Чужой среди своих. Как в Москве прижились огари, красноухие черепахи и лузитанские слизни
Из-за теплеющего климата столичные экосистемы могут начать менятьсяМосква привлекает не только людей. Столичные водоемы освоили красноухие черепахи из Северной Америки, в парках множится лузитанский слизень с Пиренеев. И это еще цветочки – потепление климата может привлечь в Москву ядовитых пауков каракуртов, отдельные особи которых уже встречались в окрестностях столицы.
Неугодный питомец
Трудно поверить, но, будучи родом из Северной Америки, красноухая черепаха смогла прижиться в открытых московских водоемах. Рептилия любит пресные озера, пруды и водоемы с заболоченными берегами, а потому, скорее, сможет размножаться в юго-западных регионах России, отмечает научный сотрудник Зоологического музея МГУ Евгений Дунаев. В Москве красноухие черепахи пока не размножаются, но их численность растет, потому что горожане выпускают рептилий в столичные пруды. «Это редкий пример инвазии без воспроизведения, но с поступлением новых особей», – говорит Дунаев.
Красноухие черепахи популярны как домашние питомцы – они неприхотливы в уходе, их не надо выгуливать, водить к ветеринару и покупать им дорогие аксессуары. Только не каждый знает, что милая рептилия размером в 5–7 см за пять лет вырастает до 30 см и более. «Москвичи покупают черепах в зоомагазинах, а когда питомец вырастает, не знают, куда его деть. Начинают выпускать черепах в столичные водоемы», – говорит заместитель руководителя ГПБУ «Мосприрода» Вера Струкова. Некоторые владельцы объясняют свое решение тем, что взрослые особи менее привлекательны, могут кусаться и переносить заболевания. На сайте услуг «Авито» сейчас более 100 объявлений от горожан, готовых бесплатно отдать черепаху в добрые руки со всеми атрибутами – аквариумом, фильтрами очистки воды и кормом.
Часть выпущенных в водоемы рептилий погибает, не выдерживая температур, но многие приживаются. По словам Струковой, выживают черепахи, выпущенные в водоемы недалеко от теплотрасс, где вода не замерзает. Черепах можно найти, например, на Яузе, в прудах природно-исторических парков «Кузьминки», «Люблино».
По оценке Мосприроды, сегодня в столичных водоемах водятся десятки красноухих черепах. Если люди продолжат выпускать неугодных питомцев в пруды, их численность может увеличиться в разы. Влияние черепах на экосистему водоемов еще мало изучено и часто недооценивается, считают специалисты. В Мосприроде призывают горожан не выпускать рептилий в природные водоемы, потому что это вмешательство в экосистему и нарушение законодательства.
Из степи в мегаполис
Огари – горделивые птицы с ярко-рыжим оперением – обычно гнездятся в полосе степей и пустынь Евразии, от жаркой Греции до Манчжурии на северо-востоке Китая. В России огари живут в южных регионах, от Приазовья и Краснодарского края до западной части Амурской области. Климат и шум мегаполиса раньше не привлекали таких птиц, но за несколько десятилетий их численность в городе выросла почти в 1000 раз.
70 лет назад единичные особи жили на территории Московского зоопарка, но им подрезали крылья, не давая возможность улететь. Размножение огарей началось в 1948 г., когда нескольким птицам целенаправленно не подрезали крылья, чтобы не оставлять в зоопарке слишком много огарей, рассказал директор Зоологического музея МГУ орнитолог Михаил Калякин. В зоопарке подтвердили эту версию. «Птицы хорошо размножались, и полученного потомства хватало для коллекции Московского зоопарка. Решили посмотреть, как птицы будут чувствовать себя на воле», – рассказал представитель зоопарка. Оценив свободу, огари покидали город зимой и не возвращались. Но с начала 1950-х некоторые птицы стали оставаться на зимовку в зоопарке, а в 1956 г. впервые загнездились за его пределами, рассказывает Калякин.
«Вольные» огари постепенно осваивали пруды в разных частях Москвы и медленно размножались. Оценив комфортные столичные условия и меняющийся в теплую сторону климат, через пару десятилетий птицы стали размножаться активнее, а с конца 1990-х их прирост стал экспоненциальным. По словам Калякина, сегодня в Москве обитает порядка 2500 огарей. Их можно найти в водоемах музеев-заповедников «Царицыно» и «Коломенское», в прудах парков «Сокольники», «Останкино» и «Торфянка», Бирюлевском дендропарке, Терлецком лесопарке и многих других зеленых зонах отдыха. По словам Струковой из «Мосприроды», в столице у огарей есть соперники: «Они конкурируют с кряквами за место обитания и кормовую базу. Но говорить об острой конкуренции не приходится – виды уживаются». Красные утки настолько адаптировались к жизни в мегаполисе, что гнездятся на чердаках домов и высоких зданий. В хороших условиях весной у каждой пары появляется выводок до 17 утят.
Конкуренты местных слизней
Буро-оранжевые слизни, достигающие более 10 см в длину, до первой половины XX в. обитали на Пиренейском полуострове, в Португалии и все севернее расселялись по территории Европы. Москвичи стали замечать испанских (или лузитанских) слизней на улицах города в 2015–2016 гг. Через пару лет десятки моллюсков выползли в самый центр столицы – на Тверскую улицу, сообщали СМИ. По мнению специалистов из Мосприроды, испанский слизень был завезен в Московский регион и в Россию вместе с рассадой из Европы. Теперь он комфортно чувствует себя в южных регионах страны и именно оттуда его регулярно привозят в столицу вместе с посадочным материалом, кустами и рулонным газоном, полагает зоолог, сотрудник Сколковского института науки и технологий Илья Гомыранов.
«У представителей этого вида практически нет естественных врагов, поэтому слизень активно плодится и способен производить катастрофические набеги на луга дикорастущих трав, сады и огороды», – говорит Гомыранов. В Москве нет учета численности слизней, но они являются гермафродитами, и за одну кладку особь может произвести до 100 яиц, а в течение лета – до 400. Для человека слизень не представляет опасности, но подобные инвазивные виды могут грозить серьезными перекосами в экосистеме. Например, они могут вытеснить местного серого слизня, отмечает эксперт.
Впрочем, у испанского слизня начали появляться враги – ежи, кроты, некоторые виды птиц и насекомых, которые им питаются. Кроме того, являясь теплолюбивыми, многие слизни не переживают московскую зиму. «В летнее время во время сезонного размножения численность испанского слизня увеличивается в несколько раз. Но зимой выживают только те, кто зарылся поглубже в грунт», – поясняет Струкова. По оценкам специалистов, количество испанских слизней не столь критично, так как в Москве им не хватает кормовой базы, привычной для родного Пиренейского полуострова.
Благодаря низким температурам центральной полосы России в Москве и области сейчас живет не так много чужеродных видов, как, например, в Западной Европе и Австралии, отмечает научный сотрудник Зоологического музея МГУ Павел Смирнов. Но из-за теплеющего московского климата ситуация может меняться. «Рост среднегодовых температур может дать зеленый свет множеству ныне не типичных для наших широт видов – от американских красноухих черепах, кладки которых пока не успевают развиться в условиях нашего относительно короткого лета, до каракуртов – ядовитых пауков с юга России, «разведчики» которых уже встречались в Подмосковье», – считает Смирнов. В условиях меняющейся среды необходим постоянный мониторинг состояния флоры и фауны, чтобы выявлять потенциальные опасности. Не все инвазивные виды наносят ощутимый вред экосистемам и человеку, но к борьбе с отдельными захватчиками нужно быть готовыми, подытожил Смирнов.