Читайте также
Принявшие «Вызов». Конкурентки Пересильд рассказали об отборе в космос
Как устроены концерты в абсолютной темноте
Чего ждать от Дома культуры «ГЭС-2»

«Cамозванцы» в театре. Зачем драматической сцене политики и спортсмены

«Призвание в театр непрофессионалов во многом связано с кризисом понимания актерства вообще»
Андрей Гордеев / Ведомости

В последние годы на театральные подмостки устремились кавээнщики, спортсмены, светские персонажи, поп-звезды и политики. «Город» разбирается, насколько оправданным оказалось приглашение на драматическую сцену непрофессиональных актеров.

Сначала была Собчак

Пресс-служба Театра наций

Чаще всего телезвезд можно встретить в антрепризных постановках. В них задействованы ветеран «Аншлага» Елена Воробей, завсегдатаи ТНТ Надежда Ангарская, Екатерина Скулкина, Мария Кравченко, Татьяна Морозова, Роман Юнусов, Светлана Пермякова и соведущий «Вечернего Урганта» Дмитрий Хрусталев. Здесь все понятно – люди зарабатывают. 

Первой непрофильной звездой, приглашенной на драматическую сцену репертуарного театра, стала Ксения Собчак, которая в марте 2015 г. сыграла сваху в спектакле Театра наций «Женитьба». Режиссер Филипп Григорьян решил творческую задачу, добавив китча в классическую пьесу Гоголя. По его словам, о Ксении нельзя говорить как о совсем непрофессиональной актрисе. «Профессиональнее многих», – считает Григорьян, отмечая, что «медийный шум, проникая в театр, способен сильно сбить настройки восприятия спектакля как целого предмета».

«Если мы говорим о режиссерском театре, а только о таком имеет смысл говорить, то приглашение медийных лиц и людей-явлений оправданно в любом случае, когда это работает на разбор и концепцию постановки. Причем важно на всякий случай оговориться, что режиссерский театр не означает автоматически, что он не заинтересован в коммерческом успехе», – отмечает режиссер. 

Балерина и политики

Худрук «Школы современной пьесы» Иосиф Райхельгауз в 2016 г. попытался возобновить спектакль «Пришел мужчина к женщине», в котором когда-то блистали звезды советского кино Любовь Полищук, Людмила Гурченко, Ирина Алферова. Из соображений пиара он пригласил Анастасию Волочкову. Но укротить нрав балерины не смог, и после премьерного показа снял Волочкову с роли.

Другая судьба сложилась у постановки того же театра «Нельзя спасти камер-юнкера Пушкина», автором и исполнителем которой является глава департамента культуры Москвы Александр Кибовский. С 2019 г. он собирает публику в зале «Зимний сад». Художественный взгляд Райхельгауза не первый раз падает на власть имущих – годом ранее в спектакле «Русское горе от ума» в образе Фамусова к зрителям выходил Владимир Жириновский. «Я хотел сыграть Чацкого, а мне предложили Фамусова, а что там играть-то?» – цитировал ТАСС на тот момент кандидата в президенты.

Новая женственность Бронной

Пресс-служба театра на Малой Бронной

Звезда Comedy Woman Екатерина Варнава пошла дальше и Владимира Вольфовича, и своих коллег по юмору на ТНТ, плотно влившись в актерский состав Театра на Бронной. Она дебютировала в спектакле своего бойфренда Александра Молочникова «Бульба. Пир», затем сыграла одну из ролей в постановке Саши Денисовой «Бэтмен против Брежнева». На Бронной вообще весьма демократично относятся к наличию диплома актерского вуза. 

На пресс-конференции, посвященной планам на ближайший сезон, худрук театра Константин Богомолов анонсировал участие в спектакле «Вишневый сад» светской дивы Натальи Максимовой, ранее рассказавшей на страницах Tatler о своей трансгендерной идентичности. Наталья должна была пробоваться на роль Раневской у молодого режиссера Микиты Ильинчика, но то ли заголовки «Скандал похлеще Бузовой», то ли полное осуждения открытое письмо Александра Калягина, главы Союза театральных деятелей России, поставили затею на паузу. Директор Театра на Бронной Елена Мироненко на своей странице в Facebook заявила, что решение не принято.

