Константин Майор: «В рекламе важно использовать культурный код»

Генеральный директор Maer Group Константин Майор – о том, как меняется российский рекламный рынок
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Массовый уход западных компаний из России перекроил и рекламный рынок. Как долго будет длиться переходный период, сколько времени нужно, чтобы раскрутить новую марку, и причем тут любовь россиян к маме и русской зиме – об этом в интервью «Ведомости. Городу» рассказал генеральный директор Maer Group Константин Майор.

- Константин, вы работаете в наружной рекламе. Принято считать, что реклама, как зеркало, отражает потребительский рынок и настроения людей. Что вы сейчас видите в этом зеркале? 

- Мы видим в отражении этого зеркала «эффект губной помады» (феномен в экономике, согласно которому во время финансового кризиса женщины экономят на дорогостоящих товарах, но не на косметике. – «Ведомости. Город»), когда каждый покупает для себя приятные мелочи. Но постепенно этот эффект отходит на второй план, потому что на фоне резкого падения потребительского спроса в I квартале 2022 г. сейчас спрос начинает расти. Автомобильные продажи выросли на 112% (в мае 2023 г. по сравнению с маем 2022 г., по данным Ассоциации европейского бизнеса. – «Ведомости. Город»). Продажи непродовольственных товаров увеличились почти на 5%, а розничные продажи – на 2,3%.

Активизация потребительской активности привела к тому, что многие российские и иностранные компании развернули активную рекламную деятельность. И хотя многие транснациональные гиганты покинули Россию, им на смену пришли бренды из Китая и других дружественных стран. Завод «Москвич», который в прошлом году запустил производство китайских автомобилей под одноименным брендом, вступил в борьбу за клиента и наращивает свои рекламные активности. 

- Какие каналы коммуникации с клиентом пользуются наибольшей популярностью у рекламодателей? 

- В первую очередь диджитал-каналы. Рынок наружной цифровой рекламы вырос на 20%. Большие экраны, большие фасады – это то, что сегодня дает новый толчок роста для бизнесов в целом.

-  А какие компании чаще всего используют для продвижения своих товаров и услуг цифровую рекламу? 

- В первую очередь те, кто сегодня выводит новую категорию товаров и новые бренды на рынок. Чтобы вывести на рынок новую автомобильную марку, нужно потратить от двух до трех лет. А на новый бренд продукта питания уйдет один год. И все это время нужно вкладываться в рекламу, чтобы нащупать свою нишу и найти путь к сердцу клиента. 

- Уход многих иностранных компаний привел к переделу рынка, поэтому оставшиеся игроки стали активно вкладываться в рекламу, чтобы занять новые для себя ниши. Как долго продлится этот тренд? 

- Думаю, что два-три года. Конкуренция на рынке сейчас очень высокая: на замену одному крупному европейскому бренду приходят два-три российских или иностранных из дружественных стран. Потребитель только и успевает переключаться с одного бренда на другой. Например, за последнее время на российский рынок вышло несколько марок китайских автомобилей, и все хотят их протестировать.

- Повлиял ли на рекламный рынок уход таких крупных площадок, как Facebook и Instagram (принадлежат Meta, которая признана в РФ экстремистской и запрещена)? 

- Конечно, рынку пришлось сильно перестроиться. Но остался ряд каналов коммуникации, сравнимых по охвату с телевидением. И главное – они являются носителями культурного кода, который иностранцам непонятен. 

Иностранные компании, как правило, вкладывают в рекламу свои ценности, а они не всегда находят отклик у российского потребителя. Важно создавать тот контент, который отражает ценности россиян, их любовь к маме, к своей семье, к русской зиме. 

- Россия – очень большая страна. Нужно ли учитывать в рекламе региональные особенности?

- Да, в рекламе стоит учитывать культурный код каждого региона. Когда я только начинал заниматься рекламным бизнесом, нашим клиентом был маленький производитель пива с Урала. Поэтому в нашей рекламной кампании мы сделали акцент на уральский колорит. Каждый регион России богат своими особенностями, и грех это не использовать. Например, федеральный российский банк может снять отдельную рекламу для жителей Казани, Сочи и Владивостока. И это будет три разных рекламных ролика, в которых будут отражены общие для всех россиян ценности, но при этом будут учтены местные особенности. Реклама, которая правильно использует культурный код, наиболее близка потребителю.

Самое популярное
Другие города
Архитектурный дайджест: лунная башня, библиотека возле океана и бар из акрила
Что произошло в мире архитектуры на прошлой неделе
Наш город
Зима уже близко: на выходных в столичный регион придут холода с метелью
Метеорологи прогнозируют резкое ухудшение погоды в ночь на субботу
Наш город / Мнение
Маршрутами Гиляровского
Как отразилось прошлое, настоящее и будущее столицы в творчестве писателя и краеведа
Свободное время
Между реальностью и фантазией: как побывать на новогодней сказке
Подборка праздничных шоу для детей и подростков
Свободное время
Черная семейная комедия, новая жизнь Деревянко и еще пять кинопремьер декабря
Что смотреть в кинотеатрах в начале зимы
Свободное время
Куда пойти в декабре: афиша самых интересных мероприятий в городах России
Как провести свободное время в конце года
Свободное время
Грузинский пир, русская сказка и диско-гламур: где и как встретить 2026 год
Рестораны столицы предлагают не просто ужины, а готовые концепции праздника
Наш город
До зимы еще далеко: на выходных в Москве ожидается кратковременный снег
Но формирование полноценного снежного покрова не предвидится
Наш город
Реквием по «Патрикам»: почему самый модный район Москвы теряет популярность
Как возникает и почему угасает востребованность городских локаций
Свободное время
Цирк, балет и много волшебства: как порадовать малыша в Новый год
Праздничные елки для самых юных зрителей
Свободное время
Елка для взрослых и царские куклы: куда пойти в выходные 6–7 декабря
Только интересные события в Москве
Культурный город
Геометрическое наследие: в Дохе открылся музей Макбула Фиды Хусейна
Проект индийского архитектора Мартанда Хосла основан на эскизе самого художника
Другие города
Архитектура, дизайн и урбанистика: главные события декабря
Отраслевые конференции и выставки в России и за рубежом
Другие города / Интервью
Надежда Замятина: «Если долго жил на Севере, на юг лучше уже не переезжать»
Директор Центра арктической и северной урбанистики – о жизни городов за полярным кругом
Наш город
Без колебаний: в столичном регионе сохранится аномально высокая температура
Превышение над климатической нормой составит пять градусов