Читайте также
Сейфы-гиганты и история страны в купюрах
«Деловые встречи в кальянной – русская фишка»
Малоизвестные и стильные места в Москве

Почему в высотке МГУ остались только «нетребовательные» факультеты

Крупнейшая стройка большого стиля и первый советский кампус
eksmo.ru

Книга Романа Янковского «Высотка номер один: история и архитектура Главного здания МГУ» появилась благодаря краудфандингу: более пятисот студентов, выпускников и сотрудников Университета скинулись и вложили собственные деньги в проект без всяких гарантий.

Неравнодушные люди, в основном давно закончившие МГУ, прислали больше 50 гигабайт фотографий, сканов и документов. Как философский факультет соседствовал с анатомическим театром, как гостиница превратилась в университет после встречи академика со Сталиным и что поместилось в пятиэтажный барабан под шпилем — в отрывке из «биографии» самой высокой из семи московских высоток.

В сентябре 1947 года по программе строительства высоток на Ленинских горах заложили 32-этажную гостиницу с квартирами в боковых корпусах.

Первоначально здание проектировали для площади Калужской Заставы; на этом месте сейчас стоит здание Академии наук. Огромное 32-этажное здание гостиницы доминировало над площадью; его окружали 16–18-этажные жилые корпуса. Борис Иофан успел разработать два эскизных проекта, включавших поэтажные планы, эскизы украшений, проект планировки территории вокруг здания и даже интерьеры некоторых комнат. К Москве-реке спускалась широкая лестница, что предполагало масштабные земляные работы.

Между тем планы по строительству высоток вселили надежду в руководство МГУ. Университет как никогда нуждался в помещениях: после войны коридоры наполнили истосковавшиеся по знаниям студенты, аудитории заняли новые факультеты и кафедры.

В старом здании на Моховой было не протолкнуться: бывало, студентам разных специальностей назначали занятия в одной аудитории, а спецкурсы вообще проходили в коридорах. Философский факультет разместили в небольшой комнате между музеем и анатомическим театром — преподаватели отшучивались насчет «философской невозмутимости», пока рядом шли медицинские опыты. Под занятия приспособили даже чердаки и полуподвалы.

Cудьбоносная встреча

В тот момент в Московском университете работал химик Юрий Жданов, заведующий отделом науки ЦК и будущий зять Сталина. Он смог организовать своему научному руководителю академику Александру Несмеянову встречу с вождем. Рассказ о бедственном положении МГУ произвел на Сталина должное впечатление; вероятно, уже на этой встрече обсуждалась передача Университету одной из будущих высоток.

Академика Несмеянова вскоре после судьбоносной встречи назначили ректором, и под его личные гарантии МГУ получил высотку на Ленинских горах. Условия — ни в коем случае не уменьшать здание ниже 20 этажей и организовать общежития в пешей доступности; в качестве поощрения университету разрешили закупить оборудование за рубежом.

Отставание СССР в военных технологиях требовало развития естественных наук, поэтому гуманитарные факультеты новых корпусов не получили, а остались (надо полагать, все с той же философской невозмутимостью) осваивать опустевшие аудитории на Моховой.

15 марта 1948 года, после проработки и согласования с Госпланом и Мосгорисполкомом, Совет Министров СССР издал постановление «О строительстве нового здания для Московского государственного университета» с официальным техзаданием на стройку.

Архитектором (до поры до времени) оставался Иофан, но, поскольку университетский комплекс был гораздо больше гостиницы, на площади Калужской Заставы он уже не помещался, и стройплощадку перенесли выше по течению Москвы-реки — напротив Лужников, туда, где университет находится сейчас.

Что делать с факультетами?

К этому времени Несмеянов с Иофаном уже столкнулись с главной проблемой планировки нового комплекса: разместить такое количество факультетов с разными требованиями в одном здании, а тем более высотном, невозможно. Посягать на заявленную Сталиным высотность было бессмысленно и даже опасно, поэтому решили сосредоточить максимум учебных помещений в отдельных, низких корпусах, композиционно увязав их с высоткой — Главным зданием.

Максим Стулов/Ведомости

Так из высотки исчезли биолого-почвенный факультет (работа с растениями требовала специального освещения и вентиляции), химический факультет (специальная вентиляция, фильтры, отдельная канализация для реактивов) и физический факультет (отдельный фундамент для точной измерительной аппаратуры).

