Читайте также
Московский транспорт прирастет сетью и интеллектом
В московском метро появится сервис аренды зонтов
Нобелевский лауреат премии мира оценил уровень общественного транспорта в Москве

Пассажиры МЦД совершили 1 млрд поездок

Больше всего людей воспользовались вторым диаметром
Алексей Орлов / Ведомости
Алексей Орлов / Ведомости

Почти пять лет – с 2019 г. – в столичном регионе работают Московские центральные диаметры. За это время пассажиры совершили на этом виде транспорта 1 млрд поездок, рассказал в своем Telegram-канале мэр Москвы Сергей Собянин. «Ведомости. Город» поговорил с экспертами о плюсах МЦД для жителей столичного региона и развития девелопмента и о том, какие у диаметров существуют минусы. 

МЦД-1 (Белорусско-Савеловский), который проходит от Одинцово до Лобни, и МЦД-2 (Курско-Рижский) от Подольска до Нахабино запустили в ноябре 2019 г. Как отметил в своем Telegram-канале Собянин, за это время они перевезли 360 млн и 460 млн человек соответственно. МЦД-3 (Ленинградско-Казанский), связавший Раменское и Зеленоград, открылся в августе 2023 г. В сентябре этого же года дали старт самому протяженному диаметру МЦД-4 (Калужско-Нижегородскому) – он связал Апрелевку и Железнодорожный. По словам Собянина, за это время МЦД-3 и МЦД-4 перевезли 116 млн и 65 млн соответственно. 

Мэр Москвы добавил, что самым популярными станциями на МЦД-1 стали Одинцово, Славянский Бульвар и Савеловская, на МЦД-2 – Царицыно, Подольск и Нахабино, на МЦД-3 – Выхино, Зеленоград – Крюково и Электрозаводская. А на МЦД-4 больше всего пассажиров входят и выходят на Железнодорожной, Курской и Нижегородской. Ежедневно московскими диаметрами пользуются 1,3 млн человек, сообщал в конце февраля портал mos.ru. 

Сегодня по маршрутам центральных диаметров курсируют современные поезда «Иволга» и обычные электрички («Стандарт +», ЭД4М, «Ласточка» и пр.), отмечается на сайте ЦППК. Подвижной состав первых двух диаметров уже полностью обновлен, в этом году электрички обновят на третьем диаметре, а в следующем – на МЦД-4, отмечалось 5 июня на сайте mos.ru. По данным портала, до конца этого года на МЦД выйдут более 20 составов серии «Иволга 4.0». Помимо уже привычных зарядных устройств, комфортных салонов с удобными креслами и системой климат-контроля у них новый современный дизайн, а в промежуточных вагонах есть третья дверь – благодаря ей посадка и высадка пассажиров будут проходить быстрее, писал mos.ru. 

МЦД снизили нагрузку на наземный транспорт, отмечал на прошедшей 24 июня пресс-конференции ТАСС заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов, чьи слова приводятся на сайте информационного центра правительства Москвы icmos.ru. «Суммарно на всех четырех диаметрах пассажиры стали совершать в 3,6 раза больше поездок внутри города относительно периода до запуска МЦД. Сейчас на диаметрах 330 000 пассажиров в сутки внутри Москвы», – говорил он. По данным столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, после запуска МЦД-3 и МЦД-4 некоторые станции метро разгрузились до 15%, а дороги – на 21 900 транспортных средств в сутки. 

Интеграция железной дороги в городские территории и создание сообщения «город – пригород», включенного в городскую транспортную систему, – это тенденция мировой транспортной моды, говорит в беседе с «Ведомости. Городом» научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. По его словам, такая система успешно себя зарекомендовала в Германии, во Франции. Цифру в 1 млрд пассажиров за пять лет он считает вполне солидной. 

