Читайте также
Куда пойти в выходные 1-2 апреля
Влюбленные писатели, беглые рабы и Депардье в роли ветерана войны: новые фильмы на фестивале в «Художественном»
Лекарство в наушниках. Как музыка в клиниках помогает работать врачам и снижает боль пациентам

Не сбавляя темпы

В Москве растет спрос на электрозарядные станции
«Интермобилити»

Москвичи стали чаще пользоваться станциями для зарядки электромобилей. В 2022 г. в столице электрокары заряжали на городской инфраструктуре в 15 раз чаще, чем годом ранее. Как следствие – растет количество вводимых в эксплуатацию зарядных станций, создавая прочную основу для развития российского рынка электрокаров, производство которых в этом году, по прогнозам экспертов, вырастет в нашей стране почти десятикратно.

В 2022 г. зарядными станциями для электромобилей в Москве воспользовались 82 000 раз, что в 15 раз больше по сравнению с показателем 2021 г., следует из данных департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы. Среднее количество зарядок в месяц превысило 14 000 сессий, что вдвое превышает показатель предыдущего года, отмечает Сергей Андрейкин, заместитель генерального директора АО «ГК «Интермобилити» (оператор городских электрозарядных станций). 

В настоящее время в Москве насчитывается немногим более 2 000 электрокаров, но их число растет примерно на 10-15% в год, говорил заммэра столицы по вопросам транспорта Максим Ликсутов. Развитие зарядной инфраструктуры для «зеленых авто» стимулирует спрос на них. В рамках проекта «Энергия Москвы» столичные власти планируют ежегодно устанавливать до 200 электрических зарядных станций. 

«Строительство городской инфраструктуры электрозарядных станций (ЭЗС) можно сравнить с ремонтом. Европа идет по пути косметического ремонта: сначала ставят зарядные станции, потом обновляют электрические сети. В Москве же проходит масштабный капитальный ремонт: одновременно с установкой ЭЗС реконструируются улицы и прокладываются мощные кабельные сети. Город формирует электроинфраструктуру в районах до того, как в них появятся ЭЗС. В новых микрорайонах и бизнес-кварталах останется только поставить зарядки и подключить их к электросети», – объясняет представитель мэрии. 

По мнению экспертов, несмотря на высокие темпы развития электрозарядной инфраструктуры в Москве, уровень оснащенности по-прежнему остается низким. «По международным стандартам на одну ЭЗС должно приходиться не более десяти автомобилей. Сейчас показатель Москвы даже выше – около 8 авто на одну станцию. Однако с учетом высоких темпов роста электропарка вскоре может возникнуть дефицит», – считает управляющий партнер консалтингового агентства Екатерина Косарева.

«Интермобилити»

В прошлом году правительство разработало правила получения субсидий из бюджета на установку ЭЗС, размер которых на одну ЭЗС определяется в размере 60% от фактических затрат получателя субсидии на приобретение оборудования станции, напоминает эксперт. «Сегодня владельцы и операторы станций при их строительстве сталкиваются с рядом проблем, когда субсидии не покрывают или делают нерентабельными строительство и ввод мощностей станций в эксплуатацию», – считает Косарева. 

Сегодня основной мерой поддержки является межбюджетный трансферт в размере 2,7 млн руб., он предоставляется в качестве субсидии на строительство одной электрозарядной станции. Около 1,8 млн руб. из этой суммы предоставляется в качестве субсидии на закупку оборудования и еще 900 000 руб. – на технологическое присоединение. Однако, по словам эксперта, только за последнее приходится платить свыше 3 млн руб. 

Кроме того, по Косаревой, хорошей инфраструктурой могут похвастать Центральная Россия и Дальний Восток, где концентрация электрокаров в среднем выше, чем по стране, однако в целом путешествовать или использовать электромобили в логистике по территории России пока все еще затруднительно. 

«В Европейском союзе стандартом является установка зарядных станций каждые 60 км. Для полноценного перехода на электротранспорт России также важно наращивать темп производства зарядных станций, развивать цифровые инструменты для управления сетями ЭЗС», – соглашается Сергей Андрейкин. По его словам, первоочередную роль в развитии электрозарядной инфраструктуры будут играть цифровые сервисы. «После ухода с российского рынка иностранных игроков российские компании смогли предложить достойную альтернативу. Сегодня российским потребителям доступна целая линейка приложений, многие из которых предлагают гораздо более широкий функционал, чем их зарубежные аналоги. Например, в мобильном приложении, разработанном нашей компанией, можно не только искать ближайшую станцию, но и подключаться к ЭЗС непосредственно из приложения – нет необходимости переходить на сторонние ресурсы. Также доступна подробная информация о любой станции: оценки и отзывы реальных пользователей, возможность проложить маршрут до ЭЗС и даже осуществлять платежи», – говорит эксперт. 

