Читайте также
Новые сериалы: что смотреть в ноябре
Способны ли роботы создавать искусство
Творческий порядок. Почему креативность стала главным профессиональным навыком

Как устроены концерты в абсолютной темноте

Музыка, невидимые артисты и полное отсутствие света
Unsplash
Unsplash

Из-за пандемии концертная отрасль продолжает работать с существенными ограничениями: заполняемость зала на 50% и формат COVID-free, когда вход осуществляется только по предъявлению QR-кода. Но возможные финансовые риски не останавливают культурные институции в проведении экспериментальных мероприятий, будь то партисипативный театр, где требуется активное участие зрителя в спектакле, или, напротив, перформансы с ограничением одного или нескольких инструментов восприятия, например концерты в темноте.

Как возникла идея

В большинстве музыкальных событий примечание «в темноте» используется скорее в маркетинговых целях – так или иначе свет все же присутствует. Например, проект «Классика в темноте» использует космические проекции, а на концертах «Музыки в темноте» есть не только ненавязчивое освещение, но и мультимедиа-дизайн, танец, моушн-дизайн и современная графика. Опыт полного погружения в темноту и музыку сегодня можно получить в государственном музейно-культурном центре «Интеграция», который вместе с проектом Dialogue in the Dark Moscow с 2015 г. проводит концерты и спектакли в абсолютной темноте. Пока это единственный подобный проект в России.

Российские «Концерты в темноте» выросли из международного социального проекта «Диалог в темноте» (Dialogue in the Dark), включающего тренинги и выставки. Концепцию разработал немецкий журналист Андреас Хайнеке, который ставил целью преодоление барьеров между видящими и незрячими людьми, чтобы видящие не боялись и не сторонились слепых. Первая выставка прошла в 1988 г. в Гамбурге: посетители в абсолютной темноте учились преодолевать повседневные ситуации под руководством незрячих наставников. Позже была создана ассоциация Dialogue in the Dark for the Promotion of Social Creativity, а экспозиция повторялась в музеях по всему миру. В 2005 г. Хайнеке основал «Музей диалога» во Франкфурте-на-Майне.

В начале 2010-х франшизу на тренинговую программу проекта «Диалог в темноте» в России приобрел бывший топ-менеджер Siemens Тобиас Райзнер. В 2012 г. программа была запущена в Москве. В ней приняли участие «Мегафон», Сбербанк, «Газпром», Бинбанк, Coca-Cola, Philips, Nike, «Юникредит банк», «Северсталь» и другие компании. В 2015 г. команда проекта решила запустить в Москве «Концерты в темноте» и «Спектакли в темноте».

Сегодня концерты продолжают миссию Dialogue in the Dark: то, что происходит на сцене или во время спектакля, одинаково понятно как зрячему, так и человеку с нарушением зрения.

Ничего не видно

Положите левую руку на плечо впереди стоящего. Другой рукой опирайтесь о стену. Так группой по семь человек в сопровождении незрячих гидов зрители в темноте проходят в зал. Первые 30 секунд зритель пытается понять, что такое темнота. Воображение рисует линии и фигуры, которые кажутся видимыми. На самом деле, если даже поднести руку к лицу максимально близко, невозможно различить собственные пальцы. На концерте создается погружение в абсолютный мрак – такой темноты не существует в природе. Полное отсутствие света переносит фокус внимания на музыку и на собственное воображение.

Стоимость билетов в среднем от 1100 до 2000 руб., что сопоставимо с ценами на стандартные концерты. Несмотря на то что ковидные ограничения принесли проекту убытки (закрытие на несколько месяцев и сокращение зала снизило оборот на 60–70%), цены на билеты поднимать не стали. В репертуаре классика, джаз, дудук (от современного, с каверами на Despasito, до аутентичного звучания), этническая музыка и даже грузинский хор. Некоторые музыканты и исполнители на концертах также с нарушением зрения, что никак не влияет на качество перфоманса и не создает неудобств для самих артистов.

«Не важно, зрячий или незрячий исполнитель. Профессиональные музыканты отлично играют и с закрытыми глазами, так что выступать в абсолютной темноте для них несложно, – говорит заместитель директора по развитию и проектной деятельности ГМКЦ «Интеграция» им. Н. А. Островского Ксения Перцева. – Каждый концерт требует серьезной подготовки. Мы работаем совместно с Московским продюсерским центром, они подбирают артистов. Затем музыканты пробуют побыть в темноте, понять, насколько им это комфортно. Дальше наш звукорежиссер, он незрячий, адаптирует музыкальную программу специально для темноты: от встречи зрителей до того момента, как они уходят из зала. По ощущениям это полноценное путешествие в темноте».

