Офисная миграция

Перспективы российского офисного ПО
Freepik
Freepik

В прошлом году разработчик самого популярного офисного пакета – Microsoft Office ушел из России. Для российских компаний это означает отсутствие техподдержки продуктов и невозможность оперативно решить технические проблемы: приобретенные программы не будут обновляться, а ошибки, соответственно, исправляться. Это приводит к резкому росту угроз информационной безопасности. Поэтому в 2022–2023 гг. резко ускорились темпы перехода на отечественные офисные решения. О том, как их разрабатывают и внедряют в реальном секторе экономики, «Ведомостям» рассказали Павел Калякин, генеральный директор «МойОфис», и Евгений Абакумов, директор по IТ Госкорпорации «Росатом».

Утверждения о том, что в России нет достойных альтернатив иностранным программным решениям, скоро уйдут в прошлое. Реестр отечественного ПО, который ведет Минцифры РФ, сегодня насчитывает свыше 16 400 продуктов от 5900 правообладателей. В него входят продукты разных классов, но для большинства организаций, очевидно, наибольший интерес представляют программы для типовой работы с документами.

Крупнейшим российским вендором офисного ПО является «МойОфис». На решения «МойОфис» уже перешло свыше 8000 российских коммерческих организаций и государственных структур, а выручка компании в 2022 г. превысила 3,3 млрд руб. Компания развивает собственную экосистему офисных решений, доступных на всех популярных платформах. Сегодня в нее входят средства для редактирования документов, совместной работы и создания частных облаков, две почтовые системы, а также единое цифровое рабочее пространство Squadus.

«Разработка современного офисного ПО требует большого количества времени, высококвалифицированных программистов, умеющих применять современные технологии и имеющих представление о потребностях пользователей»

Павел Калякин
Генеральный директор «МойОфис»

«При этом большой бюджет не единственное ограничение: российский IТ-рынок сегодня испытывает кадровый голод, отрасли не хватает более 1 млн специалистов», – сказал Павел Калякин.

Кроме того, создание сложных IТ-продуктов еще и требует больших временных затрат. Павел Калякин добавил, что «разработка Squadus заняла три года и в нее было вовлечено более 50 сотрудников. Squadus – продукт нового класса, он позволяет консолидировать информационные потоки внутри организации и обеспечить тем самым непрерывность бизнес-процессов: он избавляет сотрудников от необходимости искать информацию в бесчисленных чатах и использовать различные программы для написания сообщений, проведения онлайн-встреч и управления массивом разрозненных корпоративных файлов».

Не забывает компания и о частных пользователях, для которых компания предлагает бесплатные настольные и мобильные продукты.

Миграционные сложности

При смене ПО могут возникать проблемы. Чаще всего заказчики сталкиваются с несовместимостью форматов файлов, что затрудняет обмен документами. И часто в таких случаях заказчику без участия российского производителя просто не обойтись. Например, если в организации использовались средства офисной автоматизации (макросы), то при миграции с Microsoft Office возникнут проблемы. Дело в том, что технология Visual Basic for Applications (VBA), которая применяется в иностранном ПО, является проприетарной и ее нельзя просто перенести в отечественное ПО. Это означает, что заказчику придется переписывать макросы на альтернативный язык, например на Lua. 

Другая сложность заключается в том, что офисные пакеты разных вендоров часто различаются набором функций, а их интерфейсы могут быть непонятны новым пользователям, которым может требоваться некоторое время на привыкание к новым продуктам. Это, в свою очередь, означает, что при переходе организации на альтернативные решения может временно снижаться эффективность работы. Поэтому помимо внедрения возникает необходимость еще и обучить персонал.

Если подрядчики или какие-то члены команды продолжают работать с другим офисным пакетом, то в любой момент могут возникнуть сложности, связанные с несовместимостью форматов.

В этой связи интересен кейс «Росатома», который с 2019 г. реализует программу «Цифровое импортозамещение» и прямо сейчас мигрирует из одной офисной системы в другую.

