Как в Москве развивается сфера производства товаров и услуг для детей
За последние пять лет количество МСП, работающих в индустрии, увеличилось на 32,6%По состоянию на 1 июня 2025 г. в Москве зарегистрировано свыше 22 200 компаний, занятых в сфере производства детских товаров и услуг, что на 1700 превышает показатели, которые были отмечены на ту же дату в прошлом году. Прирост составил 8,1%, сообщили «Ведомости. Городу» в столичном департаменте предпринимательства и инновационного развития. По его данным, за пять лет (2019–2024) количество МСП в индустрии товаров и услуг для детей увеличилось на 32,6%. Выручка сектора за 2024 г. достигла 158,9 млрд руб., а средний доход одного предпринимателя составил 65,7 млн руб., рассказывала руководитель департамента Кристина Кострома, чьи слова приводит портал mos.ru.
Какие в Москве работают предприятия, что пользуется наибольшим спросом у родителей и детей, как правительство поддерживает компании, выяснял «Ведомости. Город».
ИП в приоритете
Больше всего в сфере производства детских товаров и услуг работает индивидуальных предпринимателей – этот статус имеют 80,6% из 22 200 предприятий, следует из данных Единого реестра субъектов МСП, предоставленных московским департаментом предпринимательства. Еще 19,4% являются юридическими лицами. Подавляющее большинство – 98,8% – юрлиц относятся к категории микропредприятий, 1,1% – малых предприятий и лишь 0,1% – средних.
Субъекты МСП, работающие в индустрии товаров и услуг для детей в Москве, охватывают широкий спектр направлений. Они заняты в сфере образования, организовывают развлекательные и культурные мероприятия, производят и продают игрушки, канцтовары, книги, а также делают продукты питания, уточнили в департаменте. По его данным, наибольшее количество индивидуальных предпринимателей и предприятий сосредоточено в трех основных сегментах. На сферу образования приходится более 13 500 компаний (60%), зрелищно-развлекательной деятельностью занимается свыше 6200 (28,1%), еще 837 (3,8%) представителей отрасли торгуют играми и игрушками.
Городские власти поддерживают предприятия МСП – вне зависимости от сферы их деятельности – не только финансово, например посредством льготной ставки за аренду помещений или субсидий на расширение производства. Компаниям также доступны различные консультации специалистов, помощь в продвижении товаров и услуг на интернет-площадках и маркетплейсах, обучение правильному ведению бизнеса и многое другое. Всего московское правительство предоставляет более 70 мер поддержки, уточнили в департаменте предпринимательства.
От образования до товаров для творчества
Сеть семейных центров «Академикус» открылась в новой Москве в 2019 г., рассказала «Ведомости. Городу» директор Ирина Ряшенцева. Начинали с одного центра, а сегодня их уже семь: три работают в Новых Ватутинках, два – в Троицке и еще два – в Бутове. Центры оказывают услуги по дополнительному образованию для детей и взрослых. Здесь проходят занятия по робототехнике, логопедии, нейропсихологии, ментальной арифметике (методика счета, которая помогает быстро складывать в уме большие числа) и т. д. «В прошлом году у нас появились новые направления: вокально-инструментальные занятия, нейропсихология, стали готовить ребят к аттестации за 1–4-е классы. В этом году начинаем работать с учениками 5-го класса и старше», – отметила Ряшенцева. Самые популярные направления занятий – подготовка к детскому саду, школе и логопедия, добавила она.
По словам директора, в центрах сегодня занимаются около 500 учеников. Год от года детская аудитория увеличивается на 20–25%, а взрослая – на 300–500%. Это связано как с открытием новых направлений, так и с появлением новых филиалов. «В будущем мы планируем расширять бизнес – открывать другие филиалы и, возможно, реализовывать собственную франшизу», – уточняет Ряшенцева.
Меры поддержки от правительства столицы помогают в развитии бизнеса, считает директор «Академикуса». Например, компания обращается за помощью в поиске персонала и продвижении услуг на интернет-площадках (правительство дает информацию о центре на своих ресурсах), а также арендует все помещения центров по пониженной арендной ставке. Ряшенцева также часто проходит обучение, организованное правительством Москвы, является наставником программы департамента предпринимательства «Прокачай свой бизнес вместе с наставником». Ее суть в том, что опытные бизнесмены учат предпринимателей правильно организовывать бизнес. Но, по мнению Ряшенцевой, в поддержке МСП сегодня не хватает сегментации мер и их адаптации под текущие запросы в зависимости от сферы бизнеса.