Часть работников на проекте – администраторы, менеджеры, гиды – тоже незрячие. С 2015 г. благодаря таким концертам и спектаклям был трудоустроен 21 человек с инвалидностью, включая шесть человек с нарушением зрения.

Почему мы боимся темноты

По словам Перцевой, у участников тренингов и слушателей концертов реакция на темноту примерно одинаковая: через 10 минут все привыкают к новому восприятию. Но 1% посетителей не решается зайти в темноту, и это в основном мужчины. Считается, что боязнь темноты, или никтофобия, – один из самых распространенных современных страхов. Но, по мнению психолога по тревожным расстройствам Павла Жавнерова, нельзя рассматривать эту фобию как отдельное явление.

«Отдельных фобий не существует. Любая фобия входит в концепцию одного из трех базовых страхов человека: страх за свою жизнь (здоровье), страх за психику и страх за отношение к тебе окружающих – что о тебе подумают люди. Человек не может просто бояться темноты, это скорее связано с тем, что у него в целом есть повышенная тревожность. Как только человек избавляется от страха темноты, он может переключиться на менее актуальный страх. Это как карточная колода: убирает одну карту, следом еще одна – с новой фобией», – рассказал Жавнеров.

Барьер перед темнотой психолог обуславливает страхом человека перед возможным приступом паники. Если реакция выйдет из-под контроля, человек может начать кричать, толкать людей или просить, чтобы его выпустили. Но если человек работает над своей тревожностью, например практикует дыхательные практики либо работает с психологом в когнитивно-поведенческой психотерапии, такое мероприятие может пойти на пользу. Во-первых, можно получить удовольствие от концерта или спектакля, во-вторых, осознать, что удалось преодолеть себя, если подобный страх был. «Когда мы отключаем зрение, у нас автоматически на этот период обостряются другие органы чувств. Меньшее количество информации об окружающем мире мы компенсируем за счет фокусировки на других ощущениях: вкусовых, тактильных, звуковых. Так что в данном случае получается максимальная концентрация на музыке», – считает психолог.

Самое популярное
Наш город
В Москве открылась академия парфюмерии и поселились колпицы – хорошие новости
Только позитивные события в завершение недели
Свободное время
Плюшками балуемся: гости «Зимы в Москве» смогут попробовать знаменитый десерт
Кондитеры угостят горожан сдобными «сердечками» по рецепту 1905 года
Культурный город
Время для искусства: самые тонкие в мире часы показали на выставке в Москве
Персональная экспозиция Константина Чайкина проходит в «Галерее на Елоховском»
Наш город
Синоптики: в Москве на выходных выпадет 30% от месячной нормы осадков
В столице могут появиться сугробы выше 10 сантиметров
Свободное время
Дирижабли и кровавый спорт: пять самых интересных книг ярмарки non/fiction
«Ведомости. Город» советует документальные новинки в самых разных жанрах – от мемуаров до научпопа
Благотворительность
Добрый город: в Москве волонтерская деятельность объединила 1,3 млн человек
Сергей Собянин поздравил горожан, занимающихся благотворительностью
Культурный город
Третьяковка на ВДНХ: за две недели выставку в экспоцентре посетили 10 000 человек
Экспозиция выставлена в павильоне № 1 «Центральный» и будет работать еще 10 месяцев
Свободное время
Куда пойти в выходные 7–8 декабря
Самые интересные события в Москве
Городская недвижимость
Инвестиции в историю: ценность кварталов Китай-города растет
Почему один из центральных районов Москвы никогда не потеряет свой престиж
Свободное время
Юрий Колокольников – самурай, а Робби Уильямс – шимпанзе: восемь премьер декабря
Главные фильмы начала зимы
Горожане
Степан Девонин: «Мне кажется, собака нужна каждому человеку»
Звезда сериала «Мир! Дружба! Жвачка!» – о карьере ветеринара в кино и жизни, любимых парках столицы и новой роли вампира
Свободное время
Мы из прошлого: что подготовили для гостей кинопарка «Москино» в эти выходные
Для москвичей и гостей столицы пройдет историческая реконструкция
Москва 2030
За три года в Москве построят более 250 км новых дорог
Это будет способствовать сбалансированному развитию транспортной системы города и росту качества жизни москвичей
Москва 2030
В Москве за три года построят 12 новых станций метро
В целом на развитие транспортной системы город потратит более 3 трлн рублей
Москва 2030
Новые школы и больницы, доплаты пенсионерам: на что пойдет бюджет Москвы
Социальной поддержкой будет обеспечен каждый третий москвич