Читайте также
Сергей Котляренко: «Все, с чем мы ежедневно соприкасаемся, станет «умным»
Гендиректор «Шереметьево»: «Садишься на мотоцикл, и через несколько минут голова абсолютно ясная»
Зеленая полоса

Пятый элемент

Сотню лет ученые пытаются найти идеальную формулу умного транспорта. Как город будущего и беспилотный транспорт должны взаимодействовать друг с другом, чтобы сделать дорожное движение безопасным для всех?
Интеллектуальность беспилотников определяется с помощью стандарта американской Ассоциации автомобильных инженеров (SAE). Пятый уровень наивысший. Автомобили пятого уровня автономности самостоятельно совершают все функции вождения при любых погодных условиях и любом освещении

...Умные города, дома, часы – а вот теперь и транспорт. Если задаться вопросом, что есть умный транспорт, то ответ неочевиден. Четкую формулировку этого понятия нельзя найти в научно-популярной литературе. Деление на умный и неумный транспорт очень сложное и тонкое. Попробуем разобраться.

Если рассмотреть эволюцию автомобильного транспорта, факторы, которые формируют его нынешний облик, то можно смело утверждать: автомобильная индустрия всю свою практически столетнюю историю стремилась найти идеальную формулу умного транспорта.

Под автономными автомобилями мы понимаем транспортные средства с набором способностей, которые позволяют им безопасно для пассажиров и окружающих перемещаться по дорогам мегаполисов. Вы садитесь в автомобиль, который сам управляет движением, анализирует потоки данных от встроенных вычислительных и сенсорных устройств, принимает решения и взаимодействует с пассажирами – все в автоматизированном режиме.

Проезжая по дорогам, такой автомобиль взаимодействует с цифровыми картами, инфраструктурой городов – знаками, светофорами и разметкой. При этом изменять его программное обеспечение можно удаленно. Это очень подвижная техническая система, эволюционирующая у нас на глазах.

Интеллектуальность беспилотников определяется с помощью стандарта американской Ассоциации автомобильных инженеров (SAE). Пятый уровень наивысший. Автомобили пятого уровня автономности самостоятельно совершают все функции вождения при любых погодных условиях и любом освещении. На рынке уже существуют модели с третьим уровнем интеллектуальности.

За последние 10 лет автономные автомобили проехали по дорогам общего пользования около 40 млн км – невероятный рывок индустрии. Сейчас мы стоим на пороге очередной смены парадигмы благодаря мощным инструментам математического анализа, прогнозирования и выработки решений, сенсорной и вычислительной базы. Так же стремительно готовятся законодательные акты, разрешающие автономному транспорту двигаться по дорогам общего пользования наряду с обычными автомобилями.

Все больше производителей подвижного состава заявляют о работах в направлении автономного транспорта. Хотя рельсовые беспилотники начали развитие гораздо позже, шансов на внедрение у них больше. Например, уже есть беспилотное метро и шаттлы в «Шереметьево».

Перспективны технологии автономного вождения и для общественного транспорта, это повысит безопасность на дорогах. Водители автобусов могут устать, отвлечься или не заметить что-то в слепой зоне. Беспилотники сами оценивают текущую дорожную ситуацию, распознают и прогнозируют поведение других участников дорожного движения – машин, велосипедистов, пешеходов. Производители стараются собирать информацию о дорожной ситуации как минимум с двух устройств, например с лидара и камеры. Через них автомобиль воспринимает внешний мир и взаимодействует с ним с помощью направления вращения колес и скорости. 40 раз в секунду сенсоры дают автомобилю информацию обо всех объектах, находящихся в диапазоне 360 градусов и радиусе 350 м. Это и делает автономный автомобиль эффективным и безопасным.

Перед тем как выехать из гаража, беспилотному автомобилю нужно понять, где он находится и куда ему ехать. Как и человек после сна, он должен сначала прийти в себя, понять, где он, какой сегодня день. Автомобилю для этого достаточно слабого интернета, он сможет подгрузить данные в деревне или в лесу, где смартфон еле ловит. Если сигнала нет совсем, то нужен человек, который загрузит информацию.

