Не сбавляя темпы

В Москве растет спрос на электрозарядные станции
«Интермобилити»
«Интермобилити»

Москвичи стали чаще пользоваться станциями для зарядки электромобилей. В 2022 г. в столице электрокары заряжали на городской инфраструктуре в 15 раз чаще, чем годом ранее. Как следствие – растет количество вводимых в эксплуатацию зарядных станций, создавая прочную основу для развития российского рынка электрокаров, производство которых в этом году, по прогнозам экспертов, вырастет в нашей стране почти десятикратно.

В 2022 г. зарядными станциями для электромобилей в Москве воспользовались 82 000 раз, что в 15 раз больше по сравнению с показателем 2021 г., следует из данных департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы. Среднее количество зарядок в месяц превысило 14 000 сессий, что вдвое превышает показатель предыдущего года, отмечает Сергей Андрейкин, заместитель генерального директора АО «ГК «Интермобилити» (оператор городских электрозарядных станций). 

В настоящее время в Москве насчитывается немногим более 2 000 электрокаров, но их число растет примерно на 10-15% в год, говорил заммэра столицы по вопросам транспорта Максим Ликсутов. Развитие зарядной инфраструктуры для «зеленых авто» стимулирует спрос на них. В рамках проекта «Энергия Москвы» столичные власти планируют ежегодно устанавливать до 200 электрических зарядных станций. 

«Строительство городской инфраструктуры электрозарядных станций (ЭЗС) можно сравнить с ремонтом. Европа идет по пути косметического ремонта: сначала ставят зарядные станции, потом обновляют электрические сети. В Москве же проходит масштабный капитальный ремонт: одновременно с установкой ЭЗС реконструируются улицы и прокладываются мощные кабельные сети. Город формирует электроинфраструктуру в районах до того, как в них появятся ЭЗС. В новых микрорайонах и бизнес-кварталах останется только поставить зарядки и подключить их к электросети», – объясняет представитель мэрии. 

По мнению экспертов, несмотря на высокие темпы развития электрозарядной инфраструктуры в Москве, уровень оснащенности по-прежнему остается низким. «По международным стандартам на одну ЭЗС должно приходиться не более десяти автомобилей. Сейчас показатель Москвы даже выше – около 8 авто на одну станцию. Однако с учетом высоких темпов роста электропарка вскоре может возникнуть дефицит», – считает управляющий партнер консалтингового агентства Екатерина Косарева.

«Интермобилити»
«Интермобилити»

В прошлом году правительство разработало правила получения субсидий из бюджета на установку ЭЗС, размер которых на одну ЭЗС определяется в размере 60% от фактических затрат получателя субсидии на приобретение оборудования станции, напоминает эксперт. «Сегодня владельцы и операторы станций при их строительстве сталкиваются с рядом проблем, когда субсидии не покрывают или делают нерентабельными строительство и ввод мощностей станций в эксплуатацию», – считает Косарева. 

Сегодня основной мерой поддержки является межбюджетный трансферт в размере 2,7 млн руб., он предоставляется в качестве субсидии на строительство одной электрозарядной станции. Около 1,8 млн руб. из этой суммы предоставляется в качестве субсидии на закупку оборудования и еще 900 000 руб. – на технологическое присоединение. Однако, по словам эксперта, только за последнее приходится платить свыше 3 млн руб. 

Кроме того, по Косаревой, хорошей инфраструктурой могут похвастать Центральная Россия и Дальний Восток, где концентрация электрокаров в среднем выше, чем по стране, однако в целом путешествовать или использовать электромобили в логистике по территории России пока все еще затруднительно. 

«В Европейском союзе стандартом является установка зарядных станций каждые 60 км. Для полноценного перехода на электротранспорт России также важно наращивать темп производства зарядных станций, развивать цифровые инструменты для управления сетями ЭЗС», – соглашается Сергей Андрейкин. По его словам, первоочередную роль в развитии электрозарядной инфраструктуры будут играть цифровые сервисы. «После ухода с российского рынка иностранных игроков российские компании смогли предложить достойную альтернативу. Сегодня российским потребителям доступна целая линейка приложений, многие из которых предлагают гораздо более широкий функционал, чем их зарубежные аналоги. Например, в мобильном приложении, разработанном нашей компанией, можно не только искать ближайшую станцию, но и подключаться к ЭЗС непосредственно из приложения – нет необходимости переходить на сторонние ресурсы. Также доступна подробная информация о любой станции: оценки и отзывы реальных пользователей, возможность проложить маршрут до ЭЗС и даже осуществлять платежи», – говорит эксперт. 

