Клим Шипенко: «Выходишь на улицу, берешь камеру и «ищешь» свой фильм»

Режиссер фильмов «Вызов» и «Салют-7» – о местах съемок, переосмыслении классики и своих мечтах
Геннадий Авраменко
Геннадий Авраменко

Для съемок фильмов, видеоклипов, рекламных роликов активно используются как декорации в павильонах, так и естественная городская среда и природные локации. При этом важно органично совместить технологии с историческим наследием и особенностями современных российских городов. В интервью «Ведомости. Городу» режиссер Клим Шипенко рассказал, где он находит локации для своих работ, чем Москва отличается от Санкт-Петербурга, насколько съемочный процесс может быть трудоемким даже при создании небольших промороликов.

– Ваши фильмы, от «Салют-7» до «Вызова», – это витрина возможностей современного кинопроизводства. Как вам удается находить баланс между технически совершенной картинкой и живой, эмоциональной историей?

– Сложно искать этот баланс. С одной стороны, нужно визуально сделать фильм так, чтобы он был на уровне лучших мировых примеров, а с другой – дать частицу русской души и человечности. Каждый раз я ищу этот баланс разными методами: работой с актерами, с камерой и с ракурсами, ставлю для себя эту задачу в процессе написания сценариев. Этот поиск всегда ювелирная ручная работа. Нет схемы, по которой делается фильм.

– При этом вы не всегда применяете современные технологии в своих работах. Например, вы не использовали VR-павильоны и кинопарки, а предпочли реальные локации в проектах для ВТБ по произведениям «Мастер и Маргарита», «Шинель», «Обломов». Как искали нужную атмосферу?

– Город в проектах – особое пространство. Из-за того, что ролики короткие, у нас мало экранного времени для передачи его атмосферы. Нужно очень точно выбирать локации, которые сразу погрузят зрителя в ту самую обстановку. Хронометража хватает на один-два кадра, поэтому важно решить, какая это будет часть города, с какого ракурса мы ее увидим. Архитектура и природа должны сразу передавать, где ты находишься и что должен чувствовать.

Я очень тщательно продумываю эти моменты перед началом работы. В «Бесприданнице» – это набережная Костромы и дебаркадер, в «Мастере и Маргарите» – театр, в «Грозе» – купеческий городок на Волге. В «Шинели» мы показали холодный зимний Петербург, сделав его немного фантасмагоричным: вроде узнаваемый, но абстрактный город. В «Обломове», к примеру, зритель сразу должен понимать, что он в осеннем Петербурге, всего за один кадр. Для этого я выбрал Заячий остров и набережную, которая была в фильме «Несколько дней из жизни И. И. Обломова».

– Эти ролики во многом путешествие по русскому уездному городу XIX века. Насколько сложно было найти локации и сделать кадры, максимально приближенные к городскому укладу и обстановке того времени? 

– Те города XIX в., которые мы показываем, сложно найти в реальности, их осталось очень мало. Мы ограничены в движении камеры и направлениях, детали дорисовываем на графике. Я рад, что здания реставрируются, но множество домов и усадеб ушли безвозвратно. Улицы тоже выглядят иначе: раньше была брусчатка, а теперь везде асфальт. Мы с художниками часто кладем брусчатку поверх или ищем такие улочки по разным уголкам нашей страны.

– То есть тактильность и аутентичность реальных локаций ничем не заменить?

– Не заменить. Какие-то фильмы могут быть сняты с помощью павильонов и VR-эффектов, искусственного интеллекта. Но не найти такого реализма и жизни, как когда ты выходишь на улицу, берешь камеру и «ищешь» свой фильм. Не всегда перед началом съемок режиссер знает свою будущую работу от кадра до кадра, часто конечный вариант находится в процессе создания. Не с каждым фильмом можно нарисовать раскадровку с самого начала. Поэтому не все смогут полностью уйти в мир павильонов и технологий.

Дух времени

По словам Клима Шипенко, большую роль в передаче духа эпохи играют костюмы. Над историческими платьями, корсетами и подъюбниками в «Мастере и Маргарите» кропотливо работали 14 человек. Бывали ситуации, когда ткани и фурнитуру приходилось срочно доставлять из других городов, частных коллекций и даже архивных фондов.

– Москва vs Петербург. В ваших работах есть московские дворики Булгакова и холодный Петербург Гоголя. В чем для вас принципиальная разница в съемке этих двух городов-антиподов?

– Разницы нет. Вопрос всегда в том, какой из городов лучше подходит и соответствует литературному первоисточнику. Я люблю снимать и там, и там. «Шинель» мы снимали в Москве, потому что тот гоголевский Петербург уже трудно найти на реальных объектах без перекрытий улиц и компьютерной графики. Пришлось использовать декорации с большой дорисовкой. «Горе от ума» же мы снимали в Питере, потому что нужен был большой бальный зал, которых в Москве практически нет. На кадрах вы видите залы Мраморного дворца, который был возведен при Екатерине II.

– Какие места в Москве или других городах вдохновляют вас? Где вы чувствуете пульс города?