Оценка за артистизм

Давно и успешно играет в театре олимпийский чемпион по фигурному катанию Алексей Ягудин. Закончив спортивную карьеру, он освоил профессию телеведущего, и участница шоу «Ледниковый период» актриса Валерия Ланская пригласила его в антрепризный спектакль «Не верь своим глазам». С тех пор прошло 10 лет, Ягудин сыграл в десятке спектаклей и кинопроектов. В прошлом году Надежда Бабкина пригласила Алексея в свой театр «Русская песня» исполнить роль в музыкальной комедии Романа Самгина «Горько!». 

До Ягудина успешную актерскую карьеру построила фигуристка Мария Аниканова, закончившая Щукинское училище и ставшая актрисой театра «Современник». Олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике Светлана Хоркина, громко дебютировавшая в 2002 г. в спектакле Сергея Виноградова «Венус», от актерской карьеры отказалась. Случаи успешного перехода из спорта в театр довольно редки. «Спорт подразумевает не открытость, а, наоборот, закрытое состояние, ежедневные тренировки и редкие выступления. А в театре ты должен отрепетировать роль и на том же градусе играть ее много раз. Если в спорте для хорошего результата важно задействовать тело и механику, то в театре – голову и эмоции», – объясняет Ягудин. 

Театр приносит Ягудину удовольствие, но несоизмеримо меньший доход, чем телевидение и мотивационные лекции, которые он читает не первый год. «Я не претендую на гордое звание актера и хорошо понимаю, когда артисты с дипломом негативно относятся к таким, как я. Но в то же время считаю, что публики у нас хватит на всех. При известной доле артистичности и правильной режиссерской подаче даже непрофессионал может выглядеть на сцене органично и выдавать близкий к идеальному результат», – говорит Ягудин.

С олимпийским чемпионом согласен художник Савва Савельев, бывший главный редактор питерского Time Out и московской версии «Собаки», бывший креативный продюсер «Вечернего Урганта». Он не первый раз выступает в качестве актера. Последняя его роль – в недавнем спектакле «Гоголь-центра» «Страх и отвращение в Москве».

«Дело не в том, профессиональный актер или нет, а в талантливости или не талантливости того, что он делает, – говорит Савельев. – По большому счету сцена оголяет человека – нельзя соврать, зритель все видит. Поэтому если у непрофессионального актера есть своя правда и режиссеру необходимо именно эту правду до зрителя донести, то все оправданно».

Совсем уже удивительный пример – Ирада Берг. Пройдя путь от преподавателя немецкого языка до заместителя директора по внешним связям и культурным проектам Юсуповского дворца, два года назад она отказалась от руководящей должности, сосредоточившись на литературной деятельности и продюсировании, а потом по совету подруги, актрисы Марии Мироновой, начала сама выступать со своими текстами.

Сегодня Ирада – заметный игрок на культурном поле Северной столицы. Ее проект «Чтения со смыслом» собрал вокруг себя медийных артистов, от Елизаветы Боярской до Сати Спиваковой и Анатолия Белого, и довольно быстро вышел на престижные театральные подмостки – от новой сцены Александринского театра до большого зала петербургской Филармонии. Теперь Берг активно осваивает московские площадки. В Доме музыки прошел перформанс «Предчувствие» с участием Марии Мироновой и Максима Матвеева, на малой сцене Театра наций анонсирована постановка «Дальше мы сами» с Игорем Миркурбановым и молодыми артистами. Во всех своих проектах Берг выходит на сцену. «Мы сотрудничаем уже больше года, и ни меня, ни зрителей не смущает, что у Ирады нет актерского образования. На наши вечера в Филармонии и Доме музыки пришло больше тысячи человек, и Ирада отлично держала зал. Так что вопрос не в дипломе, а в реальных навыках, которые нарабатываются практикой», – рассказывает Максим Матвеев.

Зарубежный опыт

Во многих странах сфера театрального искусства давно проиграла шоу-бизнесу по финансовым показателям и охвату аудитории. Медийным персонам не имеет смысла использовать театр для пиара, если только речь не идет о популярных мюзиклах. Реализовать свою тягу к актерскому ремеслу зарубежным звездам проще в кино и на телевидении – там всегда есть второй дубль.

У русской и зарубежных театральных школ совершенно разные представления об образовании. Для первых актер тот, кто получил диплом, для вторых – тот, кто прошел кастинг и успешно играет на сцене.