Один из основных положительных моментов введения МЦД – это переключение части трафика, который раньше приходился на метро, автомобили, трамваи и пр., говорит Блинкин. Например, в метро максимум может быть восемь вагонов – больше не получится поставить из-за специфики транспорта, поясняет эксперт. «На железнодорожных платформах, которые используются для МЦД, к поездам можно присоединить пусть не бесконечное количество вагонов, но значительно больше. Тем самым они могут перевозить больше людей», – считает он. Кроме того, по словам Блинкина, появление новых станций МЦД дало толчок к развитию девелопмента: застройщики стали строить около станций объекты недвижимости – от жилых домов до бизнес-центров, которые создают в том числе новые рабочие места. «То есть МЦД положительно повлияли и на градостроительное развитие столицы. Появился индустриальный спрос на ранее невостребованные территории», – отмечает эксперт. 

Директор Института транспортного планирования Михаил Якимов отмечает, что МЦД сделали удобной для жителей подмосковных городов дорогу до дома и обратно. По его словам, пассажиру не нужно думать о маршруте следования поезда, можно садиться в первый подошедший состав и не задумываться о расписании его движения. Расширились часы работы транспортной системы – с 5.30 до 24.00 без дневных «окон», а проездные документы московского транспорта теперь работают и на железнодорожном транспорте в полном объеме и без доплат, говорит Якимов. Однако он считает, что МЦД генерируют транзитное движение через центр города, что в загруженном мегаполисе несет не очень хороший эффект: привлекает в транспортную систему дополнительных пассажиров и дополнительное транспортное движение, а также вовлекает в ежедневную трудовую миграцию еще большее количество территорий и людей, ранее не участвовавших в поиске рабочих мест в пределах центральной части Москвы. 

Самое популярное
Наш город
В Москве открылась академия парфюмерии и поселились колпицы – хорошие новости
Только позитивные события в завершение недели
Свободное время
Плюшками балуемся: гости «Зимы в Москве» смогут попробовать знаменитый десерт
Кондитеры угостят горожан сдобными «сердечками» по рецепту 1905 года
Культурный город
Время для искусства: самые тонкие в мире часы показали на выставке в Москве
Персональная экспозиция Константина Чайкина проходит в «Галерее на Елоховском»
Наш город
Синоптики: в Москве на выходных выпадет 30% от месячной нормы осадков
В столице могут появиться сугробы выше 10 сантиметров
Свободное время
Дирижабли и кровавый спорт: пять самых интересных книг ярмарки non/fiction
«Ведомости. Город» советует документальные новинки в самых разных жанрах – от мемуаров до научпопа
Благотворительность
Добрый город: в Москве волонтерская деятельность объединила 1,3 млн человек
Сергей Собянин поздравил горожан, занимающихся благотворительностью
Культурный город
Третьяковка на ВДНХ: за две недели выставку в экспоцентре посетили 10 000 человек
Экспозиция выставлена в павильоне № 1 «Центральный» и будет работать еще 10 месяцев
Свободное время
Куда пойти в выходные 7–8 декабря
Самые интересные события в Москве
Городская недвижимость
Инвестиции в историю: ценность кварталов Китай-города растет
Почему один из центральных районов Москвы никогда не потеряет свой престиж
Свободное время
Юрий Колокольников – самурай, а Робби Уильямс – шимпанзе: восемь премьер декабря
Главные фильмы начала зимы
Горожане
Степан Девонин: «Мне кажется, собака нужна каждому человеку»
Звезда сериала «Мир! Дружба! Жвачка!» – о карьере ветеринара в кино и жизни, любимых парках столицы и новой роли вампира
Свободное время
Мы из прошлого: что подготовили для гостей кинопарка «Москино» в эти выходные
Для москвичей и гостей столицы пройдет историческая реконструкция
Москва 2030
За три года в Москве построят более 250 км новых дорог
Это будет способствовать сбалансированному развитию транспортной системы города и росту качества жизни москвичей
Москва 2030
В Москве за три года построят 12 новых станций метро
В целом на развитие транспортной системы город потратит более 3 трлн рублей
Москва 2030
Новые школы и больницы, доплаты пенсионерам: на что пойдет бюджет Москвы
Социальной поддержкой будет обеспечен каждый третий москвич