Какие новейшие лекарства производят в Москве

Фармацевтические компании столицы увеличили объемы производства в 3–4 раза
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

Фармацевтику нередко называют одной из самых импортозамещенных индустрий в России. Санкции и уход ряда зарубежных игроков с отечественного рынка стимулировали компании наращивать объемы производства в разы. Ключевую роль в этом играет столичный кластер, который сегодня может похвастаться созданием самых современных и редких лекарств.

Оригинальные лекарства

Фармацевтический кластер Москвы за прошедший год заметно расширил ассортимент выпускаемых лекарств. Это не только жизненно необходимые, которых стало на 20 наименований больше в столичном конвейере. Речь идет и о препаратах для лечения редких заболеваний. Например, один из резидентов ОЭЗ «Технополис «Москва» стал производить лекарства для терапии деменции при болезни Альцгеймера. Другая компания – «Амердат» – наладила импортозамещающее производство медикаментов для лечения ВИЧ.

А 26 января на территории ОЭЗ «Технополис «Москва» открылась первая линия по производству твердых лекарственных форм на новом заводе ООО «Велфарм-М». Там будут производить 300 наименований препаратов. С помощью этой линии планируется на 80% закрыть потребность в лекарствах для лечения онкологии.

«В Москве производят препараты иммунобиологические, онкологические, лекарства для дерматологии и неврологии. И среди них есть лекарства next-in-class, которые выведены на рынок после создания оригинального лекарства. Это связано с тем, что столица всегда была центром хорошего медицинского образования. Я имею в виду вузы, которые готовят фармацевтов и технологов. Это имеет ключевое значение при развитии фармпроизводства», – рассказал «Ведомости. Городу» председатель Общественного совета при Росздравнадзоре, генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев.

Столичный фармпроизводитель Biocad создает высокотехнологичные моноклональные лекарства для терапии аутоиммунных и онкологических заболеваний. Сейчас в Минздраве рассматривается заявка на получение регистрации дивозилимаба, сообщили «Ведомости. Городу» представители компании. Это оригинальный препарат, разработанный учеными Biocad. Он предназначен для терапии склеродермии и болезни Девика. После получения регистрации препарат планируется к выпуску на производственном комплексе в ОЭЗ «Технополис «Москва».

«Мы разрабатываем собственные оригинальные препараты для терапии орфанных (очень редких) заболеваний. Ведется подготовка к началу набора пациентов в клиническое исследование генотерапевтического препарата для лечения спинальной мышечной атрофии. На разных стадиях разработки находятся еще два генотерапевтических продукта: поданы документы на проведение клинического исследования оригинального препарата для лечения гемофилии B, также в 2023 г. Biocad планирует выйти на проведение исследований генотерапевтического препарата от гемофилии А», – рассказали в компании Biocad.

Столичная фармацевтика не оставляет без внимания и братьев наших меньших. Еще один резидент «Технополиса» – компания «Астрафарм» в прошлом году выпустила первый в России препарат интерферона для собак. Его инъекции облегчают состояние при парвовирусной инфекции и ускоряют выздоровление питомцев.

Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

Болевая точка фармацевтики

В Москве работает около 90 фармацевтических компаний, которые по отдельным направлениям увеличили объемы производства в 3–4 раза за прошлый год. В первую очередь это касается противоопухолевых лекарств. По мнению экспертов, такой бурный рост неудивителен.

Столичных производителей, безусловно, подстегивает фактор импортозамещения. На фоне санкций из нашей страны ушли такие компании, как Janssen, Novartis, Lilly, AbbVie, MSD и Pfizer. А вместе с ними – 44 лекарственных препарата и 4 фармацевтические субстанции (действующие вещества в лекарствах). Именно с последними, по словам специалистов, проблемы актуальны до сих пор как в масштабах России, так и на уровне Москвы.

«Представителям нашей отрасли потребуется приложить немало усилий, чтобы развить производство фармацевтических субстанций. Удовлетворенность в их качестве пока не столь высока. Есть над чем работать, так сказать», – отметил в беседе с «Ведомости. Городом» эксперт в фармацевтической индустрии Сергей Шуляк.

Импортозависимость от зарубежных фармацевтических субстанций и сырья признает и фармацевт Николай Беспалов.

«Чаще всего РФ приобретает сырье в КНР и Индии, собственно, как и весь мир. Нам было бы полезно сократить уровень этой зависимости по крайней мере в отношении наиболее перспективных и жизненно важных препаратов для лечения заболеваний из класса особо опасных», – добавил Беспалов.

Впрочем, в 2022 г. еще одним резидентом ОЭЗ «Технополис «Москва» стала компания «Биоджет», которая уже в этом году запускает производство современных фармацевтических субстанций и, как следствие, производство лекарств полного цикла. Но, по мнению экспертов, это лишь первые, но необходимые шаги на пути к импортозамещению в этой сфере.

Шуляк также обратил внимание и на социально значимые препараты из группы наркотических лекарственных препаратов. Подавляющее большинство из них поступало в Россию из зарубежных стран. В настоящий момент производится их замена на отечественные аналоги, но и тут говорить о полном импортозамещении пока рано.

Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости
Самое популярное
Свободное время
Что привезти из Москвы в подарок: традиционные, городские и съедобные варианты
Идеи подарков из столицы – от народных промыслов до сладостей
Свободное время
Смотровые площадки Москвы: бесплатные и платные точки с видом на город
Откуда посмотреть на мегаполис
Наш город
Обогревательный сезон: как и для чего в России развертывают пункты обогрева
Они работают в городах, на трассах и у речных переправ
Горожане
Болезни большого города: чем мы платим за жизнь в мегаполисе
Почему иммунитет, психика и даже зубы страдают от городского ритма
Культурный город
Музейная рокировка: в Третьяковке и Пушкинском музее сменилось руководство
Как менялись директора в двух главных московских музеях
Другие города
Покажите нам музыку: восемь самых атмосферных концертных залов мира
Лучшие площадки – от территории «Сириус» до бразильского Манауса
Городская недвижимость / Мнение
Малоэтажное будущее
Почему компактные офисы выгоднее и эффективнее небоскребов
Наш город
Склад забытых вещей: что оставили в столичном транспорте в праздники
Среди находок пассажиров оказались снеговик, набор для гадания и гномы
Свободное время
От застолья к искусству труда: куда пойти в выходные 17–18 января
Только интересные события в Москве
Культурный город
От Высоцкого до Гагариной: самые известные выпускники Школы-студии МХАТ
Как одна театральная школа воспитывает артистов для разных эпох
Городская недвижимость / Интервью
Александра Сытникова: «В России и Азии облик городов определяют девелоперы»
Основатель бюро Atlas – о трендах градостроения и опыте восточных мегаполисов
Культурный город
Булатов, Матисс и «Передвижники 2.0»: главные выставки 2026 года
От русских женщин до «флорентийского» Ротко – лучшие сюжеты грядущего культурного сезона
Другие города
Остаться на карте: сотни малых городов в России могут исчезнуть
Среди основных причин – дефицит рабочих мест и низкое качество городской среды
Наш город / Галерея
Миусская дюна: в центре Москвы после уборки образовалась гигантская снежная куча
Из-за снегопадов от циклона «Фрэнсис» в столице выросла трехметровая гора
Наш город
Центр Москвы без переплат: где можно поесть недорого
Доступные кафе и столовые столицы – куда зайти, чтобы хорошо провести время