По его мнению, будущее рынка – за созданием единой экосистемы для электротранспорта на территории всей страны. «Современные цифровые сервисы позволяют объединять аналогичные системы из разных стран, помогая автомобилистам комфортно передвигаться не только в России, но и, например, по другим странам СНГ, где также происходит активный переход на электротранспорт (в т. ч. Беларусь, Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан). Сегодня мы видим запрос со стороны потребителей на такого рода сервисы. В конечном итоге такая экосистема будет способствовать развитию транспортной доступности территорий для электромобилей и повышению комфорта и экологичности передвижения», – заключает собеседник «Ведомости. Города».

Как рассказали «Ведомости. Городу» в Минпромторге, на сегодняшний день, развитие производства электромобилей в России осуществляется в рамках утвержденной Концепции развития и использования электрического автомобильного транспорта в РФ на период до 2030 г., а также федерального проекта «Электромобиль и водородный автомобиль».

В последние годы темпы роста автопарка электромобилей в России значительно увеличились. Если на конец 2020 г. в стране было около 11 000 таких машин, в 2021-м – 12 400, то на сегодняшний день в стране насчитывается от 20 700 (данные агентства) до 24 000 электромобилей (данные Минэкономразвития).

Представитель Минпромторга заявил «Ведомости. Городу», что 2023 г., согласно планам, озвученным российскими производителями электромобилей, показатели концепции будут достигнуты и даже превышены». Согласно документу, к 2024 г. планировалось выйти на производство не менее 25 000 таких машин. Однако, как было отмечено на сессии у вице-премьера Андрея Белоусова, в 2023 г. запланирован девятикратный рост производства электрокаров – с 2000 до 18 000 единиц. К 2024 г. производство вновь удвоят – до 36 000 штук. И это при том, что на сегодняшний момент в России насчитывается чуть более 7500 зарядных станций.

Самое популярное
Наш город
Собянин: в «Коломенском» будет создано уникальное современное пространство
Реконструкция московского музея-заповедника должна завершиться в 2026 году
Умный город
В Москве завершилась первая программа обучения бизнеса выходу на фондовый рынок
Выпускниками стали 40 компаний
Свободное время / Галерея
Какие животные недавно появились в Московском зоопарке
Среди новоселов – китоглавы, кайман и детеныши капибар
Наш город
В Москве прошел цирковой фестиваль и поехали новые электробусы – хорошие новости
Только положительные события в конце рабочей недели
Свободное время
Концерты, лекции и игры: как бизнес участвует в главном летнем фестивале Москвы
В ближайшие выходные пройдут спортивные тренировки и творческие мастер-классы
Свободное время
Куда пойти в выходные 27–28 июля
Только интересные события в Москве
Наш город
Пассажиры МЦД совершили 1 млрд поездок
Больше всего людей воспользовались вторым диаметром
Наш город
В Москве стартует выставка о цифровых технологиях города
На ней можно будет познакомиться с передовыми IT-проектами столицы
Горожане
Сделать источником вдохновения: как справляться с многозадачностью
Генеральный директор «Юнирест» Татьяна Шаманская – о важных привычках для успешного управления бизнесом
Наш город
Как гранты мэра Москвы помогают внедрять новые технологии в медицине
За два года поддержку получили 142 проекта научно-исследовательских команд
Наш город
Москва со вкусом: как город помогает развиваться ресторанам и кафе
C начала 2024 года в столице открылось 600 новых точек общепита
Свободное время
Неудобные вопросы и вдумчивое чтение: три книги для сезона отпусков
Произведения, которые стоит взять с собой на отдых
Свободное время / Интервью
Эмиль Омаров: «Отечественное виноделие сделало огромный шаг вперед»
Дагестанский винодел – о подвалах графа Воронцова, помогающих развивать туризм
Наш город
С заботой о пациентах и врачах: как развивается столичное здравоохранение
Ожидаемая продолжительность жизни в Москве превысила 79 лет
Свободное время
Фильмы и шоу с каскадерами: как пройдет Московская международная неделя кино
Более 200 мероприятий будут проходить ежедневно в рамках фестиваля в столице