Читайте также
Пятый элемент
Сергей Котляренко: «Все, с чем мы ежедневно соприкасаемся, станет «умным»
Зеленая полоса

Искусственный интеллект как образ жизни

«Ведомости. Город» изучил положения концепции Москвы «Умный город – 2030»
Евгений Разумный / Ведомости

«Слишком умные все стали» – сейчас это можно сказать уже не только о людях. Умный дом, умный домофон, умное освещение улиц. По дорогам мчат автомобили без водителей, домофон узнает тебя в лицо, а уличное освещение меняется в зависимости от погоды. Это все фантазии или уже реальность?

Концепция «Умный город – 2030» – стратегический документ, который был представлен в 2018 г. после обсуждения с бизнесом и населением. В его центре – искусственный интеллект, который должен помочь работе властей и предпринимателей, а повседневную жизнь горожан сделать легче и приятнее. В документе учтены прогнозы целого ряда известных зарубежных футурологов, которые адаптированы к особенностям Москвы.

Не выходя из дома

О том, чего москвичи ждут от технологий к 2030 г., спросили самих горожан. 87% жителей столицы ценят цифровые технологии за экономию времени, а 69% – за простой поиск и выбор услуг. «Сейчас в Москве вы можете совершенно все, что хотите, заказать через мобильное приложение, интернет. И если это не крупная покупка, вам доставят в течение получаса – хоть из крутого ресторана, хоть из какого-нибудь фастфуда», – говорит глава департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк.

По его словам, технологии в городе решают и вопросы регулирования цен и продовольственной безопасности.

«Благодаря системам видеонаблюдения мы в том числе видим, маски носятся или не носятся. Есть ли пустые полки в сетевых магазинах: не надо их обходить, сидит оператор, который видит больше 200–300 магазинов и понимает. Мы это использовали в прошлом году, когда не было гречки, с сахаром были перебои. Плюс информационные системы, конечно, помогают отслеживать уровень цен», – добавляет Немерюк.

В Москве уже сократилась посещаемость торговых центров – в среднем на 25–30%. Об этом в марте сообщил заммэра по вопросам экономической политики Владимир Ефимов. Но интернет-торговля полностью заместила выпадение по торговым центрам, пояснил он. По его данным, за февраль 2021 г. обороты торговли выросли более чем на 20%. Ефимов добавил, что важную роль в этом сыграла именно интернет-торговля. По словам Немерюка, в будущем необходимость ходить по магазинам «практически исчезнет». «Причем речь идет не только о продовольственных магазинах», – добавил он.

Но эксперты отмечают, что с развитием услуг доставки появились и новые вызовы. Одна из главных проблем – нехватка кадров, рассказывает президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. «Не хватает курьеров, операторов по сбору заказов, логистов. Резко увеличилась потребность в аналитиках big data, программистах и IТ-разработчиках. Все компании, входящие в АКИТ, подтверждают высокую конкуренцию между работодателями за кадры», – отмечает он.

Школа будущего

Умные интерактивные столы вместо обычной парты, электронные дневники, журналы, планшеты – так современную школу описывает сайт Московской электронной школы (МЭШ). Проект начал свою работу еще в 2016 г., но настоящую проверку на прочность получил в 2020 г., когда грянула пандемия и дети экстренно перешли на дистанционное обучение.

«Первое время, конечно, были сбои, – вспоминает директор столичной школы № 2098 и депутат Мосгордумы Надежда Перфилова. – Не все умели вовремя войти в эту систему. Помогали классные руководители. Но сейчас все работает. Мы можем в любой момент при необходимости переходить на дистанционное обучение».

По официальным данным, в МЭШ сейчас хранится более 45 000 интерактивных сценариев уроков по всем обязательным предметам с 1-го по 11-й класс, свыше 340 электронных учебников, число ежедневных пользователей системы достигает 1 млн человек.

Директор школы в Капотне Валерий Тихонов рад, что МЭШ существенно упростила учителям подготовку к уроку. «Ты открываешь МЭШ и можешь найти готовый сценарий урока по твоей теме. То есть сегодня не надо сидеть часами, перелопачивать кучу методической литературы. Если ты понимаешь, какие цели и задачи ты ставишь на конкретном уроке, и находишь материалы, подготовка к уроку может занимать максимум полчаса», – подчеркивает Тихонов.