Пока мы находимся на этой стадии, и нужно предусмотреть еще очень много разных случаев. Все разработчики мира работают над уменьшением количества ситуаций, в которых автономный автомобиль может повести себя непредсказуемо. Наша цель – снижать эту зону неизвестности, четко обозначая зоны работоспособности автономных автомобилей. Зона непредсказуемых ситуаций еще очень велика.

Чтобы доказать безопасность беспилотного транспорта, нужно 300–400 лет беспрерывной езды для текущего флота автономных автомобилей. Поэтому здесь включаются все возможные средства тестирования, чтобы доказать функциональную безопасность для окружающей среды и общества. Любой дорожный инцидент с участием одного автономного автомобиля может поставить под угрозу всю индустрию разом. Поэтому мы вынуждены действовать чрезвычайно осторожно.

Но уже сейчас мы представляем, как будет выглядеть идеальная система умного транспорта в настоящем умном городе. Такой населенный пункт предоставляет обществу расширенный доступ к своим услугам, сервисам и бизнес-процессам. Между всеми объектами есть цифровое взаимодействие. Это позволит предоставлять более качественные услуги агентам, функционирующим в экосистеме города. Автономным автомобилям такой город заранее сообщает о свободных местах парковки, планируемых ремонтных зонах и действующих ограничениях.

Если говорить про машины высшего, пятого уровня автономности, то знаки, светофоры и разметка уже не нужны для регулировки транспортного потока. Система умного города и прежде всего сами автономные автомобили будут координировать друг друга и делать дорожное движение безопасным, эффективным и удобным для всех его участников.

Автономные автомобили решают множество насущных проблем. Сейчас мы теряем 20 000 людей на дорогах каждый год, мы простаиваем в пробках и тратим время впустую в пути между городами. Например, чтобы доехать из Самары в Казань, нужно шесть часов провести за рулем. Но за это время можно много чего успеть сделать для себя, для творчества или для работы. Самое главное – статистика смертности на дорогах снижается, но не драматически. Нам нужны революционные изменения.

Самое популярное
Свободное время
Самые новые рестораны и их фестивальные сеты: куда стоит успеть до локдауна
Московский гастрономический фестиваль-2021: пугающие моллюски и дерево на десерт
Умный город
Что изменит Wi-Fi шестого поколения
Куда приведет борьба за скорость передачи данных и плотность покрытия сети
Свободное время
Роботы и искусственный интеллект в мировой фантастике: от Франкенштейна до Черного Дайвера
Как люди полюбили роботов, а потом снова их испугались
Наш город
Сквер на улице Берзарина: как он изменился за лето
Каким был раньше и чем интересен сейчас
Умный город / Мнение
Боты и люди. Роботам меньше доверяют в технической и эмоциональной поддержке
«У ботов нет эмпатии, они не способны уловить настроение пользователя и выработать более чуткий подход»
Умный город
Зачем детям заниматься робототехникой
И как это поможет ребенку выбрать профессию
Наш город
Из Яблоневого сада – в Фруктовый парк
Как заброшенная территория превратилась в пространство для отдыха и спорта
Умный город
Гормональный тюнинг: микродозы для продления молодости
«Настройка» гормонов в организме: шаманство или новый тренд — объясняют врачи
Умный город
Зеленое яблоко. Как смартфоны помогут сделать жизнь в большом городе экологичней
Технологии в помощь природе
Умный город / Интервью
Николай Сидоров: «Заполняете одну форму – получаете предложения от множества страховых»
Интервью с гендиректором маркетплейса Mafin
Умный город
Робот-дипломат, робокот и сверхреалистичные цифровые люди
Смогут ли машины стать нам полноценной заменой
Наш город
Камень для самовыражения, «космический поезд» и фотосессия панд: хорошие новости недели
Только позитивные события столицы
Горожане
Вторая кожа. Как развивается рынок цифровой одежды в России
Диджитал-мода захватывает блогеров, дизайнеров и метавселенные
Умный город / Интервью
Олег Корниенко: «Монотонный труд в развитых странах скоро будет полностью роботизирован»
Интервью с директором инжинирингового центра «Автоматика и робототехника» МГТУ им. Н. Э. Баумана
Культурный город
Со своего огорода. Как локальные и сезонные продукты стали главным трендом современной гастрономии
Где выращивают продукты для московских ресторанов