Искусственный интеллект как образ жизни
«Ведомости. Город» изучил положения концепции Москвы «Умный город – 2030»«Слишком умные все стали» – сейчас это можно сказать уже не только о людях. Умный дом, умный домофон, умное освещение улиц. По дорогам мчат автомобили без водителей, домофон узнает тебя в лицо, а уличное освещение меняется в зависимости от погоды. Это все фантазии или уже реальность?
Концепция «Умный город – 2030» – стратегический документ, который был представлен в 2018 г. после обсуждения с бизнесом и населением. В его центре – искусственный интеллект, который должен помочь работе властей и предпринимателей, а повседневную жизнь горожан сделать легче и приятнее. В документе учтены прогнозы целого ряда известных зарубежных футурологов, которые адаптированы к особенностям Москвы.
Не выходя из дома
О том, чего москвичи ждут от технологий к 2030 г., спросили самих горожан. 87% жителей столицы ценят цифровые технологии за экономию времени, а 69% – за простой поиск и выбор услуг. «Сейчас в Москве вы можете совершенно все, что хотите, заказать через мобильное приложение, интернет. И если это не крупная покупка, вам доставят в течение получаса – хоть из крутого ресторана, хоть из какого-нибудь фастфуда», – говорит глава департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк.
По его словам, технологии в городе решают и вопросы регулирования цен и продовольственной безопасности.
«Благодаря системам видеонаблюдения мы в том числе видим, маски носятся или не носятся. Есть ли пустые полки в сетевых магазинах: не надо их обходить, сидит оператор, который видит больше 200–300 магазинов и понимает. Мы это использовали в прошлом году, когда не было гречки, с сахаром были перебои. Плюс информационные системы, конечно, помогают отслеживать уровень цен», – добавляет Немерюк.
В Москве уже сократилась посещаемость торговых центров – в среднем на 25–30%. Об этом в марте сообщил заммэра по вопросам экономической политики Владимир Ефимов. Но интернет-торговля полностью заместила выпадение по торговым центрам, пояснил он. По его данным, за февраль 2021 г. обороты торговли выросли более чем на 20%. Ефимов добавил, что важную роль в этом сыграла именно интернет-торговля. По словам Немерюка, в будущем необходимость ходить по магазинам «практически исчезнет». «Причем речь идет не только о продовольственных магазинах», – добавил он.
Но эксперты отмечают, что с развитием услуг доставки появились и новые вызовы. Одна из главных проблем – нехватка кадров, рассказывает президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. «Не хватает курьеров, операторов по сбору заказов, логистов. Резко увеличилась потребность в аналитиках big data, программистах и IТ-разработчиках. Все компании, входящие в АКИТ, подтверждают высокую конкуренцию между работодателями за кадры», – отмечает он.
Школа будущего
Умные интерактивные столы вместо обычной парты, электронные дневники, журналы, планшеты – так современную школу описывает сайт Московской электронной школы (МЭШ). Проект начал свою работу еще в 2016 г., но настоящую проверку на прочность получил в 2020 г., когда грянула пандемия и дети экстренно перешли на дистанционное обучение.
«Первое время, конечно, были сбои, – вспоминает директор столичной школы № 2098 и депутат Мосгордумы Надежда Перфилова. – Не все умели вовремя войти в эту систему. Помогали классные руководители. Но сейчас все работает. Мы можем в любой момент при необходимости переходить на дистанционное обучение».
По официальным данным, в МЭШ сейчас хранится более 45 000 интерактивных сценариев уроков по всем обязательным предметам с 1-го по 11-й класс, свыше 340 электронных учебников, число ежедневных пользователей системы достигает 1 млн человек.
Директор школы в Капотне Валерий Тихонов рад, что МЭШ существенно упростила учителям подготовку к уроку. «Ты открываешь МЭШ и можешь найти готовый сценарий урока по твоей теме. То есть сегодня не надо сидеть часами, перелопачивать кучу методической литературы. Если ты понимаешь, какие цели и задачи ты ставишь на конкретном уроке, и находишь материалы, подготовка к уроку может занимать максимум полчаса», – подчеркивает Тихонов.
«Создание современной и безопасной цифровой образовательной среды» и «снижение нагрузки на учителей» – одни из задач столичной умной концепции. В то же время депутаты предупреждают: к развитию школ будущего важно не забыть привлекать медиков. Зампред комитета Госдумы по образованию и науке Максим Зайцев отмечает, что на дистанционное обучение в том числе поступает «достаточно много негативных отзывов от врачей, от психологов».
«Должны быть определенные ограничения времени, которые ребенок проводит за экраном. Тут очень важна передышка. И меня волнует вопрос социализации. Потому что в школу мы ходим 50% за знаниями и 50% за социализацией. То есть какие-то этапы электронного обучения могут быть, но оно не может полностью заменить очное», – отмечает кандидат медицинских наук, врач-педиатр Ирина Добрецова.
Тебя узнает домофон
Сейчас в Москве, если обратиться в управляющую компанию и оставить заявку, в течение полугода бесплатно заменят старый электросчетчик на умный. В столице в пилотном режиме уже работает роботизированный комплекс для сортировки мусора. Умным в сфере многоквартирных домов будет постепенно становиться практически все, включая домофон.
Согласно концепции, с внедрением искусственного интеллекта в дела хозяйские жителям станет проще участвовать в вопросах управления домом и контролировать выполненные работы. Все это должно также повысить уровень безопасности жителей и снизить аварийность.