«Призвание в театр непрофессионалов во многом связано с кризисом понимания актерства вообще, – считает критик Роман Должанский, работающий над программами таких международных фестивалей, как «Территория», NET, «Вдохновение». – В обывательском понимании актер – это тот, кто на сцене ловко притворяется другим человеком. Но со временем это представление себя исчерпало. И театр стал искать выходы. Понятие профессионализма ведь зависит от конкретного времени. Когда был основан театр «Современник», многие зрители говорили: это разве артисты? Они выглядят как в жизни. Тарасова, Яблочкина – это да! Точно так же и сейчас, когда приезжают, к примеру, голландские артисты, многие их не воспринимают, потому что по нашим меркам они выглядят так, будто просто пришли с улицы». 

По его словам, в Европе, наоборот, «с подозрением и недоверием относятся к тому, что у нас называется актерским мастерством, к игре, в которой все должно быть не похоже на жизнь». На Западе доблесть – быть вровень с жизнью и показывать ее кусок в театре, отмечает Должанский. Отсюда – популярность социальной хореографии, документального, инклюзивного, партиципаторного театров. В центре всех этих художественных практик – обычный человек. 

«Самый яркий, но не единственный пример театральных кампаний, которые поставили своим принципом, что они не работают с профессиональными актерами, – Rimini Protocoll, – продолжает Должанский. – Уже 20 лет они привлекают в свои постановки непосредственных носителей жизненного опыта – «экспертов повседневности». Вокруг них создана такая художественная среда, в которой непрофессионализм обретает творческое содержание. Например, их партиципаторный проект «В гостях. Европа» предлагает зрителям занять свое место за столом и выполнять задания, как в игре, но это считается спектаклем и идет на театральных фестивалях. Так что все эти деления на театр и не театр, на профессионалов и нет в современном мире весьма сомнительны. Вопрос профессионализма только в стабильности результата. Может ли человек от спектакля к спектаклю повторить единожды достигнутый художественный результат. Если да, то пусть выходит на сцену», – резюмировал эксперт.

Самое популярное
Наш город
Дублирование указателей на двух станциях столичного метро вдвое разгрузило их вестибюли
Навигация на станциях «Лесопарковая» и «Прокшино» выполнена на русском, таджикском и узбекском языках
Умный город
Чем помогут городу светящиеся растения и дороги, «дающие» электричество
Человечество постоянно ищет новые технологии для освещения мегаполисов
Наш город
В Москве начнут организовывать прием граждан по видео-конференц-связи
Такой формат не отменит личного приема граждан в органах исполнительной власти города
Наш город
Мэр Москвы выделил 252,9 млн на бесплатные перевозки врачей
Автобусы доставляют медперсонал на работу, а переболевших – домой
Свободное время
Заложница Виндзоров. Какой показали принцессу Диану в фильме «Спенсер»
Как рождественские праздники с королевской семьей свели с ума принцессу Диану
Горожане / Интервью
Как выстроить мост между бизнесом и властью?
О ведении бизнеса в России, работе в АСИ и новых инвестиционных проектах говорим с предпринимателем Артемом Аветисяном
Наш город
Как зарождался проект ГЭС-2: поиск цвета, пространства и философии места
Интервью с архитектором проекта ГЭС-2 Антонио Бельведере
Другие города
ВЭБ.РФ расскажет о качестве жизни в российских городах
Корпорация разработала систему, позволяющую оценить уровень жизни в 115 российских городах по важным для людей критериям
Наш город
Путин и Собянин открыли 10 станций Большой кольцевой линии метро
Открытие новых станций поможет сократить время поездок москвичей на 35-45 минут
Наш город
Проекты строительства столичного метро выиграли на международном конкурсе
Особо были отмечены проекты Большой кольцевой и Некрасовской линий и ТПУ «Нижегородская»
Умный город
Как превратить освещение в рабочий инструмент
Почему на удаленке хуже работается, чем в офисе
Другие города
Made in Russia: российские производители выходят на зарубежные рынки
Как отечественные фабрики по пошиву одежды и обуви начали одевать Италию, Испанию и Германию
Умный город
Создатель концепции освещения сталинских высоток: «Такой проект выпадает раз в жизни»
Архитектор и светодизайнер Карстен Винкельс — о том, как выбирали подсветку московских высоток и об иллюминации в городе
Наш город
На поддержку бизнеса столица с начала года выделила более 17 млрд рублей
Общий объем поддержки предпринимателей в Москве за время пандемии, включая 2020 год, превысил 34 млрд рублей
Другие города
Как два года пандемии изменили туризм и туристов
Коронавирус повлиял на предпочтения путешественников