В башне Главного здания остались только «нетребовательные» геологический, механико-математический и географический факультеты вместе с неучебными помещениями вроде актового зала и ректората. Оставшееся свободным пространство заполнили гигантским общежитием.

Впрочем, из-за сложной формы здания полностью использовать всю его полезную площадь все равно не получалось. Проблемной зоной оставался пятиэтажный барабан под шпилем — полноценные аудитории там не помещались, да и некуда было бы поставить столько лифтов возить студентов на двести метров вверх и вниз.

Счастливой находкой стали геологический и географический музеи, впоследствии объединенные в Музей землеведения.

К сожалению, многочисленные эскизы Главного здания, сделанные Иофаном, остались на бумаге. 3 июля 1948 года его отстранили от проектирования, заменив группой из четырех архитекторов: Лев Руднев (руководитель), Сергей Чернышев (общая планировка территории), Павел Абросимов (интерьеры) и Александр Хряков (фасады).

Работу над высоткой серьезно ускорили, чтобы начать стройку до конца года. Хотя поначалу Руднев искал альтернативы иофановской форме здания, в результате он остановился на похожем ярусном решении объемов. Однако проект сильно изменился в плане, а также приобрел явные классические черты, окончательно утратив сходство с американскими прародителями эпохи ар-деко.

Первый советский кампус

Вторая, менее известная сущность Главного здания — жилая. Боковые крылья здания заняты огромным общежитием, а на концах этих крыльев — 12-этажные жилые башни для преподавателей. В этих частях декора уже сильно меньше; обычная рабочая обстановка, и хотя все сделано на совесть из качественных материалов, в 1950-х это не считалось чем-то исключительным.

Однако архитекторы встретили здесь множество нетривиальных задач: нужно было построить, по сути, небольшой поселок для десяти тысяч жителей. Комплекс МГУ стал первым советским кампусом — физтех и Академгородок еще ждали своей очереди.

Самое популярное
Свободное время
Депрессия захватила мир? Когда печаль становится болезнью
Диагноз «депрессия» поставлен каждому 25-му жителю нашей планеты
Наш город
Более 200 млн рублей собрали москвичи для добрых дел
С помощью онлайн-сервисов горожане поддержали 74 благотворительных фонда
Наш город
Хорошие новости: старт сезона электросамокатов, кинотеатр на парковке и 700 свадеб
Завершаем неделю положительными новостями
Наш город
Москвичи выберут самые красивые станции БКЛ
В проекте можно проголосовать за три из девяти станций
Наш город
Призовой фонд конкурса «Лидеры цифровой информации» увеличен до 40 млн рублей
В конкурсе смогут принять участие IT-специалисты со всего мира
Культурный город
Куда пойти в выходные 25-26 марта
Премьера боевика с Киану Ривзом, моноспектакль Александра Петрова, консервы с отборным спамом и франко-еврейское бистро
Свободное время
«Терапия» и «Кафе Куба»: 5 новых комедийных сериалов
Домохозяйка становится разведчицей, американец тренирует английскую футбольную команду
Наш город
На базе ТПУ «Косино» создадут пригородный вокзал площадью свыше 15 000 кв. м
Транспортным узлом ежедневно пользуются более 30 000 человек
Наш город
В Марьине обустроят 16 прудов в 2023 году
В новом досуговом пространстве появятся зоны отдыха, детские и спортивные площадки
Культурный город
Театральные премьеры весны: авантюрная пьеса, написанная в тюрьме, и неожиданная версия гибели Моцарта
Мюзикл, триллер и «Дядя Ваня» – 5 весенних премьер в театральном обзоре «Ведомости. Города»
Наш город
На станциях БКЛ установлено 252 современных эскалатора
Самый длинный подъемник длиной 130 м расположен на станции «Марьина Роща»
Наш город
Рядом с МГТУ имени Баумана появится мост с амфитеатром
Со смотровой площадки откроется вид на Яузу и Лефортовский парк
Умный город
Столица инноваций: какие разработки патентуют московские изобретатели
В 2022 году в Москве выдали более 7000 патентов
Свободное время
Постное меню: стейки из капусты, безе на бобовом отваре и хинкали с черникой
Постные блюда в московских ресторанах – чем можно утолить голод, не нарушив правила
Свободное время / Галерея
Что посмотреть на выставке «Александр Лабас. Неизвестные портреты»
Более 80 живописных и графических работ в московском театре «Мастерская Петра Фоменко»