Читайте также
Экологичные ценные бумаги. Зачем Москве зеленые облигации
Ноль отходов. Как работают магазины без упаковки в Москве
«Я совсем не люблю мусор»: как француз создал экокоммуналку в Москве

Природа города. Как технический прогресс влияет на экологию мегаполиса

«Улучшить экологию любого города можно лишь двумя путями»

Даже самые суровые скептики не могут отрицать: сегодня в Москве в дышится гораздо легче, чем 15, 10 и даже пять лет назад. Воздух стал чище, грязи меньше, зелени больше. И это не субъективные ощущения. Мосэкомониторинг предъявляет конкретную цифру: за последнее десятилетие количество вредных выбросов в атмосферу над столицей снизилось в 2,6 раза.

Улучшить экологию любого города можно лишь двумя путями: либо вывезти из него все население, транспорт, предприятия, обнести стеной по периметру и подождать лет 50 (причем без каких-либо гарантий положительного результата), либо проводить долгую планомерную работу с помощью городских служб и структур.

Москва растет, строится и развивается, а экологическая ситуация постепенно улучшается. Это результат работы городских программ: модернизируются теплоэнергетика и промышленность, внедряются системы энергосбережения, перенастраиваются транспортные схемы, внедряются новые системы очистки выбросов, ведутся озеленение и непрерывный мониторинг атмосферы и водоемов. Городской hi-tech тоже вносит свою лепту в дело улучшения экологии. Речь идет о транспорте. И хотя, по статистике, 90% всех городских выбросов дает промышленность, а на долю транспорта приходится всего 10%, это все равно очень заметные проценты.

Самый яркий пример – это электрические автобусы. Метро, безусловно, самый крупный московский перевозчик пассажиров. Но следующим в списке идет автобус и лишь потом – трамваи. Долгое время все автобусы работали на дизеле, и мало кто задумывался о количестве выхлопов, которые они давали. Сегодня Москва развивает электрические альтернативы, причем по масштабам такой работы занимает 1-е место в Европе. Как сообщал сайт мэра Москвы, по оценкам экспертов, замена всего одного дизельного автобуса на электробус снижает количество вредных выбросов на 189–260 кг в год. По столице колесит свыше 6000 автобусов, и чем большее их количество перейдет на электропривод, тем лучше. Как сообщал мэр Сергей Собянин, сейчас в Москве 600 электробусов, а через два года будет уже более 1400.

Новые линии метро связывают отдаленные районы города, электрички МЦД и МЦК тоже берут на себя большой процент пассажиропотока. Необходимость передвигаться по городу на собственном автомобиле снижается – общественный транспорт справляется с задачей все быстрее и удобнее. И все это вместе дает ощутимые результаты.

Автомобильные пробки – мощный источник выхлопных газов. Для борьбы с пробками применяется не только новая дорожная политика, но и высокие технологии. Автомобильные навигаторы сегодня не просто прокладывают самые короткие маршруты, но и разводят потоки – так, чтобы не допустить скопления транспорта на самых загруженных улицах.

Службы каршеринга тоже хорошо работают на уменьшение городского трафика. Подсчитано, что один арендуемый автомобиль заменяет примерно 10 частных. Обычно в будний день личный автомобиль используется, только чтобы добраться до работы и обратно, все остальное время он занимает парковочную площадь. По данным форума Smart City в Москве, около 20% городского движения приходится на водителей, которые ищут парковочные места. Машина каршеринга, наоборот, совершает за то же время десятки поездок. Воспользоваться прокатным авто может любой владелец смартфона, установив приложение.

«Новая персональная мобильность» – следующий пункт, активно влияющий на экологию Москвы. Компактный электротранспорт переживает период расцвета, на улицах появились электросамокаты, электровелосипеды, моноколеса, электроскейты и электроролики. Они заменяют личные автомобили, а значит, снижают количество выбросов в атмосферу. Конечно, и сезон в Москве не очень долгий, и с юридическим статусом средств индивидуальной мобильности пока не все ясно. Но если технологию продления лета человечество пока не изобрело, то работа над вторым пунктом ведется: для средств индивидуальной мобильности обустраивается инфраструктура и разрабатываются правила передвижения.

