Говори и показывай

IТ-компании выводят на рынок собственные платформы видеоконференц-связи
Freepik
Freepik

В 2022 г. в России появилось не меньше двух десятков новых сервисов видеоконференц-связи (ВКС). Все они обладают схожим набором технических характеристик, и все же каждая платформа сохраняет свою индивидуальность, делая ставку на определенные качества: устойчивость связи, интеграцию с внешними сервисами или то, что принято назвать бьютификацией.

Поиск связного

Пандемия COVID-19 стала мощнейшим стимулом развития платформ ВКС. Но если маски ушли в прошлое, то гибридный формат работы и встречи по видеосвязи сохранились. В прошлом году Logitech и Аналитический центр НАФИ опубликовали исследование «Гибридный формат работы как тренд на ближайшие годы», из которого следует, что 52% компаний, имеющих оборудование для ВКС, использует его 1–3 раза в неделю, а 24% – 4–7 раз в неделю.

По данным MarketsandMarkets, объем мирового рынка видеоконференций будет расти в среднем на 19,7% в год и к 2026 г. достигнет $22,5 млрд. Объективной оценки платных услуг ВКС на российском рынке за 2022 г. нет из-за ощутимых изменений на нем, связанных с уходом крупных иностранных игроков. По итогам 2020 г. он оценивался в 2,5 млрд руб.

В начале 2020-х гг. Zoom стал едва ли не аналогом понятия ВКС подобно тому, как когда-то все копировальные машины назывались ксероксами. Однако продажи профессиональной версии Zoom в прошлом году были прекращены, а функционал бесплатной версии устраивает не всех пользователей. Кроме того, многие компании и организации уже не могут пользоваться иностранными платформами из соображений безопасности. За 2022 г. сервисы ВКС от российских разработчиков заняли больше 50% рынка, а согласно исследованию МТС, мобильный трафик иностранных сервисов ВКС в России упал на 19%, в то время как трафик отечественных платформ вырос на 41%. В отсутствие конкурентов российские компании получили шанс разработать собственные платформы, максимально адаптированные к современным запросам пользователей ВКС.

«Бизнесу необходима интеграция ВКС с офисными и корпоративными приложениями. Заметен тренд и на встраивание ВКС в клиентские приложения в области телемедицины, образования, банкинга, ритейла. С ростом количества сценариев использования ВКС также кратно растут и требования, которым решение должно удовлетворять, приходится очень быстро подстраиваться под новые интересные запросы», – говорит Дмитрий Харитонов, генеральный директор Группы «Иннотех». 

Аналогов всем известных Zoom и Microsoft Teams в России достаточно много благодаря тому, что есть бесплатные продукты, которые позволяют создавать эти самые сервисы, считает Дмитрий Одинцов, директор по развитию TrueConf. «Существует много систем, которые основаны на open-source. Это позволяет различным организациям достаточно оперативно запускать свои собственные ВКС-сервисы. Из крупных игроков можно выделить SberJazz и «Яндекс.Телемост», потому что эти компании изначально обладали потенциалом, чтобы вложиться в инфраструктуру и серверы, которые требуют больше всего расходов. Когда люди используют бесплатные конференции, за них все равно кто-то платит. Вопрос лишь в том, сколько этот кто-то готов платить и как долго он готов это делать. Большие игроки, как «Яндекс» и «Сбер», обладают нужными ресурсами», – считает Дмитрий Одинцов.

Рост числа продуктов со схожими характеристиками запустил конкуренцию между ними. Каждый производитель пытается нащупать основные потребности пользователя и сделать ставку именно на них.

Например, видеовстречи в «Яндекс.Телемосте» не ограничены по времени. Сервис TrueConf предлагает своим пользователям дистанционно управлять рабочим столом во время конференции и транслировать встречу в YouTube и «VK Видео». У Webinar Group вообще есть своя экосистема сервисов, одни из которых работают для организации виртуальных мероприятий (COMDI), другие – для проведения вебинаров (Webinar), смешанного обучения (WeStudy) или онлайн-встреч.

Все продукты на рынке ВКС можно разделить на те, которые были запущены до 2022 г., и те, которые появились после ухода иностранных конкурентов. К первым относятся «Яндекс.Телемост» или Jazz by Sber. Теперь они адаптируются к новым условиям, меняют маркетинговую стратегию, перестают быть нишевыми, выходят на массовую аудиторию. Изначально Jazz позволял всем желающим создавать и проводить видеоконференции до 100 человек без ограничений по времени, совершать бесшовный перевод звонков между устройствами и включать демонстрацию экрана у всех участников. В 2022 г. на платформе можно было проводить вебинары уже на аудиторию до 2000 человек при 100 выступающих.

Ко второй группе можно отнести проект DION, сервис видеоконференций с гибридной облачной инфраструктурой, который запустила в прошлом году компания Т1.

Дорога в облака

В ближайшее время сфера ВКС явно будет развиваться в сторону облачных сервисов. Облачные сервисы получают больше инвестиций и развиваются стремительнее серверных решений. Облачный сервис дешевле и проще поддерживать, в нем удобнее получать обновления.

Еще одним направлением для развития станет унификация ВКС с другими рабочими инструментами. «Корпоративные пользователи привыкли к удобству, доступному в рамках объединенных или унифицированных коммуникаций в одном окне: ВКС, чаты, звонки, обмен файлами, полная интеграция с корпоративными системами. Именно это и будет основным направлением развития данного класса систем», – считает Дмитрий Харитонов.

Высоким спросом, как выяснилось, пользуются встроенные в ВКС сервисы бьютификации – изменения своего внешнего вида или помещения. Скажем, функция размытого фона позволяет не раскрывать все подробности состояния своего офиса. В январе Zoom опубликовал статистику, из которой следует, что 26% пользователей сервиса используют виртуальный фон, а 19% – размытый.

К бьютификации относятся и имитация студийного освещения, а также интеллектуальное шумоподавление. 

«Мы не забываем о комфорте и самовыражении пользователей – например, одними из первых внедрили анимированные цифровые аватары в звонки, сделали своего рода шаг в сторону виртуальной вселенной», – рассказали в пресс-службе «ВКонтакте».

Еще одно важное направление развития – встраивание в платформу ВКС функции распознавания голоса и генерация текстового файла с содержанием встречи. Технологии распознавания речи на русском языке еще уступают возможностям сервисов по расшифровке английского языка, но догоняют семимильными шагами.

Но все же ключевым параметром оценки ВКС остается безопасность, считают в TrueConf. «Когда вы общаетесь через любой сервис связи, вы фактически отдаете свою видеоконференцию кому-то, чтобы вам не говорили про защиту данных. Если конференция может быть записана на сервере, это означает, что файл будет там лежать. Кто к нему имеет доступ, вы не знаете. Безопасность – краеугольный камень ВКС-проектов для крупного и среднего бизнеса», – рассказывает Дмитрий Одинцов. Если же организация не готова отдавать свои данные, есть альтернатива – корпоративные системы ВКС, когда все серверы находятся внутри контролируемого периметра. Но в этом случае нужно вложиться не только в покупку ПО, но и в железо, камеры и мониторы, а также в персонал, который будет обслуживать весь функционал.