Читайте также
Ближе к звездам: где можно увидеть космические артефакты
Подземная Москва: что скрывает бункер МИДа в Замоскворечье
Психотерапевт для злодеев: каким вышел фильм «Человек-паук: Нет пути домой»

Что покажут в новом Музее криптографии в Москве

Шифровальные машины и советский «жучок» в гербе США: открылся первый в России музей криптографии
Андрей Гордеев / Ведомости

21 декабря 2021 г. в Марфино открывается первый в России Музей криптографии. Он сделан полностью на частные деньги и рассказывает историю криптографии, математики и смежных дисциплин от шифра атбаш до современных алгоритмов шифрования. «Город» побывал там одним из первых.

«История этого музея началась с обиды, – рассказывает Вартан Хачатуров, генеральный директор научно-производственной компании «Криптонит», создавшей музей. – В Великобритании есть «Блетчли парк» (вы могли видеть его в фильме «Игра в имитацию»), в США – Национальный музей криптографии. В России ничего подобного не было. Более того, поскольку работа отечественных ученых велась под грифом «секретно», существует стереотип, что всю криптографию придумали за рубежом. Мы хотели его разрушить». 

Задача оказалась сложной: на каждом шагу создания музея авторы сталкивались со словами «засекречено», «неизвестно», «утеряно». В частности, чтобы убедить службы госбезопасности рассекретить советские шифровальные аппараты, давно вышедшие из употребления, понадобилось ходатайство президенту. Владимир Путин инициативу поддержал, и в феврале 2021 г. правительство передало музею 39 объектов, включая легендарную шифровально-кодировочную машину М-125 («Фиалка»). Наряду с германской шифровальной машиной «Энигма» она стала ключевым экспонатом коллекции. 

Обе машины публично экспонируются в России только здесь («Фиалка» также представлена в виде кинетической инсталляции из вращающихся увеличенных шифровальных дисков). Как удалось добыть «Энигму», за которую коллекционеры сражаются на аукционах Sotheby’s и Christie’s, – секрет, известный только инвестору. Прикоснуться к легенде Второй мировой войны нельзя, но можно попробовать что-то зашифровать на ее точной копии. Рядом – потенциально популярное место для селфи: разноцветные барабаны копии «Бомбы» Тьюринга, с помощью которой «Энигма» была взломана. 

Пресс-служба Музея криптографии

Как признается директор музея Лидия Лобанова, когда музей начал создаваться, не было ни коллекции, ни систематизированных знаний о предмете. Хранительница коллекции Людмила Кузягина проделала гигантскую работу, покупая экспонаты на торгах по всему миру. Сейчас в коллекции музея порядка 200 предметов – как оригиналы, так и музейные копии, созданные по патентам и чертежам. Кроме того, удалось собрать команду исследователей, которые ценой титанических усилий написали технически точные и при этом понятные тексты для пяти залов музея. 

По словам директора, музей планирует уделять много времени работе со школьниками – самостоятельно его рекомендуется посещать с 12 лет. Для маленьких детей, которых обычно приводят родители, будет разработан отдельный маршрут. «Мы хотим заинтересовать современных детей математикой, понятным им языком, через их девайсы объяснить, что в окружающем мире очень много сложной науки, которой интересно заниматься», – говорит Вартан Хачатуров. 

«Для нас очень важно взаимодействовать, не пересказывать учебник, а вовлекать гостя в повествование», – говорит главный куратор и креативный директор музея Анна Титовец. Именно поэтому в экспозиции много интерактива, а экскурсионный маршрут начинается с современности: пройдя через «коридор коммуникационного перегруза», посетитель попадает в знакомый мир интернета. Это первый зал «Криптография в цифровую эпоху», неоновыми вывесками напоминающий Гонконг. 

Здесь на экранах с мультимедиаконтентом можно узнать актуальное количество пользователей интернета и писем, отправленных за сегодня, а также освежить воспоминания о черве ILOVEYOU, который в 2000 году заразил более 3 млн компьютеров по всему миру. Проход из одной части зала в другую оформлен в виде двойной замочной скважины: ключи и замки – самые важные образы в мире криптографии. Пойдешь налево – аркадная игра расскажет, как защитить свой пароль от хакеров. Направо – инсталляция объяснит, что такое криптостандарты. Уже зная о «Фиалке», не удивляешься тому, что русские назвали свои криптостандарты «Кузнечик» и «Магма».

Еще одна инсталляция наглядно демонстрирует, насколько криптография укоренена в нашей обычной жизни: мы пользуемся шифрованными данными, когда входим с помощью «Тройки» в метро, отправляем электронную почту, расплачиваемся в супермаркете. А чуть дальше можно узнать о тех, кто занимался взломом шифров и борьбой с секретностью и ограничениями, – хакерской группировке Anonymous, Эдварде Сноудене, Тимоти Мэе и других. А фраза Джулиана Ассанжа «Сильная криптография способна противостоять любому насилию», по словам куратора, и легла в основу концепции музея. 

Однако, как выясняется в этом зале, больше всего пугают современных криптографов даже не хакеры, а перспектива появления квантового компьютера, оперирующего не битами, а кубитами. Как только он станет реальностью, классическая криптография станет неактуальной, потому что изменится принцип передачи информации. Тогда всю криптографию надо будет придумывать заново – и этим уже занимаются, в том числе в НПК «Криптонит». 

