Нейросеть в городе: как искусственный интеллект помогает москвичам
В столице используется более 80 решений на основе ИИГолосовые помощники в колл-центрах, чат-боты, видеоаналитика, 3D-модели земельных участков и нейросети, определяющие заболевания по снимкам. Это лишь неполный список технологий, которые внедряет Москва с помощью искусственного интеллекта (ИИ)
Сегодня в столице используется более 80 решений с применением технологий искусственного интеллекта. Многие из них отмечены престижными наградами, как федеральными, так и международными. Например, голосовой помощник общегородского контакт-центра Москвы в прошлом году удостоился национальной премии «Лидеры искусственного интеллекта», а информационно-справочная службы 122, где также применяются подобные технологии, получила высокую оценку жюри Всемирной премии инноваций за «Лучшее применение технологий ИИ».
Голос технологий
По уровню внедрения ИИ в городскую жизнь Москва является одним из мировых флагманов. К примеру, в крупнейшем мегаполисе США – Нью-Йорке – только в конце прошлого года начали тестировать чат-бот с искусственным интеллектом. В пилотном режиме он должен будет отвечать на вопросы, связанные с ведением и закрытием бизнеса. В Москве же подобные сервисы используются уже давно. Например, на портале поставщиков с конца 2020 года для оперативных ответов на распространенные вопросы и экономии времени пользователей был внедрен чат-бот с применением ИИ. Сервис помогает новичкам освоиться и начать работать на портале, а также консультирует опытных участников закупок – постоянно расширяющаяся база знаний чат-бота уже превышает 600 статей. К нему обращаются, чтобы узнать больше о видах закупочных процедур на ресурсе, научиться работе с каталогом продукции и по многим другим вопросам. Сейчас чат-бот обрабатывает более 80% обращений, а для решения более сложных запросов подключается оператор.
Технологии ИИ применяются на портале поставщиков с 2019 г. и избавляют пользователей от ряда рутинных операций. Так, при заполнении карточки нового товара нейросеть определяет категорию по загруженному изображению, находит соответствия между похожими предложениями поставщиков. Это экономит время и упрощает работу участников закупок с каталогом, а также помогает анализировать свои ценовые предложения в сравнении с уже представленными товарами. Искусственный интеллект изучает предпочтения поставщиков по участию в закупках на основании загруженного прайс-листа и истории участия в закупочных процедурах. На основе этих данных в личном кабинете формируются индивидуальные рекомендации по торгам.
Ну, а первой технологией с применением ИИ в Москве можно считать голосового помощника общегородского контакт-центра, который используется с 2014 г. и сейчас обрабатывает около половины поступающих звонков без привлечения специалистов. Контакт-центр включает в себя все диспетчерские и справочные службы города. За 10 лет ИИ принял более 132 млн звонков по вопросам ЖКХ, транспорта, здравоохранения, показаний приборов учета, взаимодействия с городскими ведомствами и многим другим. В течение последних трех лет робот сформировал 1,6 млн заявок на вызов мастера для устранения неполадок в квартире или доме. Если говорить отдельно о коммунальной сфере, то ИИ умеет обрабатывать вопросы по 100 темам. Нейросеть также применяется в работе службы техподдержки портала mos.ru, куда обращаются каждый день в среднем по 2000 раз.
Голосовой помощник контакт-центра постоянно обучается. Так, в прошлом году он научился принимать обращения жителей, касающиеся начислений в едином платежном документе, оформления или замены водительского удостоверения, а также связанные с шумом в системах водоснабжения, отопления, и подъезде. Москвичи сегодня могут пожаловаться виртуальному помощнику и на неисправность осветительных приборов и выключателей в подъезде, а также проконсультироваться, если возникли вопросы по использованию электронного дневника МЭШ.
«В 2023 г. база знаний голосового помощника расширилась на треть. А если искусственный интеллект не может предоставить подробную консультацию по нужному вопросу, он соединяет жителя со специалистом и предлагает оператору возможные ответы. Выбранный вариант он фиксирует в системе и применяет в дальнейшем», – рассказал «Ведомости.Городу» руководитель общегородского контакт-центра Андрей Савицкий.
В столичном Департаменте информационных технологий отмечают, что голосовой помощник отлично справляется и с исходящими звонками, если требуется проинформировать жителей о каких-либо событиях, например тем, кто оформил заявку на вызов мастера, он сообщает о ее выполнении и просит оценить качество выполнения работ. Кроме того, искусственный интеллект проводит цифровой аудит работы операторов для повышения качества консультаций.
Виртуальный город
На протяжении последних нескольких лет технологии ИИ активно применяются в строительной и земельно-имущественной сферах. С 2019 в столице действует проект «Цифровой двойник города». Это точная 3D-копия Москвы со всеми зданиями, инженерными и подземными коммуникациями. Для создания фотограмметрической модели города применяются сразу три алгоритма. Они отвечают за улучшение детализации, проведение цветокоррекции исходных фотографий и удаление с фотоснимков отдельных объектов, которые могут затруднять работу, например автомобилей.
