Клим Шипенко: «Выходишь на улицу, берешь камеру и «ищешь» свой фильм»
Режиссер фильмов «Вызов» и «Салют-7» – о местах съемок, переосмыслении классики и своих мечтахДля съемок фильмов, видеоклипов, рекламных роликов активно используются как декорации в павильонах, так и естественная городская среда и природные локации. При этом важно органично совместить технологии с историческим наследием и особенностями современных российских городов. В интервью «Ведомости. Городу» режиссер Клим Шипенко рассказал, где он находит локации для своих работ, чем Москва отличается от Санкт-Петербурга, насколько съемочный процесс может быть трудоемким даже при создании небольших промороликов.
– Сложно искать этот баланс. С одной стороны, нужно визуально сделать фильм так, чтобы он был на уровне лучших мировых примеров, а с другой – дать частицу русской души и человечности. Каждый раз я ищу этот баланс разными методами: работой с актерами, с камерой и с ракурсами, ставлю для себя эту задачу в процессе написания сценариев. Этот поиск всегда ювелирная ручная работа. Нет схемы, по которой делается фильм.
– Город в проектах – особое пространство. Из-за того, что ролики короткие, у нас мало экранного времени для передачи его атмосферы. Нужно очень точно выбирать локации, которые сразу погрузят зрителя в ту самую обстановку. Хронометража хватает на один-два кадра, поэтому важно решить, какая это будет часть города, с какого ракурса мы ее увидим. Архитектура и природа должны сразу передавать, где ты находишься и что должен чувствовать.
Я очень тщательно продумываю эти моменты перед началом работы. В «Бесприданнице» – это набережная Костромы и дебаркадер, в «Мастере и Маргарите» – театр, в «Грозе» – купеческий городок на Волге. В «Шинели» мы показали холодный зимний Петербург, сделав его немного фантасмагоричным: вроде узнаваемый, но абстрактный город. В «Обломове», к примеру, зритель сразу должен понимать, что он в осеннем Петербурге, всего за один кадр. Для этого я выбрал Заячий остров и набережную, которая была в фильме «Несколько дней из жизни И. И. Обломова».
– Те города XIX в., которые мы показываем, сложно найти в реальности, их осталось очень мало. Мы ограничены в движении камеры и направлениях, детали дорисовываем на графике. Я рад, что здания реставрируются, но множество домов и усадеб ушли безвозвратно. Улицы тоже выглядят иначе: раньше была брусчатка, а теперь везде асфальт. Мы с художниками часто кладем брусчатку поверх или ищем такие улочки по разным уголкам нашей страны.
– Не заменить. Какие-то фильмы могут быть сняты с помощью павильонов и VR-эффектов, искусственного интеллекта. Но не найти такого реализма и жизни, как когда ты выходишь на улицу, берешь камеру и «ищешь» свой фильм. Не всегда перед началом съемок режиссер знает свою будущую работу от кадра до кадра, часто конечный вариант находится в процессе создания. Не с каждым фильмом можно нарисовать раскадровку с самого начала. Поэтому не все смогут полностью уйти в мир павильонов и технологий.
Дух времени
По словам Клима Шипенко, большую роль в передаче духа эпохи играют костюмы. Над историческими платьями, корсетами и подъюбниками в «Мастере и Маргарите» кропотливо работали 14 человек. Бывали ситуации, когда ткани и фурнитуру приходилось срочно доставлять из других городов, частных коллекций и даже архивных фондов.
– Разницы нет. Вопрос всегда в том, какой из городов лучше подходит и соответствует литературному первоисточнику. Я люблю снимать и там, и там. «Шинель» мы снимали в Москве, потому что тот гоголевский Петербург уже трудно найти на реальных объектах без перекрытий улиц и компьютерной графики. Пришлось использовать декорации с большой дорисовкой. «Горе от ума» же мы снимали в Питере, потому что нужен был большой бальный зал, которых в Москве практически нет. На кадрах вы видите залы Мраморного дворца, который был возведен при Екатерине II.
– Меня вдохновляет старый центр Москвы. Люблю гулять внутри Садового кольца и по старым арбатским переулкам. В Петербурге люблю набережные, улицу Белинского, Русский музей, конечно, моему сердцу дорога гостиница «Англетер».
– Каждый фильм требует своих визуальных приемов и индивидуального подхода. Если провести аналогию, к каждой картине нужно подбирать свою палитру красок, у меня нет одного набора, которым я рисую все.
– Боевик или шпионское кино. Такого я еще не снимал: много экшена, все стреляют.
– «Салют-7» – самое большое испытание на прочность. Первый фильм с большим бюджетом: я чувствовал, что это мой шанс. Даже «Вызов» для меня был проще. Зоны комфорта в кино не существует, или я стараюсь ее избегать. Ведь когда тебе очень комфортно, ты начинаешь повторяться.
– Да. Свой первый фильм я бы сейчас так не сделал. Даже имея все те же вводные по бюджету и возможности, я все равно сделал бы его по-другому. На мой взгляд, получилось немного инфантильно. Мне было 23 года, я использовал чересчур много киноцитат, хотел показать всем свою насмотренность. В итоге желание показать себя пересилило желание рассказать историю. Но я не жалею: я был таким, каким был в том возрасте, – получилось горячее и молодое кино.
– Я нечасто выступаю как продюсер, чаще как сценарист. Сегодня и всегда режиссер должен быть всем: архитектором, дизайнером, подрядчиком, прорабом. Тогда есть контроль и понимание, какой фильм получится. Иначе в нем будет много случайностей, а я люблю только подготовленные случайности.
– Фэнтезийный исторический мир. Фильм, который состоит из сложного фэнтезийного мира, подобно «Аватару». К сожалению, наша индустрия пока не позволяет создавать такие масштабные и сложные картины.