«ЖКХ является одной из приоритетных отраслей развития умного города, потому что технологии позволяют более экономно использовать ресурсы и одновременно повысить качество жизни, – указывает директор Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ Ирина Ильина. – Кроме того, именно в ЖКХ у нас очень активно развивается система видеонаблюдения».
Эксперты говорят еще об одном направлении – умный домофон, который считывает ваше лицо при входе в подъезд и сам открывает вам дверь, а может даже напомнить о задолженности по ЖКУ.
«Таких инноваций очень много, и они все активно развиваются, – отмечает Ильина. – Уже устанавливаются счетчики, которые сами отправляют данные. В 2020 г. в пилотном варианте они начали работать в Москве».
Между тем она указывает на сбои в работе личного кабинета жильца, через который можно, например, открыть шлагбаум или связаться с УК и подать заявку на ремонт.
«В Москве в домовых системах пока еще идет период апробации. Если ты хочешь получить какую-то услугу, в электронном виде иногда не срабатывает. Это еще зависит от управляющих компаний», – резюмирует Ильина.
Дороги без водителей
«Отказ от использования личного автотранспорта в пользу беспилотного такси» – один из пунктов московской «концепции будущего». Заказать беспилотную доставку еды из ресторанов уже могут сотрудники одного из деловых центров Москвы – ее привезут симпатичные роботы. Заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов объявлял о скором тестировании в городе первого беспилотного трамвая.
«В 2040 г. в российской столице будут ездить беспилотные такси, автобусы и рельсовый транспорт», – сообщалось в Telegram-канале столичного департамента транспорта. Это, по утверждению дептранса, «позволит повысить безопасность движения, разгрузить дороги и улучшить расписание движения». «Мы считаем, что будущее именно за городскими беспилотниками», – говорят в ведомстве.
Замдиректора центра цифровых высокоскоростных транспортных систем Российского университета транспорта Василий Куприяновский отмечает, что переход на транспорт без водителей «во всем мире в принципе процесс не быстрый».
«Вам надо не только сделать беспилотную машину, но и дороги должны быть соответствующие: на них должно быть электронное оборудование. Чтобы автомобиль «видел», нужны устройства радарного типа и т. д. Должна быть связь обочины с дорогой. То есть трасса тоже должна быть цифровой. Плюс нужна бесперебойная связь с нормальной скоростью. В Москве сейчас начали тестировать 5G – это хорошая связь для беспилотных автомобилей», – пояснил эксперт.
По прогнозам Куприяновского, переход на беспилотники в столице «начнется с автобусов». «Выделенные полосы, которые сейчас предназначены для общественного транспорта, станут прообразом дорог для беспилотных автомобилей. Первые линии могли бы появиться через 3–4 года», – говорит он.
Эксперт напомнил, что в Москве, в «Сколково», уже ходят беспилотные автобусы, но пока только между кампусами.
А вот транспорт нового поколения, который уже активно курсирует по городу, – это электробусы. Они перевозят пассажиров на 45 маршрутах в разных районах.
Сегодня электробусный парк Москвы самый большой в Европе. «И мы с каждым годом будем наращивать и наращивать объемы», – говорил мэр Москвы Сергей Собянин. Экс-глава отдела электрооборудования Мосгортранса Виталий Люлько рассказывает, что к этому транспорту Москва шла давно. «Первые опыты на аккумуляторах были еще в 1960-х гг., – сказал он. – Это действительно хорошая вещь».
При этом он отмечает и слабое место нового транспорта. «На сегодняшний день сердце электробуса – это аккумулятор. А у нас пока таких надежных аккумуляторов нет. Не только у нас, их еще и в мире нет. Надежность их достаточно низкая, особенно в зимний период», – поясняет эксперт. По его словам, нужно работать над созданием «нового, мощного источника» энергии. «Нужно изобретать такой аккумулятор, который будет менее тяжелый и более мощный, чем нынешние, которые требуют зарядки чуть ли не каждый час», – говорит Люлько.
Город для людей
Концепция умного города охватывает еще множество областей: здравоохранение, промышленность, культуру, туризм, финансы и др. В этой сфере много по-настоящему интересных направлений. Например, технологии умного освещения улиц. Когда яркость света и даже оттенок его могут меняться согласно тому, идет человек или стоит, какая в этот день погода и т. д.
«Такие системы способны управлять не только графиком горения света в районе, но и индивидуально каждым светильником», – рассказывает гендиректор «Айти умный город» Михаил Михелёв. Он добавил, что пилотные проекты умного освещения работают, в частности, в районе Марьино и в ряде кварталов в центре Москвы. При этом Михелёв отмечает, что пока теоретически возможны риски хакерских атак на систему.
Ильина напомнила, что «стадии умного развития включают три этапа: первый – когда изолированно развиваются умные направления в различных отраслях городского хозяйства, на втором этапе формируется единая система, а на третьем – уже единое функционирование умного города». «Мы сейчас на втором этапе», – добавляет она.
В целом многие эксперты любят говорить, что умный город – это не только про IT и большие данные. Это город, удобный для жизни. «Он должен быть незаметным, – рассказывает урбанист Аркадий Гершман. – Как в Барселоне, например. Все должно работать таким образом, чтобы человеку не требовалось узнавать, что вообще такое умный город».