Помимо этого, искусственный интеллект позволил вывести на 3D-модель Москвы видео с некоторых камер городской системы видеонаблюдения. Эта функция позволяет точно определить зоны покрытия территории камерами, чтобы оценить, насколько эффективно они справляются с задачей обеспечения безопасности горожан.
ИИ в городской системе видеонаблюдения уже помог установить более 800 случаев нарушений, связанных с использованием земель и объектов нежилого фонда в столице. Нейросеть с помощью снимков с беспилотных аппаратов и городских камер видеонаблюдения находит объекты строительства и передает информацию специалистам, которые определяют, законна постройка или нет. За 9 месяцев прошлого года ИИ проанализировал около 2,5 млн снимков.
Городская система видеонаблюдения помогает не только оперативно находить правонарушителей и пропавших без вести, но и контролировать качество уборки и благоустройства городских территорий. Искусственные нейронные сети анализируют скриншоты с камер и находят на них признаки 30 типов нарушений, например переполненные мусорные контейнеры, неубранный снег, стертую разметку и другие. О выявленных недочетах система сообщает специалистам Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП). Они проверяют результат работы нейросети и, если информация подтверждается, передают сигнал городским службам.
Сегодня несколько проектов ИИ внедряет Центр организации дорожного движения (ЦОДД). Речь идет о системе фотовидеофиксации, умных камерах на МКАД и ключевых магистралях города, умных перекрестках и системе контроля наземного пассажирского транспорта и другие.
Например, с появлением умного перекрестка на площади Тверская Застава на 17 процентов повысилась ее пропускная способность, удалось решить проблему с самозапиранием перекрестка (как только блокировался один въезд, практически сразу же образовывались затруднения движения на всех остальных). Теперь в ожидании зеленого сигнала пешеходы на переходах тратят в два раза меньше времени.
На МКАД, МСД Москвы уже работает более 1400 умных камер, которые в режиме реального времени определяют 13 типов инцидентов: аварии, пожары, выпавший груз, движение по встречной линии и т.д. Диспетчеры ЦОДД получают данные об инциденте и направляют к месту дорожный патруль, службу помощи, спасательные бригады или правоохранительные органы.
На страже здоровья
Еще одна значимая область применения ИИ – городское здравоохранение. Искусственный интеллект задействован во многих процессах – от записи на прием к врачу до постановки диагноза и наблюдения. Но основное направление медицинских нейросетей – компьютерное зрение. Технология помогает врачам-рентгенологам находить признаки заболеваний на медицинских изображениях. Нейросеть считывает и анализирует результаты медицинских снимков. Речь идет о рентгенографии, флюорографии, маммографии, МРТ, КТ. Компьютерные алгоритмы находят патологии уже по 29 клиническим направлениям. Нейросети помогают врачам определять на снимках лучевых исследований признаки рака легкого, COVID-19, остеопороза позвоночника, аневризмы аорты, ишемической болезни сердца, инсульта, а также рака молочной железы, грыж позвоночника, артроза, плоскостопия и других заболеваний. В прошлом году нейросеть научили распознавать признаки рассеянного склероза на лучевых снимках. Столичные нейросети обработали уже более 12 млн лучевых исследований пациентов.
В данном случае принцип работы искусственного интеллекта достаточно прост для понимания. Нейросеть подсвечивает на снимках возможные патологии, а также ранжирует их по степени вероятности. При этом стоит помнить, что последнее слово постановки диагноза остается за врачом.
ИИ помогает не только рентгенологам, но и врачам-терапевтам поликлиник в ежедневной практике. Теперь он анализирует не только текущие жалобы и новые результаты исследований, но и все медицинские данные пациента за последние два года.
«ИИ помогает медикам поставить заключительный диагноз на основании анализа данных электронной медкарты пациента за последние два года. Инструмент анализирует порядка 80 видов медицинских документов – это протоколы осмотров, результаты лабораторных и инструментальных исследований и ряд других, и формирует свой вариант подтвержденного диагноза. Если он отличается от того, который поставил врач, система сигнализирует об этом, отображая уведомление. Задача сервиса – не заменить врача, а дополнительно его "подстраховать", если есть подозрения на одно из 95 серьезных заболеваний, требующих диспансерного наблюдения», – рассказала заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.
Сейчас в Москве начали использовать ИИ в работе лабораторной службы Москвы. Тестирование проводится в пилотном режиме по направлению «жидкостная цитология» — это метод цитологического исследования для диагностики доброкачественных и злокачественных изменений клеток. В дальнейшем проект может быть масштабирован в другие сферы.