Способны ли роботы создавать искусство

Как хайтек пишет картины под присмотром людей
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

Технологии в искусстве используют давно. В Древнем Египте были статуи, которыми управляли жрецы. Китайские умельцы создали автоматический оркестр для императора. Эксперименты с машинами в ХХ в. вышли на новый уровень с подачи дадаистов. Сегодня, когда искусственный интеллект проникает повсюду и даже лишает людей работы, споры о месте роботов в искусстве не утихают.

Художников, использующих IT в творчестве, так много, что их уже подвергают классификации. В авангарде генеративное искусство, полностью или частично создаваемое с использованием компьютерной системы. Инструмент, будь то программа или машина с кистью, работает по скрипту художника, но алгоритм способен выходить за эти рамки. «Город» поговорил с IT-живописцами о настоящем и будущем роботизированного искусства.

Алексей Лянгузов

Волгодонск

Личный архив
Личный архив

Алексей получил инженерное образование, так как, по его словам, больше работать вблизи местной АЭС негде. Но в свободное от работы время начал заниматься рисунком: «Я понимал, что хорошо рисовать руками не получается, и задумался о машине, которая воплотит мои замыслы». Вместо походов в художественную школу он избрал путь создания робота-художника.

Более 10 лет Лянгузов разрабатывает механизмы, которые могли бы стать руками художника и рисовать с точностью машины. Первые опыты были неудачны, движения автомата не точны. Сегодня ему удалось добиться стабильной работы своего «подопечного». Получив образ с помощью машинного зрения, искусственный интеллект строит свою карту перемещения на несколько тысяч шагов. Специальный инструмент дозирует эмали разной степени вязкости и накладывает штрихи друг на друга. Лянгузов видит непонимание со стороны коллег традиционной школы. «Наше арт-сообщество морально еще не готово к тому, что можно писать картины не руками. Все держатся за каноническую станковую живопись – мол, все остальное от лукавого, – говорит Лянгузов. – Я считаю: нет никаких оснований считать наш жанр чем-то особым. Мы отличаемся лишь в инструментарии. Пока искусственный интеллект слаб, как сейчас, нет разницы, беру я палитру и кисть и стою у холста или это мне заменяет робот».

Виктор Бабаев

Белгород

БГТУ им. В.Г. Шухова
БГТУ им. В.Г. Шухова

Инженер, кандидат технических наук, из семьи технарей. Руководит белгородским центром инновационного творчества «Метаморфоза», где создают инженерные прототипы, промышленный дизайн, арт-объекты и инсталляции. Для арт-объектов и инсталляций команда Бабаева использует станки, лазерные комплексы, 3D-принтеры. «При помощи моделирования можно просчитать многое: как растет виноградная лоза, движение живых организмов, рост кристаллических форм и многое другое», – рассказал он.

При помощи алгоритмов и кодов команда Бабаева рассчитала и напечатала двухметровую фигуру девушки – часть световой инсталляции для местного перформанса. «Мы применили к ней математические методы, занесли в алгоритм – и он нам дал красивую детализированную модель, которую можно сразу печатать на станках, не боясь брака и того, что части инсталляции соединятся неровно», – говорит он.

Использование алгоритмов помогло Бабаеву в моделировании пространственных фигур для лазерного шоу «Сирень и вода», проходившего в центре Белгорода. «Нам были нужны оживающие народные мотивы, которые органично сочетались бы, вписались бы в пространство парка и изменялись бы в живом времени в зависимости от действующей сцены. Просчитать это без алгоритмов очень трудно», – объяснил Бабаев.

Иван Дианов

Волгоград

Личный архив
Личный архив

Представитель настоящего диджитала. Никаких холстов и красок. В своем Twitter Дианов выкладывает графические инсталляции, где переплетаются геометрические фигуры. Каждый желающий может поучаствовать в творчестве, просто водя курсором по композиции и создавая свои супрематические перформансы. «Программа генерирует графику в режиме реального времени, каждый может открыть ее в браузере и получить уникальное изображение или анимацию», – пояснил Дианов.

