Читайте также
Вторая кожа. Как развивается рынок цифровой одежды в России
Тело техники: гаджеты и приложения для здоровья и поддержания формы
Еда на дом. Москвички рассказали о переходе на питание с доставкой

Цифровые чаевые. Как реагирует на них московский ресторанный рынок

Готовы ли к инновациям рестораторы и почему их недолюбливают официанты
Евгений Разумный / Ведомости

Чаевые – неотъемлемая часть ресторанного сервиса. Если посетитель доволен работой официанта, оставить вознаграждение считается правилом хорошего тона. В некоторых странах на чай принято оставлять незаметно, округляя сумму счета в чеке. В Великобритании, например, в баре можно заказать напиток специально для бармена. В Австрии сервисный сбор включен в счет, но предполагается, что посетитель округлит сумму в чеке, оставив сдачу официанту и произнеся danke (спасибо). В ресторанах Европы оставляют от 5 до 15% от суммы, хотя это далеко не везде является обязательным. Пожалуй, единственная страна, где чаевые являются обязанностью клиентов, – США, там размер вознаграждения прописывается в чеке и прибавляется к общей сумме. Нормальными чаевыми в американских заведениях считается 15–20% от суммы заказа. В Москве чаевые необязательны, но в среднем посетители оставляют 10%, в элитных заведениях – 15–20% суммы счета.

Тренд на цифровизацию

Наличные постепенно уходят в прошлое. По оценкам рестораторов, электронные чаевые уже занимают от 50 до 70% всех чаевых, оставляемых посетителями в московских кафе и ресторанах. Появились отдельные сервисы для безналичного вознаграждения. Например, Альфа-банк приобрел «Нетмонет», «Сбер» запустил «СберЧаевые», а Mastercard – онлайн-сервис в партнерстве с Etiquette, «Яндекс» купил онлайн-платформу «Чаевые просто».

Как рассказал московский ресторатор, инвестор Etiquette Александр Сысоев, рынок давно готов к цифровизации и чаевые в этой трансформации – самое простое. Система специальных сервисов чаевых получила развитие из-за отсутствия в ресторанах технической возможности оставить онлайн-чаевые, считает Сысоев. Если раньше чаевые можно было добавить в счет, то с 1 января 2021 г. Роспотребнадзор установил новые правила, запрещающие включать вознаграждение в общий чек.

По словам директора дивизиона «Эквайринг» «Сбера» Дмитрия Малых, количество пользователей и оборотов «СберЧаевых» ежемесячно увеличивается на 20%. «Мы стремимся предоставить возможности безналичной оплаты даже в тех сферах, где традиционно использовались наличные», – отметил Малых. С ним соглашается Артем Худяков, управляющий рестораном-баром «Simach в Недальнем»: «Все ресторанные группы Москвы готовы пробовать и внедрять любые инновации. Молодые рестораторы максимально открыты прогрессу. Мы тоже часто пробуем цифровые новинки. Не все они приживаются и эффективны, но есть классные штуки, которые значительно облегчают нам жизнь».

Как отмечает Худяков, сервисы электронных чаевых предоставили доступ к аналитике для руководителей, которые теперь могут анализировать чаевые, отслеживать успехи официантов и читать отзывы гостей. Это меняет ресторанный рынок, упорядочивает его изнутри.

Как оставить безналичные чаевые

Сервисы безналичных чаевых работают по общей схеме: посетитель сканирует QR-код или NFC-метку, которые ведут на страницу оплаты, затем вводит нужную сумму и подтверждает перевод. В Etiquette и «Нетмонет» можно оставить отзыв о работе сотрудника. В последнем есть возможность написать о работе официанта даже без внесения чаевых, просто введя код сотрудника, указанный в чеке. В сервисах «СберЧаевые», Etiquette и «Чаевые просто» каждый QR-код индивидуален, поэтому вводить что-то кроме суммы не понадобится.

Разные онлайн-сервисы предлагают разные варианты взаимодействия с заведением. В одних может зарегистрироваться только ресторан, в других – ресторан и официант, в третьих – только официанты или курьеры. При этом официанту для сбора чаевых не надо создавать ИП и платить налоги с вознаграждения. Однако, чтобы вывести деньги на свою карту, ему придется заплатить в среднем 5% от поступившей суммы.

Раньше во многих ресторанах практиковалась система, когда все наличные чаевые складывались вместе и в конце рабочего дня делились между сотрудниками. Цифровая система адресная и более справедливая, ведь официант получает вознаграждение, эквивалентное уровню оказанных услуг. «Сотрудники теперь могут получать больше чаевых – прямо на карту и моментально, а клиенты – оставить благодарность, не беспокоясь о наличных и размене», – подчеркивает Малых.

