Читайте также
Экологичные ценные бумаги. Зачем Москве зеленые облигации
Ноль отходов. Как работают магазины без упаковки в Москве
«Я совсем не люблю мусор»: как француз создал экокоммуналку в Москве

Природа города. Как технический прогресс влияет на экологию мегаполиса

«Улучшить экологию любого города можно лишь двумя путями»

Даже самые суровые скептики не могут отрицать: сегодня в Москве в дышится гораздо легче, чем 15, 10 и даже пять лет назад. Воздух стал чище, грязи меньше, зелени больше. И это не субъективные ощущения. Мосэкомониторинг предъявляет конкретную цифру: за последнее десятилетие количество вредных выбросов в атмосферу над столицей снизилось в 2,6 раза.

Улучшить экологию любого города можно лишь двумя путями: либо вывезти из него все население, транспорт, предприятия, обнести стеной по периметру и подождать лет 50 (причем без каких-либо гарантий положительного результата), либо проводить долгую планомерную работу с помощью городских служб и структур.

Москва растет, строится и развивается, а экологическая ситуация постепенно улучшается. Это результат работы городских программ: модернизируются теплоэнергетика и промышленность, внедряются системы энергосбережения, перенастраиваются транспортные схемы, внедряются новые системы очистки выбросов, ведутся озеленение и непрерывный мониторинг атмосферы и водоемов. Городской hi-tech тоже вносит свою лепту в дело улучшения экологии. Речь идет о транспорте. И хотя, по статистике, 90% всех городских выбросов дает промышленность, а на долю транспорта приходится всего 10%, это все равно очень заметные проценты.

Самый яркий пример – это электрические автобусы. Метро, безусловно, самый крупный московский перевозчик пассажиров. Но следующим в списке идет автобус и лишь потом – трамваи. Долгое время все автобусы работали на дизеле, и мало кто задумывался о количестве выхлопов, которые они давали. Сегодня Москва развивает электрические альтернативы, причем по масштабам такой работы занимает 1-е место в Европе. Как сообщал сайт мэра Москвы, по оценкам экспертов, замена всего одного дизельного автобуса на электробус снижает количество вредных выбросов на 189–260 кг в год. По столице колесит свыше 6000 автобусов, и чем большее их количество перейдет на электропривод, тем лучше. Как сообщал мэр Сергей Собянин, сейчас в Москве 600 электробусов, а через два года будет уже более 1400.

Новые линии метро связывают отдаленные районы города, электрички МЦД и МЦК тоже берут на себя большой процент пассажиропотока. Необходимость передвигаться по городу на собственном автомобиле снижается – общественный транспорт справляется с задачей все быстрее и удобнее. И все это вместе дает ощутимые результаты.

Автомобильные пробки – мощный источник выхлопных газов. Для борьбы с пробками применяется не только новая дорожная политика, но и высокие технологии. Автомобильные навигаторы сегодня не просто прокладывают самые короткие маршруты, но и разводят потоки – так, чтобы не допустить скопления транспорта на самых загруженных улицах.

Службы каршеринга тоже хорошо работают на уменьшение городского трафика. Подсчитано, что один арендуемый автомобиль заменяет примерно 10 частных. Обычно в будний день личный автомобиль используется, только чтобы добраться до работы и обратно, все остальное время он занимает парковочную площадь. По данным форума Smart City в Москве, около 20% городского движения приходится на водителей, которые ищут парковочные места. Машина каршеринга, наоборот, совершает за то же время десятки поездок. Воспользоваться прокатным авто может любой владелец смартфона, установив приложение.

«Новая персональная мобильность» – следующий пункт, активно влияющий на экологию Москвы. Компактный электротранспорт переживает период расцвета, на улицах появились электросамокаты, электровелосипеды, моноколеса, электроскейты и электроролики. Они заменяют личные автомобили, а значит, снижают количество выбросов в атмосферу. Конечно, и сезон в Москве не очень долгий, и с юридическим статусом средств индивидуальной мобильности пока не все ясно. Но если технологию продления лета человечество пока не изобрело, то работа над вторым пунктом ведется: для средств индивидуальной мобильности обустраивается инфраструктура и разрабатываются правила передвижения.

Высокие технологии улучшают экологию даже там, где это кажется на первый взгляд не слишком очевидным. Новое светодиодное освещение улиц потребляет в десятки раз меньше энергии, а значит, снижается нагрузка на электростанции, многие из которых работают на природном газе, дизельном топливе или угле, выбрасывая в атмосферу продукты горения. Приложения для заказа такси уменьшают время, в течение которого водитель бессмысленно колесит по городу в поисках пассажиров. Даже массовая цифровизация работает на экологию: мы используем все меньше бумаги, а значит, вырубаем меньше лесов и меньше загрязняем природу выбросами с целлюлозных комбинатов.

В конце XIX в. столицы крупнейших мировых держав столкнулись с явлением, которое позже назвали Великим навозным кризисом. Весь городской транспорт тогда был конным, сотни тысяч лошадей повсюду оставляли отходы жизнедеятельности. Навоз заполнял улицы, в нем роились мухи и крысы, распространяя болезни. И лишь появление автомобилей переломило ситуацию. Технический прогресс и массовая автомобилизация смогли очистить города. Сегодня уже автомобили стали причиной загрязнения, и исправить это помогают новые технологии.

Самое популярное
Свободное время
Самые новые рестораны и их фестивальные сеты: куда стоит успеть до локдауна
Московский гастрономический фестиваль-2021: пугающие моллюски и дерево на десерт
Умный город
Что изменит Wi-Fi шестого поколения
Куда приведет борьба за скорость передачи данных и плотность покрытия сети
Свободное время
Роботы и искусственный интеллект в мировой фантастике: от Франкенштейна до Черного Дайвера
Как люди полюбили роботов, а потом снова их испугались
Наш город
Сквер на улице Берзарина: как он изменился за лето
Каким был раньше и чем интересен сейчас
Умный город / Мнение
Боты и люди. Роботам меньше доверяют в технической и эмоциональной поддержке
«У ботов нет эмпатии, они не способны уловить настроение пользователя и выработать более чуткий подход»
Умный город
Зачем детям заниматься робототехникой
И как это поможет ребенку выбрать профессию
Наш город
Из Яблоневого сада – в Фруктовый парк
Как заброшенная территория превратилась в пространство для отдыха и спорта
Умный город
Гормональный тюнинг: микродозы для продления молодости
«Настройка» гормонов в организме: шаманство или новый тренд — объясняют врачи
Умный город
Зеленое яблоко. Как смартфоны помогут сделать жизнь в большом городе экологичней
Технологии в помощь природе
Умный город / Интервью
Николай Сидоров: «Заполняете одну форму – получаете предложения от множества страховых»
Интервью с гендиректором маркетплейса Mafin
Умный город
Робот-дипломат, робокот и сверхреалистичные цифровые люди
Смогут ли машины стать нам полноценной заменой
Наш город
Камень для самовыражения, «космический поезд» и фотосессия панд: хорошие новости недели
Только позитивные события столицы
Горожане
Вторая кожа. Как развивается рынок цифровой одежды в России
Диджитал-мода захватывает блогеров, дизайнеров и метавселенные
Умный город / Интервью
Олег Корниенко: «Монотонный труд в развитых странах скоро будет полностью роботизирован»
Интервью с директором инжинирингового центра «Автоматика и робототехника» МГТУ им. Н. Э. Баумана
Культурный город
Со своего огорода. Как локальные и сезонные продукты стали главным трендом современной гастрономии
Где выращивают продукты для московских ресторанов