Высокие технологии улучшают экологию даже там, где это кажется на первый взгляд не слишком очевидным. Новое светодиодное освещение улиц потребляет в десятки раз меньше энергии, а значит, снижается нагрузка на электростанции, многие из которых работают на природном газе, дизельном топливе или угле, выбрасывая в атмосферу продукты горения. Приложения для заказа такси уменьшают время, в течение которого водитель бессмысленно колесит по городу в поисках пассажиров. Даже массовая цифровизация работает на экологию: мы используем все меньше бумаги, а значит, вырубаем меньше лесов и меньше загрязняем природу выбросами с целлюлозных комбинатов.

В конце XIX в. столицы крупнейших мировых держав столкнулись с явлением, которое позже назвали Великим навозным кризисом. Весь городской транспорт тогда был конным, сотни тысяч лошадей повсюду оставляли отходы жизнедеятельности. Навоз заполнял улицы, в нем роились мухи и крысы, распространяя болезни. И лишь появление автомобилей переломило ситуацию. Технический прогресс и массовая автомобилизация смогли очистить города. Сегодня уже автомобили стали причиной загрязнения, и исправить это помогают новые технологии.

Самое популярное
Свободное время
Куда пойти в выходные 7–8 декабря
Самые интересные события в Москве
Городская недвижимость
Инвестиции в историю: ценность кварталов Китай-города растет
Почему один из центральных районов Москвы никогда не потеряет свой престиж
Свободное время
Юрий Колокольников – самурай, а Робби Уильямс – шимпанзе: восемь премьер декабря
Главные фильмы начала зимы
Горожане
Степан Девонин: «Мне кажется, собака нужна каждому человеку»
Звезда сериала «Мир! Дружба! Жвачка!» – о карьере ветеринара в кино и жизни, любимых парках столицы и новой роли вампира
Свободное время
Мы из прошлого: что подготовили для гостей кинопарка «Москино» в эти выходные
Для москвичей и гостей столицы пройдет историческая реконструкция
Москва 2030
За три года в Москве построят более 250 км новых дорог
Это будет способствовать сбалансированному развитию транспортной системы города и росту качества жизни москвичей
Москва 2030
В Москве за три года построят 12 новых станций метро
В целом на развитие транспортной системы город потратит более 3 трлн рублей
Москва 2030
Новые школы и больницы, доплаты пенсионерам: на что пойдет бюджет Москвы
Социальной поддержкой будет обеспечен каждый третий москвич
Москва 2030
Более половины расходов бюджета Москвы на 2025 год пойдет на социальные нужды
В ближайшие три года за счет бюджетных и частных средств будет построено порядка 300 социальных объектов, в том числе 200 школ и детских садов, а также 31 объект здравоохранения
Москва 2030
Москва продолжит восстанавливать объекты культуры в ближайшие три года
Город обновит киностудию им. Горького, цирк на проспекте Вернадского и театр «Уголок дедушки Дурова»
Москва 2030
Как столичные власти возвращают усадьбам Москвы былое величие
Реставрация исторических объектов не сбавляет обороты
Свободное время
Туристический бум: за девять месяцев Москву посетили 19,7 млн гостей
Столица демонстрирует рекорды по популярности у путешественников
Городская недвижимость
Семеро новых: Собянин заявил о развитии очередных территорий в рамках КРТ
Под комплексную реорганизацию попадут участки на Западе и Юго-Западе, а также в ТиНАО
Наш город
Синоптики прогнозируют теплый декабрь в Москве
Температура на 1,5–2 градуса превысит климатическую норму
Культурный город
В московских учреждениях культуры вводят новую систему продажи билетов
Эта мера должна помочь в борьбе с перекупщиками