«Создание современной и безопасной цифровой образовательной среды» и «снижение нагрузки на учителей» – одни из задач столичной умной концепции. В то же время депутаты предупреждают: к развитию школ будущего важно не забыть привлекать медиков. Зампред комитета Госдумы по образованию и науке Максим Зайцев отмечает, что на дистанционное обучение в том числе поступает «достаточно много негативных отзывов от врачей, от психологов».

«Должны быть определенные ограничения времени, которые ребенок проводит за экраном. Тут очень важна передышка. И меня волнует вопрос социализации. Потому что в школу мы ходим 50% за знаниями и 50% за социализацией. То есть какие-то этапы электронного обучения могут быть, но оно не может полностью заменить очное», – отмечает кандидат медицинских наук, врач-педиатр Ирина Добрецова.

Тебя узнает домофон

Сейчас в Москве, если обратиться в управляющую компанию и оставить заявку, в течение полугода бесплатно заменят старый электросчетчик на умный. В столице в пилотном режиме уже работает роботизированный комплекс для сортировки мусора. Умным в сфере многоквартирных домов будет постепенно становиться практически все, включая домофон.

Согласно концепции, с внедрением искусственного интеллекта в дела хозяйские жителям станет проще участвовать в вопросах управления домом и контролировать выполненные работы. Все это должно также повысить уровень безопасности жителей и снизить аварийность.

«ЖКХ является одной из приоритетных отраслей развития умного города, потому что технологии позволяют более экономно использовать ресурсы и одновременно повысить качество жизни, – указывает директор Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ Ирина Ильина. – Кроме того, именно в ЖКХ у нас очень активно развивается система видеонаблюдения».

Эксперты говорят еще об одном направлении – умный домофон, который считывает ваше лицо при входе в подъезд и сам открывает вам дверь, а может даже напомнить о задолженности по ЖКУ.

«Таких инноваций очень много, и они все активно развиваются, – отмечает Ильина. – Уже устанавливаются счетчики, которые сами отправляют данные. В 2020 г. в пилотном варианте они начали работать в Москве».

Между тем она указывает на сбои в работе личного кабинета жильца, через который можно, например, открыть шлагбаум или связаться с УК и подать заявку на ремонт.

«В Москве в домовых системах пока еще идет период апробации. Если ты хочешь получить какую-то услугу, в электронном виде иногда не срабатывает. Это еще зависит от управляющих компаний», – резюмирует Ильина.

Дороги без водителей

«Отказ от использования личного автотранспорта в пользу беспилотного такси» – один из пунктов московской «концепции будущего». Заказать беспилотную доставку еды из ресторанов уже могут сотрудники одного из деловых центров Москвы – ее привезут симпатичные роботы. Заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов объявлял о скором тестировании в городе первого беспилотного трамвая.

«В 2040 г. в российской столице будут ездить беспилотные такси, автобусы и рельсовый транспорт», – сообщалось в Telegram-канале столичного департамента транспорта. Это, по утверждению дептранса, «позволит повысить безопасность движения, разгрузить дороги и улучшить расписание движения». «Мы считаем, что будущее именно за городскими беспилотниками», – говорят в ведомстве.

Замдиректора центра цифровых высокоскоростных транспортных систем Российского университета транспорта Василий Куприяновский отмечает, что переход на транспорт без водителей «во всем мире в принципе процесс не быстрый».

«Вам надо не только сделать беспилотную машину, но и дороги должны быть соответствующие: на них должно быть электронное оборудование. Чтобы автомобиль «видел», нужны устройства радарного типа и т. д. Должна быть связь обочины с дорогой. То есть трасса тоже должна быть цифровой. Плюс нужна бесперебойная связь с нормальной скоростью. В Москве сейчас начали тестировать 5G – это хорошая связь для беспилотных автомобилей», – пояснил эксперт.

По прогнозам Куприяновского, переход на беспилотники в столице «начнется с автобусов». «Выделенные полосы, которые сейчас предназначены для общественного транспорта, станут прообразом дорог для беспилотных автомобилей. Первые линии могли бы появиться через 3–4 года», – говорит он.

Эксперт напомнил, что в Москве, в «Сколково», уже ходят беспилотные автобусы, но пока только между кампусами.

А вот транспорт нового поколения, который уже активно курсирует по городу, – это электробусы. Они перевозят пассажиров на 45 маршрутах в разных районах.

Сегодня электробусный парк Москвы самый большой в Европе. «И мы с каждым годом будем наращивать и наращивать объемы», – говорил мэр Москвы Сергей Собянин. Экс-глава отдела электрооборудования Мосгортранса Виталий Люлько рассказывает, что к этому транспорту Москва шла давно. «Первые опыты на аккумуляторах были еще в 1960-х гг., – сказал он. – Это действительно хорошая вещь».

