Читайте также
Зеленое яблоко. Как смартфоны помогут сделать жизнь в большом городе экологичней
Роботы и искусственный интеллект в мировой фантастике: от Франкенштейна до Черного Дайвера
Хайтек и креатив. Можно ли с помощью технологий стать художником и композитором

Способны ли роботы создавать искусство

Как хайтек пишет картины под присмотром людей
Евгений Разумный / Ведомости

Технологии в искусстве используют давно. В Древнем Египте были статуи, которыми управляли жрецы. Китайские умельцы создали автоматический оркестр для императора. Эксперименты с машинами в ХХ в. вышли на новый уровень с подачи дадаистов. Сегодня, когда искусственный интеллект проникает повсюду и даже лишает людей работы, споры о месте роботов в искусстве не утихают.

Художников, использующих IT в творчестве, так много, что их уже подвергают классификации. В авангарде генеративное искусство, полностью или частично создаваемое с использованием компьютерной системы. Инструмент, будь то программа или машина с кистью, работает по скрипту художника, но алгоритм способен выходить за эти рамки. «Город» поговорил с IT-живописцами о настоящем и будущем роботизированного искусства.

Алексей Лянгузов

Волгодонск

Личный архив

Алексей получил инженерное образование, так как, по его словам, больше работать вблизи местной АЭС негде. Но в свободное от работы время начал заниматься рисунком: «Я понимал, что хорошо рисовать руками не получается, и задумался о машине, которая воплотит мои замыслы». Вместо походов в художественную школу он избрал путь создания робота-художника.

Более 10 лет Лянгузов разрабатывает механизмы, которые могли бы стать руками художника и рисовать с точностью машины. Первые опыты были неудачны, движения автомата не точны. Сегодня ему удалось добиться стабильной работы своего «подопечного». Получив образ с помощью машинного зрения, искусственный интеллект строит свою карту перемещения на несколько тысяч шагов. Специальный инструмент дозирует эмали разной степени вязкости и накладывает штрихи друг на друга. Лянгузов видит непонимание со стороны коллег традиционной школы. «Наше арт-сообщество морально еще не готово к тому, что можно писать картины не руками. Все держатся за каноническую станковую живопись – мол, все остальное от лукавого, – говорит Лянгузов. – Я считаю: нет никаких оснований считать наш жанр чем-то особым. Мы отличаемся лишь в инструментарии. Пока искусственный интеллект слаб, как сейчас, нет разницы, беру я палитру и кисть и стою у холста или это мне заменяет робот».

Виктор Бабаев

Белгород

БГТУ им. В.Г. Шухова

Инженер, кандидат технических наук, из семьи технарей. Руководит белгородским центром инновационного творчества «Метаморфоза», где создают инженерные прототипы, промышленный дизайн, арт-объекты и инсталляции. Для арт-объектов и инсталляций команда Бабаева использует станки, лазерные комплексы, 3D-принтеры. «При помощи моделирования можно просчитать многое: как растет виноградная лоза, движение живых организмов, рост кристаллических форм и многое другое», – рассказал он.

При помощи алгоритмов и кодов команда Бабаева рассчитала и напечатала двухметровую фигуру девушки – часть световой инсталляции для местного перформанса. «Мы применили к ней математические методы, занесли в алгоритм – и он нам дал красивую детализированную модель, которую можно сразу печатать на станках, не боясь брака и того, что части инсталляции соединятся неровно», – говорит он.

Использование алгоритмов помогло Бабаеву в моделировании пространственных фигур для лазерного шоу «Сирень и вода», проходившего в центре Белгорода. «Нам были нужны оживающие народные мотивы, которые органично сочетались бы, вписались бы в пространство парка и изменялись бы в живом времени в зависимости от действующей сцены. Просчитать это без алгоритмов очень трудно», – объяснил Бабаев.

Иван Дианов

Волгоград

Личный архив

Представитель настоящего диджитала. Никаких холстов и красок. В своем Twitter Дианов выкладывает графические инсталляции, где переплетаются геометрические фигуры. Каждый желающий может поучаствовать в творчестве, просто водя курсором по композиции и создавая свои супрематические перформансы. «Программа генерирует графику в режиме реального времени, каждый может открыть ее в браузере и получить уникальное изображение или анимацию», – пояснил Дианов.