Проект по созданию наборов для детского творчества Hand Art был запущен в 2020 г., во время пандемии, чтобы семьи могли с удовольствием и пользой провести время дома, рассказала его основательница Анна Бондарь. Со временем из семейного бизнеса он перерос в компанию полного цикла, которая производит разнообразные наборы для вышивки, боксы для создания поделок, тематические раскраски, наборы для изготовления свечей и многое другое для детей от 2 до 14 лет.
«Каждый наш набор разработан совместно с педагогами и психологами и не только направлен на развитие креативного мышления и освоение новых творческих навыков, но и учит ребенка выполнять конкретные задачи», – отметила Бондарь и добавила, что в последнее время компания начала разрабатывать образовательные пособия для работы нейропсихологов. «У нас большим спросом пользуются наборы, созданные к началу учебного года. Сейчас мы думаем о выпуске тематических наборов по сезонам – например, поделки к Новому году, осенние композиции из подручных материалов», – уточняет она.
По словам Бондарь, в первом полугодии 2025 г. продажи увеличились на 12% относительно аналогичного периода 2024 г. Пики продаж приходятся на каникулы и детские праздники, говорит Бондарь, не уточняя детали. Компания активно сотрудничает со столичным правительством. Она является участником программы «Сделано в Москве», пользуется услугой «Фотоконтент для бизнеса» от ГБУ «Малый бизнес Москвы», благодаря чему смогла бесплатно обновить карточки товаров для интернет-площадок. Кроме того, Бондарь регулярно принимает участие в обучающих и деловых мероприятиях, организованных столичными властями.
Есть спрос
В условиях санкций и ограничений на импорт российские производители получили возможность укрепить свои позиции на внутреннем рынке, с чем связан их ежегодный рост, говорит член комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству Наталия Полуянова. К тому же, по ее словам, отечественные компании стали уделять больше внимания качеству продукции, дизайну и безопасности товаров. «Это позволило им конкурировать с зарубежными аналогами, предлагать покупателям доступные и качественные варианты», – говорит депутат и добавляет, что особенно ярко эта тенденция проявилась в сегментах одежды и обуви для детей.
Несмотря на то что уход зарубежных брендов был значимым фактором роста российских компаний, особенно в определенных сегментах, назвать его единственной или даже главной причиной развития бизнеса нельзя, считает член комитета по развитию женского предпринимательства общероссийской общественной организации «Опора России» Наталья Понина. Среди основных драйверов она также называет устойчивый спрос московских семей на продукцию отечественных брендов, демографические тенденции, эволюцию потребительских запросов, развитие технологий и многое другое.
На увеличение числа компаний влияют и меры поддержки московского правительства, которые «определенно работают», говорит Понина: «Что всегда важно – это активная помощь малым производителям с продвижением товаров и услуг». По ее словам, власти города содействуют в продвижении товаров на онлайн-платформах (Ozon, Wildberries, «Яндекс маркет» и т. д.), оказывают помощь во взаимодействии с крупными офлайн-сетями («Детский мир», «Леонардо», «Магнит», «Перекресток»). А также организуют информационную поддержку и обучение – например, для сотрудников школ и детских садов, в том числе частных, существует курс «Как принять участие в тендерах», помогающий правильно организовать поставки необходимых товаров.
Приоритетная задача российского правительства – и дальше оказывать всю необходимую помощь отечественным производителям детских товаров, для того чтобы российский малый и средний бизнес развивался и выходил на новые рынки, говорит Полуянова. По ее словам, в ноябре прошлого года правительство утвердило новую дорожную карту по развитию индустрии детских товаров на 2025–2030 гг.: «Это подробно прописанный и амбициозный план мероприятий». Она рассказала, что распоряжение, утверждающее план развития индустрии, опубликовано на официальном сайте правительства России, в нем 28 мероприятий, часть из которых направлена на стимулирование спроса и повышение доступности товаров. Стимулировать спрос на российские товары планируют в том числе с помощью узнаваемых героев отечественных мультфильмов и книг.
Российские производители продолжают наращивать объемы производства и предлагать конкурентоспособные аналоги зарубежных товаров для детей, добавляет депутат: «В 2025 г. можно ожидать еще большего разнообразия отечественной продукции, которая сможет составить серьезную конкуренцию иностранным брендам».