«Тинькофф» начал компенсировать клиентам потери от мошенников
За полгода удалось предотвратить мошенничеств на 170 млн рублей«Тинькофф» – один из первых российских банков, который начал компенсировать своим клиентам средства, потерянные в результате действий мошенников. Об этом «Ведомости. Городу» сообщили представители финансовой организации 21 марта. Всего за шесть месяцев (с сентября 2023 г. по февраль 2024 г.) клиентам перевели 4,5 млн руб. в качестве компенсаций.
«Тинькофф» начал досрочно исполнять требования закона о возвращении похищенных мошенниками средств, который был подписан президентом России Владимиром Путиным в июле 2023 г. и вступит в силу только в июле этого года. Банки обязаны будут возвращать средства, в случае если финансовая организация без предупреждения клиента о рисках перевела средства получателю, связанному с мошенничеством. Компенсация также будет выплачиваться, если деньги списали после того, как пользователь отправил уведомление об утере карты или утечке данных. По закону банки должны будут возвращать переводы на реквизиты из базы ЦБ. Представитель «Тинькофф» уточнил, что проект по защите денег клиентов также покрывает и случаи, не предусмотренные законом.
Центробанк 13 марта в рамках подготовке к вступлению в силу нового закона рекомендовал банкам разработать сценарии бесед с клиентами, которые могут находиться под влиянием мошенников и рискуют лишиться средств.
В «Тинькофф» рассказали, что инструменты по защите денег клиентов начали разрабатывать еще до принятия закона. В сентябре 2023 г. банк запустили сервис «Защити или вернем». За полгода его работы клиенты банка получили свыше 300 000 мошеннических звонков, более 99% этих звонков были предотвращены.
Сервис «Защитим или вернем деньги» блокирует звонок или перевод и внесение денег на счета мошенников, объяснил руководитель Центра экосистемной безопасности «Тинькофф» Алексей Бакланов. По его словам, за шесть месяцев работы удалось предотвратить мошенничеств на 170 млн руб. Не удалось пресечь потерю клиентами от мошеннических действий лишь 4,5 млн руб. Алексей Бакланов объяснил это тем, что использовались новые сценарии мошенничества, которым еще не был обучен сервис. «Эти потери были компенсированы», – рассказал Бакланов. По его словам, все средства были возвращены банком.
За 2023 г. кибермошенники похитили у россиян 15,8 млрд руб., ранее сообщил Центробанк. Всего за прошлый год было совершенного 1,17 млн операций без согласия клиентов, что на 33% больше, чем в 2022 г. При этом банкам удалось предотвратить 34,8 млн попыток похитить деньги клиентов. Возвращено же за прошлый год было всего 8,7% (или 1,3 млрд руб.) от всех украденных средств.