Герою удалось успешно монетизировать творчество. «Все дело в NFT, на меня в Twitter подписаны, как выкладываю – покупают. Я продаю копию своего цифрового труда. Хорошо, что люди считают, что это имеет ценность», – говорит Дианов.

Машине не место в искусстве?

Художник и теоретик современного искусства Роман Минаев считает генеративное искусство состоявшимся жанром. Он сам занимается таким искусством с 2000 г., его первая персональная выставка прошла в 2009 г. Сейчас Роман Минаев курирует выставку «По (не) предвиденным обстоятельствам» в Доме Гоголя. «Прелесть генеративного искусства в высокой вариативности алгоритмов, которые приводят зачастую к неожиданным решениям в визуальном плане. То, что живописец делегирует компьютеру принятие решений, перекликается с концептами авангардистов – наделить зрителя правом быть соавтором», – говорит Минаев.

По его мнению, художник ограничивает себя, отказываясь от программ и алгоритмов. «Мне, честно говоря, не ясно, кто те критики генеративности. Возможно, представители старой советской школы, не желающие изучать новое», – говорит он.

В то же время искусствовед Максим Коротков считает, что живопись и творчество – процесс, сугубо связанный с человеком, машине в нем не место. «Могут ли роботы создавать искусство? Вероятно, нет. Скорее это будет плагиат, имитация, китч, но не творческий процесс. Не лучше ли производить что-то полезное в быту, а не заниматься тем, что имеет значение именно для человека?» – говорит он. Коротков считает, что нужно оставить живопись как особую зону без механизмов, где будут лишь человек и холст.

Искусствовед Ольга Игнатова полагает, что главная перспектива – это использование искусственного интеллекта в создании перформансов. «Участие роботов позволяет авторам придавать своим работам особую зрелищность, а за счет пугающего антропоморфизма машины – создавать хлесткие метафоры суетливого человеческого труда или круговорота сансары», – резюмировала она.

Самое популярное
Свободное время
Убийственный гламур. Каким получился «Дом Gucci» Ридли Скотта
Криминальная драма о жизни и убийстве бизнесмена Маурицио Гуччи, которого застрелили по заказу его жены Патриции Реджани
Наш город
Всероссийская благотворительная кампания «Забери друга из приюта» стартует в Москве
Цель кампании – формирование ответственного отношения к животным
Свободное время
Куда пойти в выходные 27-28 ноября
Новые концерты, выставки, фестивали, рестораны — выбор «Города»
Свободное время
Чего боялся Врубель: экскурсия по выставке в Новой Третьяковке
Впервые представлены три «Демона» Врубеля и рисунки из психиатрических больниц
Благотворительность
Как работают театры с особенными актерами
Проекты в области культуры способны пробить стену между обычными людьми и инвалидами
Свободное время
«Звездные войны» с оркестром. Как проходят киносеансы в сопровождении живой музыки
Практика кинопоказов с музыкантами становится мировым трендом
Умный город / Мнение
Коллективная апатия: почему россиян больше не пугает пандемия?
За 2 года горожане успели адаптироваться к эпидемии, и теперь пропаганда на них не действует
Культурный город
Чем кормят театралов
Новое начальство в театре начинает перемены с буфета
Наш город
Москва победила в категории европейского рейтинга «городов будущего»
Рейтинг учитывает вовлечение города в решение экологических и социальных проблем
Свободное время
Саундтреки на органе. Как звучит современная музыка в соборах Москвы
Рост популярности современных композиций в органной музыке – московский феномен
Горожане
«Бросили в море без спасательного жилета»: истории сменивших профессию в пандемию
Трое горожан, сменивших сферу деятельности в разгар эпидемии, рассказали о своем решении
Свободное время / Интервью
Пианист Денис Мацуев: «Живые музыкальные концерты – это кислород»
Говорим о том, как классическая музыка выживает в эпоху пандемии и конкурирует с эстрадой за молодую аудиторию
Свободное время
5 новых подкастов про предпринимательство, путешествия и будущее
Как подготовка к марафону помогает бизнесу и какие права потребуют для себя роботы
Гараж
Как бывший автогонщик после травмы стал предпринимателем, а потом вернулся в гонки
Как автогонщики справляются с опасными ситуациями на дороге и в жизни, рассказывает сооснователь Busfor Илья Екушевский
Горожане
«Секретное место нарушения запретов»: Александр Цыпкин о феномене Патриков и не только
Гуляем по Москве с писателем и сценаристом Александром Цыпкиным