По его мнению, будущее рынка – за созданием единой экосистемы для электротранспорта на территории всей страны. «Современные цифровые сервисы позволяют объединять аналогичные системы из разных стран, помогая автомобилистам комфортно передвигаться не только в России, но и, например, по другим странам СНГ, где также происходит активный переход на электротранспорт (в т. ч. Беларусь, Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан). Сегодня мы видим запрос со стороны потребителей на такого рода сервисы. В конечном итоге такая экосистема будет способствовать развитию транспортной доступности территорий для электромобилей и повышению комфорта и экологичности передвижения», – заключает собеседник «Ведомости. Города».

Как рассказали «Ведомости. Городу» в Минпромторге, на сегодняшний день, развитие производства электромобилей в России осуществляется в рамках утвержденной Концепции развития и использования электрического автомобильного транспорта в РФ на период до 2030 г., а также федерального проекта «Электромобиль и водородный автомобиль».

В последние годы темпы роста автопарка электромобилей в России значительно увеличились. Если на конец 2020 г. в стране было около 11 000 таких машин, в 2021-м – 12 400, то на сегодняшний день в стране насчитывается от 20 700 (данные агентства) до 24 000 электромобилей (данные Минэкономразвития).

Представитель Минпромторга заявил «Ведомости. Городу», что 2023 г., согласно планам, озвученным российскими производителями электромобилей, показатели концепции будут достигнуты и даже превышены». Согласно документу, к 2024 г. планировалось выйти на производство не менее 25 000 таких машин. Однако, как было отмечено на сессии у вице-премьера Андрея Белоусова, в 2023 г. запланирован девятикратный рост производства электрокаров – с 2000 до 18 000 единиц. К 2024 г. производство вновь удвоят – до 36 000 штук. И это при том, что на сегодняшний момент в России насчитывается чуть более 7500 зарядных станций.

Самое популярное
Свободное время
Москва на льду: лучшие катки без очередей и лишних трат
Лучшие места для катания на коньках для взрослых и детей
Наш город
Город для людей: что такое урбан-психология и как она влияет на человека
В России развивается новая дисциплина, изучающая взаимоотношения человека и городской среды
Горожане / Мнение
Гений места
Как известные личности создают городские бренды
Городская недвижимость
«Вавилонская башня»: как офисы справляются с множеством резидентов
Владельцы БЦ для этого стали чаще привлекать партнерские УК
Наш город
Дожди, гололедица и холод: какая погода ожидается в Москве на выходных
Новый циклон, пришедший с северо-запада, принесет морозы в столичный регион
Наш город
Андрей Лихачев: «Будущее жилья – там, где технологии встречаются с комфортом»
Генеральный директор «Рублево-Архангельского» – о создании качественной городской среды при помощи инноваций
Свободное время
Прогулки, SPA и тишина: где встречать Новый год в Подмосковье
Обзор готовых программ для отдыха за городом
Свободное время
Рождественские фестивали и смена ритма: куда пойти в выходные 20–21 декабря
Только интересные события в Москве
Культурный город
Не ремейк, а киноквест: каким получился новый «Шурик»
Новогодний музыкальный фильм ТНТ, вместивший около 70 отечественных звезд, вышел на большие экраны
Наш город / Мнение
Зимняя мобильность
Как выстроить единую систему комфортной среды для семей зимой
Свободное время
Какие отели выбрать для празднования Нового года в Москве
В центре внимания – готовые сценарии для идеального торжества
Культурный город
От Малевича до Шагала: пять самых известных шедевров Новой Третьяковки
Работы русских авангардистов, представленные в здании на Крымском Валу
Другие города
Многометровая копия статуи Свободы рухнула в Бразилии
Знаменитый символ США в бразильском исполнении сломал сильный шторм
Другие города
Эконебоскреб и город-эксперимент: семь архитектурных премьер 2025 года
Самые интересные здания, построенные в России и за рубежом в уходящем году
Наш город / Мнение
Новое поколение городов
Какой будет инфраструктура мегаполисов будущего