«Главной целью программы является отказ от продуктов иностранных вендоров в пользу отечественных технологий. В рамках программы одним из крупнейших по количеству пользователей проектов стал перевод сотрудников на импортонезависимое типовое рабочее место (ТАРМ). ТАРМ включает в себя ряд необходимых для работы систем, программ и сервисов: ОС, офисный пакет, видеоконференц-связь, антивирус, систему защиты от несанкционированного доступа, браузер и т. д. За время программы было переведено более 95 000 рабочих мест пользователей»

Евгений Абакумов
Директор по IТ Госкорпорации «Росатом»

«Росатом» работает с большим количеством конфиденциальной и секретной информации. По словам Евгения Абакумова, решения «МойОфис» позволили организовать работу компании в собственном облачном пространстве без риска подпасть под ограничения регуляторов или сервис-провайдеров. Информационная безопасность уже заложена на уровне архитектуры продуктов, что позволяет контролировать данные и обеспечивает защиту от утечек информации. В техподдержке, говорит Евгений Абакумов, вендор оказывает сервисные услуги по классической схеме, включающей в себя первую и вторую линии, а также экспертную поддержку для решения нестандартных инцидентов. 

Для корпорации на этапе выбора российского ПО также было важно, что продукты «МойОфис» имеют регистрацию в реестре отечественного ПО. Кроме того, у вендора была дорожная карта развития софта, что повышает прозрачность взаимодействия с заказчиком. По словам Евгения Абакумова, компания «МойОфис» уже реализовала ряд дополнительных функций по запросам сотрудников атомной отрасли.

В структуре «Росатома» находятся предприятия, которые относятся к критической информационной инфраструктуре (КИИ) атомной отрасли. Это означает, что корпорация обязана обеспечивать непрерывную работу всех подразделений в любой ситуации, поэтому необходимо использовать безопасные и импортонезависимые IТ-решения, говорит Евгений Абакумов. С помощью линейки продуктов «МойОфис» компания планирует построить экосистему для совместной и удаленной работы, альтернативную иностранным решениям. По словам эксперта, эта задача полностью соответствует повестке по достижению технологической независимости объектов КИИ в «Росатоме»: к 2024 г. их IТ-инфраструктура должна состоять исключительно из отечественных компонентов.

Программа «Цифровое импортозамещение» в «Росатоме» началась около четырех лет назад и сейчас реализуется в рамках программы для достижения полной независимости в ПО, говорит Евгений Абакумов. Специалисты компании «МойОфис», по словам эксперта, принимают участие в процессе перехода от использования в табличном редакторе макросов, построенных на проприетарном языке программирования Visual Basic, в сторону открытого языка программирования Lua, который реализован в редакторе «МойОфис».

«Замена любого ПО на автоматизированном рабочем месте (АРМ) сотрудника требует предоставления ему привычного функционала и интерфейса, который позволит бесшовно продолжать выполнять свои обязанности. Функционал офисного пакета «МойОфис» решает эту задачу, а для быстрой адаптации работы с новым интерфейсом предусмотрены обучающие курсы для сотрудников, которые были разработаны госкорпорацией совместно с Корпоративной академией «Росатома» и вендором», – рассказывает Евгений Абакумов.

Программа обучения сотрудников, чьи АРМ переводятся на импортонезависимое ПО, предусматривает несколько сценариев. Для тех, кто работает удаленно, доступны обучающие видеоролики, а на рабочем столе размещены инструкции и краткие памятки. Для желающих получить углубленные знания офисного пакета, включающие работу с макросами, организовано онлайн-обучение с привлечением экспертов вендора, говорит Евгений Абакумов. Дополнительно для каждого сотрудника проводится инструктаж в момент перевода рабочего места на новое ПО. Поэтому, даже если сотрудник не успел пройти дистанционное обучение, информации достаточно, чтобы продолжить полноценно работать.

По словам Евгения Абакумова, при выборе отечественных решений «Росатом» столкнулся с отсутствием у вендоров готовых продуктов, удовлетворяющих необходимым функциональным требованиям, а также с недостаточной гибкостью производителей в части дорожной карты развития продуктов. Тем не менее в рамках партнерства с «МойОфис» эти проблемы удалось решить. «Мы выбрали продукты «МойОфис» за их функциональность, доступную стоимость, а также гибкие настройки и легкость в освоении. Безусловно, есть ряд издержек, но сейчас это вынужденная мера, с которой столкнулись все компании в рамках замены иностранных решений отечественными», – говорит Евгений Абакумов. Одним из ключевых требований «Росатома» была совместимость с российскими дистрибутивами операционной системы, а использование пакета «МойОфис» возможно на рабочих местах под управлением отечественных ОС, что является несомненным преимуществом перед MS Office. «Данный пакет поддерживает работу защищенных ОС, а макрокоманды на Lua в отличие от VBA могут выполняться независимо от операционной системы, – отмечает эксперт. – Такое сотрудничество взаимовыгодно».