Наличными привычнее

Несмотря на быструю цифровизацию, многие посетители ресторанов все же предпочитают наличные. «Через QR-код оставляла пару раз: он есть только в чеке, и искать его мне неудобно», – объяснила аккаунт-менеджер Анна Зимина. Профессор МГУ Николай Мартыненко вообще ни разу не пользовался онлайн-сервисами для оплаты чаевых. Он всегда оставляет 10% от суммы заказа наличными, потому что ему так привычнее.

Первые сервисы по оплате чаевых появились пару лет назад, тогда большинство опытных официантов относились к нововведению с недоверием. За этот год отношение к сервисам поменялось в лучшую сторону, однако, по словам сотрудников заведений, случаются технические сбои. Официантка одного из столичных ресторанов Анастасия Швачко отметила, что онлайн-сервисы периодически подвисают и это проблема. «Иногда сервисы не работают из-за внутренних поломок или потому, что нет интернета. Более того, если гость не подтвердил оплату – не сработал Face ID или скан отпечатка с пальца, чаще всего случайно, – чаевые не списались, – добавляет официант другого московского ресторана Евгений Мишин. – Сам гость об этом не знает, а вот официанты из-за таких проблем остаются ни с чем. Потому мне удобнее получать чаевые наличными».

По мнению Худякова, при выборе сервиса по оплате чаевых официанты обращают внимание на несколько аспектов: простой и доступный интерфейс, легкая регистрация, быстрый вывод денег и низкий комиссионный процент. «Ресторан, как правило, ставит один сервис, чтобы индивидуальный код официанта отображался на каждом чеке гостей, которых он обслужил. Но сам официант может использовать все сервисы сразу. Другой вопрос, что мы не можем QR-коды разных сервисов свободно в чеки интегрировать, – объяснил Худяков. – Если официанту мало одного сервиса, на практике он может использовать несколько. В этом случае носителем кода может служить, например, фото в телефоне».

В целом мнение рестораторов по поводу будущего электронных чаевых разнится. Одни считают, что прогресс неизбежен и все, кто не примет цифровизацию, останутся за бортом, ведь клиенты все чаще предпочитают безналичный расчет, а сотрудники выбирают заведения, где можно хорошо заработать, в том числе и на чаевых. Другие уверены, что наличные чаевые останутся, пусть и в меньшем объеме.

Самое популярное
Наш город
Иностранные инвесторы вложили в развитие Москвы свыше $256 млрд
Доля столицы в общероссийском товарообороте со странами Ближнего Востока составляет 37%
Культурный город
5 вдохновляющих мемуаров: Ильф, Оруэлл и чиновник-коррупционер
Жизненные уроки известных людей для осмысления в нестабильное время
Горожане / Мнение
Что мешает отцам пользоваться отпуском по уходу за ребенком
60 лет назад отцы в среднем проводили с детьми только 16 минут в сутки, а сейчас – в 4 раза больше: 59 минут
Другие города
Промышленный туризм: как закаляют сталь
Самые высокие плотины ГЭС, доменные печи, видимые из космоса карьеры, депо метро — туристов ждут 250 предприятий
Наш город
Весенний велофестиваль пройдет в Москве 21 мая
Принять участие в заезде может любой желающий в возрасте от 14 лет
Горожане
«Живу в Москве как в Риме». Влад Лисовец — о том, как организовал себе европейский образ жизни
Гуляем по Москве с экспертом моды и телерадиоведущим
Наш город / Галерея
20 тысяч спортсменов приняли участие в Московском полумарафоне
Самый массовый забег России на дистанции 21,1 километра состоялся в столице в воскресенье
Наш город
Не по возрасту. Почему молодое поколение кажется таким инфантильным
«Современные подростки в меньшей степени готовы принимать важные решения и предпочитают перекладывать свою ответственность на других»
Горожане / Мнение
Новые бренды, прежний вкус: какие изменения ждут столичных кофеманов
Снижать качество напитков кофейни не планируют
Наш город
В Москве стали производить больше лекарств и медицинских изделий
Cегодня в столице работают 84 фармацевтических предприятия и 60 предприятий по производству медицинского оборудования
Свободное время
Куда пойти в выходные 14-15 мая
Премьера «Кабаре» без Лайзы Минелли, книжный маркет и новый океанический ресторан
Другие города
Спасение с Востока: какие авто придут на смену известным маркам
Большая часть автобрендов повысили цены на свою продукцию от 37% до 60%
Гараж
Можно без рук: тестируем Subaru Outback нового поколения
Популярный японский универсал сменил салон, модернизировал автопилот и увеличил мощность
Наш город
Столичные бизнесмены получили 39 тысяч консультаций по мерам поддержки
В Москве также работает прямая линия по вопросам поддержки бизнеса в условиях санкций
Наш город
Чихали на праздники. Как избавиться от аллергии раз и навсегда
Сезон цветения вызывает у людей с поллинозом панику, но есть ряд разработок, которые позволят не только уменьшить, но и полностью купировать аллергические симптомы