Герою удалось успешно монетизировать творчество. «Все дело в NFT, на меня в Twitter подписаны, как выкладываю – покупают. Я продаю копию своего цифрового труда. Хорошо, что люди считают, что это имеет ценность», – говорит Дианов.

Машине не место в искусстве?

Художник и теоретик современного искусства Роман Минаев считает генеративное искусство состоявшимся жанром. Он сам занимается таким искусством с 2000 г., его первая персональная выставка прошла в 2009 г. Сейчас Роман Минаев курирует выставку «По (не) предвиденным обстоятельствам» в Доме Гоголя. «Прелесть генеративного искусства в высокой вариативности алгоритмов, которые приводят зачастую к неожиданным решениям в визуальном плане. То, что живописец делегирует компьютеру принятие решений, перекликается с концептами авангардистов – наделить зрителя правом быть соавтором», – говорит Минаев.

По его мнению, художник ограничивает себя, отказываясь от программ и алгоритмов. «Мне, честно говоря, не ясно, кто те критики генеративности. Возможно, представители старой советской школы, не желающие изучать новое», – говорит он.

В то же время искусствовед Максим Коротков считает, что живопись и творчество – процесс, сугубо связанный с человеком, машине в нем не место. «Могут ли роботы создавать искусство? Вероятно, нет. Скорее это будет плагиат, имитация, китч, но не творческий процесс. Не лучше ли производить что-то полезное в быту, а не заниматься тем, что имеет значение именно для человека?» – говорит он. Коротков считает, что нужно оставить живопись как особую зону без механизмов, где будут лишь человек и холст.

Искусствовед Ольга Игнатова полагает, что главная перспектива – это использование искусственного интеллекта в создании перформансов. «Участие роботов позволяет авторам придавать своим работам особую зрелищность, а за счет пугающего антропоморфизма машины – создавать хлесткие метафоры суетливого человеческого труда или круговорота сансары», – резюмировала она.

Самое популярное
Свободное время
Москва на льду: лучшие катки без очередей и лишних трат
Лучшие места для катания на коньках для взрослых и детей
Наш город
Город для людей: что такое урбан-психология и как она влияет на человека
В России развивается новая дисциплина, изучающая взаимоотношения человека и городской среды
Горожане / Мнение
Гений места
Как известные личности создают городские бренды
Городская недвижимость
«Вавилонская башня»: как офисы справляются с множеством резидентов
Владельцы БЦ для этого стали чаще привлекать партнерские УК
Наш город
Дожди, гололедица и холод: какая погода ожидается в Москве на выходных
Новый циклон, пришедший с северо-запада, принесет морозы в столичный регион
Наш город
Андрей Лихачев: «Будущее жилья – там, где технологии встречаются с комфортом»
Генеральный директор «Рублево-Архангельского» – о создании качественной городской среды при помощи инноваций
Свободное время
Прогулки, SPA и тишина: где встречать Новый год в Подмосковье
Обзор готовых программ для отдыха за городом
Свободное время
Рождественские фестивали и смена ритма: куда пойти в выходные 20–21 декабря
Только интересные события в Москве
Культурный город
Не ремейк, а киноквест: каким получился новый «Шурик»
Новогодний музыкальный фильм ТНТ, вместивший около 70 отечественных звезд, вышел на большие экраны
Наш город / Мнение
Зимняя мобильность
Как выстроить единую систему комфортной среды для семей зимой
Свободное время
Какие отели выбрать для празднования Нового года в Москве
В центре внимания – готовые сценарии для идеального торжества
Культурный город
От Малевича до Шагала: пять самых известных шедевров Новой Третьяковки
Работы русских авангардистов, представленные в здании на Крымском Валу
Другие города
Многометровая копия статуи Свободы рухнула в Бразилии
Знаменитый символ США в бразильском исполнении сломал сильный шторм
Другие города
Эконебоскреб и город-эксперимент: семь архитектурных премьер 2025 года
Самые интересные здания, построенные в России и за рубежом в уходящем году
Наш город / Мнение
Новое поколение городов
Какой будет инфраструктура мегаполисов будущего