных вокзалов теплоходы начнут плавать почти в 50 различных направлений
Городская недвижимость
Автономная застройка: в столице предпочитают комплексный подход точечному
Район Хорошево-Мневники развивается в сотрудничестве городских властей и девелоперов
Наш город
Сосиски с горошком: москвичи стали чаще заказывать десерты-обманки
Столичные рестораны готовы не только кормить, но и развлекать
Культурный город
Московское метро превратится в площадку для художников
Первый сезон проекта «Искусство в метро» продлится до конца этого лета
Благотворительность
Наталья Водянова и Александр Цыпкин поучаствовали в благотворительном проекте «Человек дождя»
В Москве прошел модный показ дождевиков с рисунками аутичных детей
Свободное время
Ангарский маньяк и слесарь-киберспортсмен: пять новых сериалов
В обзоре «Ведомости. Города» – самые интересные сериальные проекты апреля
Наш город
Клиентские пути: в Москве внедряют новые стандарты оказания медицинской помощи
Самым масштабные изменения затронут экстренные службы
Свободное время
Москвичей ждет новый сезон проекта «Уличный артист»
Более 80 городских площадок и парковых зон станут местом проведения перформансов
Гараж
Гибридное удовольствие: тестируем китайский премиум кроссовер WEY 05
За 5,2 секунд после старта разменивает первую сотню кроссовер, вес которого составляет почти 2,5 тонны
Горожане
Глобальное – в локальном: как столица поддерживает своих предпринимателей
Проект «Сделано в Москве» помог бизнесу дополнительно заработать за I квартал более 78 млн рублей
Наш город
Как хакатоны помогают власти и бизнесу искать таланты
Соревнования для IT-разработчиков помогают закрывать вакансии и решать бизнес-задачи