«В бизнесе побеждает не спринтер». Гуляем по Москве с сооснователем Hoff Михаилом Кучментом
Об эпицентре свободы на Арбате, панораме Москвы с воды и о том, почему всегда нужно бежать за троллейбусомВ рубрике «Городские истории» предприниматели и деятели искусства рассказывают нам о своей жизни в Москве: где им нравится гулять, вкусно есть и пить, проводить личные или деловые встречи и многое другое. Гость этого выпуска — сооснователь Hoff Михаил Кучмент. Михаил родился в Москве, получил образование физика-исследователя и начал карьеру в 1994 г. в компании Samsung Electronics как помощник менеджера.
Компания Hoff основана Александром Зайонцем и им в 2008 г. Сегодня это онлайн-ритейлер с маркетплейсом и собственной сетью из 53 офлайн-магазинов в сегменте мебели и товаров для дома. В 2020 г. выручка компании составила более 43 млрд руб., из которых более 13 млрд ― продажи в онлайне.
Минутное дело
Фантастический ритм ― это точно про Москву. Я чувствовал его с детства. Когда готовился к поступлению в институт, то ездил к одному репетитору в Коньково, а к другому ― на станцию метро «Южная». Всю дорогу в метро я делал уроки, разложив тетради на коленях на дипломате.
Москва учит использовать каждую минуту жизни. Помню, как мы с папой всегда бежали, чтобы успеть на троллейбус. Мы выходили из дома вместе ― он на работу, а я в школу, и по дороге нам хорошо было видно остановку общественного транспорта. Я обратил внимание, что очень мало людей бежали, если видели троллейбус. А мы с папой ― всегда. Хотя следующий приходил всего через 2 минуты.
Эпицентр свободы на Арбате
Место, с которым у меня ассоциируется детство, ― это Серебряный Бор. Знаковое для меня место. Я вырос в районе Хорошево-Мневники.
Учился я на Новом Арбате, школа находилась за церквушкой, на бывшей улице Воровского, сейчас Поварской. Представьте ― 80-е, перестройка, тебе 15 лет, и учишься ты на Арбате, в эпицентре свободы, которая на всех нас тогда свалилась.
Начали появляться кафешки, зарождалась уличная торговля, приезжали туристы. Помню, что в гастрономе внезапно можно было купить курицу-гриль. Все оказалось разрешено. Когда-то надо было записываться на дискотеку, а теперь раз ― и не надо. А у меня как у школьника был серьезный соблазн (которым я, конечно, не пользовался) ― прогулять уроки и пойти в видеосалон.
Это было удивительное время с точки зрения динамики изменений. Но было ли это время возможностей? В каком-то смысле да. Но бизнесы тогда были микроскопические и по стоимости, и по масштабу. Сегодня для действительно успешного бизнеса возможностей гораздо больше.
Физик на «Улице 1905 года»
На 4-м курсе Московского физико-технического института я осознал, что наука не станет делом всей моей жизни, в особенности если ею заниматься в России. Уезжать в Америку я не хотел, хотя после 2-го курса института стажировался в MIT и тогда Америка мне мало понравилась.
Мой папа-физик посвятил науке всю свою жизнь, а мне хотелось попробовать себя в бизнесе. Тогда в моем сознании работа в западной компании была синонимом слова «образование». Так в 1994 г. я оказался в Samsung Electronics на должности помощника менеджера.
Офис компании находился в Центре международной торговли. Там была именно та атмосфера бизнес-мира, как я представлял ее по фильмам, а не какой-то «совок». Добирался я недолго, две остановки от «Полежаевской» до «Улицы 1905 года», а затем шел пешком. Проблема была в другом ― рабочий день начинался в 8 утра, чтобы пересекаться с головным офисом в Южной Корее. Закончить работу мы могли ближе к полуночи, тогда это было нормально. Но я не знаю ни одной успешной бизнес-истории, в которой не было бы такого ингредиента, как «много работы».
Samsung научил меня многому. Особенно маркетингу и продажам. Мне повезло с наставниками, они рассмотрели мой потенциал и давали все больше ответственных задач. За год я сформировал команду, привел 7 одногруппников.
Поженить офлайн и онлайн
«Мебель в чистом поле» ― таков был заголовок первой статьи о нашем первом гипермаркете. Мы открылись в апреле 2009 г. на Новой Риге.
Новая Рига стала для меня знаковым местом. Вскоре поселился я там же, в одном из поселков. В каком-то смысле это не самое элитное расположение, но мне по формату ближе эдакий 5-звездочный пионерский лагерь, чем особняк за трехметровым забором. У нас в поселке большие общественные зоны, велосипедные дорожки, нет заборов, а дети могут безопасно гулять по всей территории.
Сейчас в той местности выросла торговая Мекка ― строится много жилья, торговой инфраструктуры. Тогда на всей Новой Риге стояло одно лишь здание. На 2-3-м этажах был наш магазин, а на первом открывалась «Азбука вкуса».
Мы выбирали это место на перспективу, так как хотели и хотим играть вдолгую. И вообще, в бизнесе побеждает не спринтер, а стайер. Тогда Красногорск уже входил в десятку мест по объему застройки в России. Было понятно, что многие будут предпочитать жить за городом по мере развития инфраструктуры. В выборе мы не ошиблись. Этот гипермаркет по-прежнему входит в тройку наших лучших точек. Конечно, мы в дальнейшем переделали в нем каждый квадратный сантиметр, ведь в 2009 г. открывались по франчайзингу сети Kika, а затем создавали собственный бренд.
С тех пор в наших гипермаркетах поменялось, пожалуй, все. Главным образом, их роль в построении бизнеса. Магазины для нас ― это точка входа в онлайн. Мы создаем фиджитал-среду, где клиент выбирает из всего нашего ассортимента, а не только того, что представлен на витрине.
Благодаря синергии каналов мы стараемся улучшать клиентский опыт ― например, клиент может получить видеоконсультацию продавцов, которые находятся в торговом зале, и виртуально посидеть именно на том диване, чьи характеристики они хотят узнать. Если клиент не готов принять решение в магазине здесь и сейчас, консультанты положат понравившийся товар в корзину его личного кабинета на нашем сайте.
Самая большая ошибка ― когда между онлайном и офлайном нет синергии и стоит стена. Важно поженить онлайн и офлайн. Как это сделать? Закупать планшеты и терминалы, которыми могут пользоваться продавцы и покупатели, продумывать мотивацию продавцов на продажу коллекций, которые не выставлены в торговом зале. Дать возможность клиенту свободно передвигаться с сайта в магазин и из магазина на сайт.
Беговые лыжи, хаски и вейк
Много моих любимых мест в Москве связаны со спортом и природой. Москва с этой точки зрения ― уникальный город. У нас и зима со снегом, и жаркое лето. В марте здесь ты еще катаешься на беговых лыжах, а в мае ― уже на вейксерфе. На беговых лыжах я люблю кататься в Мещерском парке (иногда запрягаю своих хаски – у меня их две), на коньках – в Краснопресненском парке и на Красной площади, на вейксерфе – возле жилого комплекса «Алые Паруса», где я прожил 10 лет.
У меня есть небольшая яхта и аквабайк. Летом я хожу по Клязьминскому и Пироговскому водохранилищам.
Любовь к спорту, безусловно, влияет на бизнес. Он дает энергию, которая так важна предпринимателю. Хотя бизнес больше похож на секс, чем на спорт. Ведь в спорте всегда есть победитель и проигравший, а в бизнесе ― оба могут выиграть.