– Меня вдохновляет старый центр Москвы. Люблю гулять внутри Садового кольца и по старым арбатским переулкам. В Петербурге люблю набережные, улицу Белинского, Русский музей, конечно, моему сердцу дорога гостиница «Англетер».

– Как бы вы охарактеризовали свой авторский почерк? Есть ли какие-то визуальные или нарративные приемы, которые вы считаете своей «визитной карточкой»?

– Каждый фильм требует своих визуальных приемов и индивидуального подхода. Если провести аналогию, к каждой картине нужно подбирать свою палитру красок, у меня нет одного набора, которым я рисую все.

– Вы работаете в гибридных жанрах, смешивая историческую драму, романтику и экшен. Есть ли жанр, в котором вы еще не снимали, но очень хотели бы попробовать?

– Боевик или шпионское кино. Такого я еще не снимал: много экшена, все стреляют.

– Какой из проектов стал для вас самым большим личным вызовом, испытанием на прочность?

– «Салют-7» – самое большое испытание на прочность. Первый фильм с большим бюджетом: я чувствовал, что это мой шанс. Даже «Вызов» для меня был проще. Зоны комфорта в кино не существует, или я стараюсь ее избегать. Ведь когда тебе очень комфортно, ты начинаешь повторяться.

– Есть ли в вашей фильмографии проект, который вы, оглядываясь назад, сделали бы иначе? Возможно, другой финал, актерский выбор или режиссерское решение?

– Да. Свой первый фильм я бы сейчас так не сделал. Даже имея все те же вводные по бюджету и возможности, я все равно сделал бы его по-другому. На мой взгляд, получилось немного инфантильно. Мне было 23 года, я использовал чересчур много киноцитат, хотел показать всем свою насмотренность. В итоге желание показать себя пересилило желание рассказать историю. Но я не жалею: я был таким, каким был в том возрасте, – получилось горячее и молодое кино.

– В некоторых картинах вы выступаете как режиссер и одновременно как продюсер и сценарист. Насколько сегодня режиссер должен быть «архитектором» всего проекта?

– Я нечасто выступаю как продюсер, чаще как сценарист. Сегодня и всегда режиссер должен быть всем: архитектором, дизайнером, подрядчиком, прорабом. Тогда есть контроль и понимание, какой фильм получится. Иначе в нем будет много случайностей, а я люблю только подготовленные случайности.

– Если бы границ не существовало – ни бюджетных, ни технологических, какой фильм вы бы сняли?

– Фэнтезийный исторический мир. Фильм, который состоит из сложного фэнтезийного мира, подобно «Аватару». К сожалению, наша индустрия пока не позволяет создавать такие масштабные и сложные картины.

Самое популярное
Свободное время
Цирк, балет и много волшебства: как порадовать малыша в Новый год
Праздничные елки для самых юных зрителей
Свободное время
Елка для взрослых и царские куклы: куда пойти в выходные 6–7 декабря
Только интересные события в Москве
Культурный город
Геометрическое наследие: в Дохе открылся музей Макбула Фиды Хусейна
Проект индийского архитектора Мартанда Хосла основан на эскизе самого художника
Другие города
Архитектура, дизайн и урбанистика: главные события декабря
Отраслевые конференции и выставки в России и за рубежом
Другие города / Интервью
Надежда Замятина: «Если долго жил на Севере, на юг лучше уже не переезжать»
Директор Центра арктической и северной урбанистики – о жизни городов за полярным кругом
Наш город
Без колебаний: в столичном регионе сохранится аномально высокая температура
Превышение над климатической нормой составит пять градусов
Городская недвижимость
Стратегический актив: как репутация помогает девелоперам увеличить продажи
Почему авторитет бренда прямым образом влияет на рыночные позиции
Другие города
Архитектурный дайджест: греческая пивоварня, дом из пикселей и китайцы в Венеции
Что произошло в мире архитектуры на прошлой неделе
Другие города
Чудо на льду: в каких городах работают самые атмосферные катки мира
Площадки для популярного развлечения становятся яркими точками притяжения в зимних мегаполисах
Городская недвижимость
Портфель для инвестора: вложения в какую недвижимость принесут стабильный доход
Как защитить и приумножить свой капитал
Городская недвижимость
Курс на стабилизацию: рынок недвижимости адаптируется к новым условиям
Господдержка пока остается ключевым фактором устойчивости отрасли
Наш город
Человекоцентричный город
Почему интересы жителей должны определять развитие среды
Свободное время
Финал «Очень странных дел», продолжение Fallout и еще пять новых сериалов
Что смотреть на стримингах в конце осени и начале зимы
Культурный город
Глазами Дмитрия Донского: на Куликовом поле создадут новый музей
Исторический комплекс появится в Тульской области к 650-летию легендарной битвы
Городская недвижимость / Интервью
Недвижимость как медиапродукт: как вернуть сотрудников в офисы
Представители ВЭБ Центра – о перезагрузке деловых зданий и их неочевидных функциях