При этом он отмечает и слабое место нового транспорта. «На сегодняшний день сердце электробуса – это аккумулятор. А у нас пока таких надежных аккумуляторов нет. Не только у нас, их еще и в мире нет. Надежность их достаточно низкая, особенно в зимний период», – поясняет эксперт. По его словам, нужно работать над созданием «нового, мощного источника» энергии. «Нужно изобретать такой аккумулятор, который будет менее тяжелый и более мощный, чем нынешние, которые требуют зарядки чуть ли не каждый час», – говорит Люлько.

Город для людей

Концепция умного города охватывает еще множество областей: здравоохранение, промышленность, культуру, туризм, финансы и др. В этой сфере много по-настоящему интересных направлений. Например, технологии умного освещения улиц. Когда яркость света и даже оттенок его могут меняться согласно тому, идет человек или стоит, какая в этот день погода и т. д.

«Такие системы способны управлять не только графиком горения света в районе, но и индивидуально каждым светильником», – рассказывает гендиректор «Айти умный город» Михаил Михелёв. Он добавил, что пилотные проекты умного освещения работают, в частности, в районе Марьино и в ряде кварталов в центре Москвы. При этом Михелёв отмечает, что пока теоретически возможны риски хакерских атак на систему.

Ильина напомнила, что «стадии умного развития включают три этапа: первый – когда изолированно развиваются умные направления в различных отраслях городского хозяйства, на втором этапе формируется единая система, а на третьем – уже единое функционирование умного города». «Мы сейчас на втором этапе», – добавляет она.

В целом многие эксперты любят говорить, что умный город – это не только про IT и большие данные. Это город, удобный для жизни. «Он должен быть незаметным, – рассказывает урбанист Аркадий Гершман. – Как в Барселоне, например. Все должно работать таким образом, чтобы человеку не требовалось узнавать, что вообще такое умный город».

Самое популярное
Другие города
Тамбов: знаменитый окорок, памятник с декольте и церкви с красными крестами
Новый маршрут выходного дня для москвичей – весело и вкусно
Наш город / Галерея
Уличные арт-объекты в Москве, которые стоит увидеть
В столице можно найти частичку Крыма, Нью-Йорка и Парижа
Наш город
Мелодии лета. Где послушать живую музыку в Москве
В парках и скверах играют джаз, барокко, инди и рок
Свободное время
«Главная роль» – сеанс разоблачения магии кино
Пародия на киноиндустрию вышла остроумной, но затянутой, несмотря на пышную гриву Пенелопы Круз
Наш город
Акватории московских причалов очистят от мусора
До конца сезона навигации углубят дно трех причалов и очистят еще 17
Другие города / Интервью
Валерий Лимаренко: «Индия, Китай и Корея купят все, что нужно»
Губернатор Сахалинской области – об итогах ПМЭФ-2022 и импортозамещении в регионе
Другие города
Путешествия на машине по России: самые интересные маршруты этим летом
Лучшие пляжи Крыма, реконструкция похода Александра Невского, открытый автодром для «Форумулы 1» — куда поехать автотуристу
Другие города
Приятное окружение. Чем заняться в ближайших к Москве регионах
7 ярких и интересных областей рядом со столицей
Горожане / Мнение
Скрытые кухни, «острова» с барной стойкой и округлые пуфики: модные тренды с Миланского мебельного салона
За время пандемии кухни переместились в кабинеты, гостиные и во дворы
Другие города
В глуши с комфортом. Что нового готов предложить туристам Алтай
Детокс без связи с внешним миром и поездки в неизведанную тайгу на конях и уазиках
Свободное время
Трусцой по Москве. Как развиваются беговые экскурсии в столице
Осмотреть достопримечательности на скорости 6-9 км/ч и завести новые контакты
Свободное время
Куда пойти в выходные 2-3 июля
Выставка секретных материалов о разведчиках-нелегалах, балет про Коко Шанель и новый гастропаб с пивоварней
Наш город
Крупные столичные больницы оборудуют вертолетными площадками
Одна из них появится в этом году у НИИ Склифосовского
Другие города
В Суздале 8-10 июля пройдет Blues-Bike Festival
На ежегодном фестивале блюза и мотокультуры выступят коллективы из разных городов России
Свободное время
5 новинок нон-фикшн: почему при ярком свете питаются правильно и как Metallica выступала в Москве
Самые интересные книги для отпуска — в подборке «Ведомости. Город»