Советский ученый Владимир Котельников и американский криптоаналитик и инженер Клод Шеннон, герои зала «Криптография в индустриальную эпоху», вряд ли могли обменяться сообщениями. А им было бы что обсудить – например, они независимо друг от друга с разницей в 16 лет доказали одну и ту же «теорему отсчетов». Первым был Котельников. В Советском Союзе он стоял у истоков секретной радио- и телефонной связи. А Шеннон считается мировым основоположником теории информации и научного подхода к изучению криптографии. Он первым понял, что двоичное число является основополагающим элементом в любом типе коммуникации, и придумал термин «бит». В зале есть воссозданные кабинеты обоих ученых. 

Также здесь из комикса можно узнать о невидимом «жучке» Льва Термена, который был спрятан в деревянный герб США и подарен пионерами в «Артеке» американскому послу в СССР во время Второй мировой войны (автор всех комиксов – художник Олег Буевский), и горячей линии Вашингтон – Москва, созданной после Карибского кризиса. Что самое удивительное, последний раз линия использовалась не так давно, в 2016 г.: Барак Обама потребовал от России не вмешиваться в избирательный процесс. 

Пресс-служба Музея криптографии

Еще один зал посвящен домашинной криптографии. Он оформлен в более спокойном «аналоговом» стиле, но и там достаточно объектов, с которыми можно взаимодействовать. Например, зайти в «черный кабинет», где перлюстрировалась и дешифровывалась переписка (а потом конверты аккуратно запечатывали, чтобы никто не догадался, что их вскрывали). Такие тайные комнаты были практически во всех странах Европы и прекратили свое существование только в начале XX века.

В зале протокриптографии еще тише: здесь ничего не двигается и не шумит. Инструкции в стиле ИКЕА рассказывают посетителям, как пользоваться шифром Цезаря или квадратом Полибия (потом можно потренироваться на специальном столе). Есть экспозиция, посвященная стеганографии: это способ передачи информации, при котором сам факт передачи остается в секрете – например, сообщение пишется невидимыми чернилами. А в алькове стоит сосуд, куда можно сказать слово, и на экране оно зашифруется древним шифром атбаш (первая буква алфавита меняется на последнюю и так далее). «Для зала протокриптографии мне хотелось придумать новый тип взаимодействия и использовать голос человека, – рассказывает Анна Титовец. – И случилась эврика: кумранские летописи, найденные в кувшинах, частично зашифрованы атбашем».

Наконец, финальная часть экскурсии – зал «Память здания», расположенный в подвале. Как говорят создатели музея, история здания повторяет историю нашей страны – оно было построено как Александро-Мариинский приют для детей бедных священников, потом было колонией для малолетних преступников, школой, детским домом. С 1946 по 1954 г. здесь располагалась спецтюрьма, известная как «марфинская шарашка». В ней жил и работал, а потом описал ее в романе «В круге первом» Александр Солженицын. Потом здание занимало НИИ автоматики. В 2020 г. оно было передано в частные руки и впервые открывает двери для публики. 

Самое популярное
Другие города
Приближая лето. Куда сбежать от зимних морозов
В какие теплые страны можно отправиться прямо сейчас
Горожане / Интервью
«За 2021 год стройка подорожала на 30%»: гендиректор Tekta Group
Интервью с генеральным директором Tekta Group Дмитрием Зикановым
Наш город
Планы москвичей: столичные тренды — 2022
Где есть, что смотреть и носить, и куда путешествовать в этом году
Горожане
«Работы по профессии не было». Как петербурженка возглавила частный музей в Москве
Гуляем по Москве с директором Музея русского импрессионизма Юлией Петровой
Гараж
Всенародный любимец. Тест-драйв нового Toyota Land Cruiser 300
Им комфортно управлять и по пересеченной местности, и по городу
Свободное время
Новые экранизации Агаты Кристи и «Аллеи кошмаров» для долгих зимних вечеров
Любопытные адаптации от Ридли Скотта, Гильермо дель Торо, Кеннета Браны и одного из братьев Коэн
Свободное время
«Kingʼs man: Начало»: комедийный триллер от продюсера фильма «Карты, деньги, два ствола»
Предыстория популярной франшизы про британских агентов с Рэйфом Файнсом в главной роли
Свободное время / Мнение
Чему научилось человечество: 4 хорошие книги о пандемиях
Книжный критик советует новинки о коронавирусе, предыдущих катаклизмах и об одной выдуманной болезни
Свободное время
Какой получилась трагедия Шекспира от Джоэла Коэна без брата и без цвета
«Трагедия Макбета» с оскароносными актерами Дензелом Вашингтоном и Фрэнсис Макдорманд в главных ролях
Свободное время
Достали все ножи: чем хорош новый «Крик», снятый после смерти режиссера
Кортни Кокс, Нив Кэмпбелл и Дэвид Аркетт в очень страшном и очень смешном фильме
Горожане
Кто и зачем создает меню и винные карты для переболевших коронавирусом
Специальные блюда и вино для людей с искаженным обонянием
Горожане
Как пандемия стала испытанием на прочность семейных отношений
Истории горожан, прошедших сложности изоляции и сохранивших любовь
Умный город / Мнение
Второй диагноз. Почему депрессия стала самостоятельной эпидемией на фоне ковида
Глобальная распространенность депрессии и тревоги составила 24% и 21% соответственно
Наш город
По COVID- правилам: как изменилась жизнь москвичей за два года пандемии
Постковидные осложнения, проблемы в коммуникации и новые карьерные перспективы
Умный город
Право на офлайн: когда можно не реагировать на рабочий чат
Пандемия заставила задуматься о законе, защищающем нерабочие часы сотрудников на удаленке