Композиция «Московские окна». Татьяна Дидковская. 2018. Шамот, глазури; редукция. Из коллекции автора
Время

Почему растет интерес к керамике?

Выставка «Керамика. Парадоксы»

Подробности – на выставке в музее-заповеднике «Царицыно»

Д авно питаете страсть к керамике? Или только присматриваетесь к ней? Или вообще не считаете ее предметом серьезного обсуждения? Масштабная выставка «Керамика. Парадоксы» в Царицыне призвана развенчать расхожие мифы и показать этот вид декоративно-прикладного искусства во всем его необыкновенном разнообразии. Не исключено, что она подвигнет вас на коллекционирование или даже на собственные керамические опусы.

«После пандемии мир уже не будет прежним» – эти слова мы чаще слышим в негативном контексте. Тем не менее у медали всегда две стороны. Внезапно оказавшись запертыми в своих домах (квартирах, на дачах, виллах и в резиденциях), мы с особым пристрастием стали вглядываться в окружающее нас пространство. И, возможно, именно благодаря карантину кто-то из нас впервые остро ощутил потребность в том, чтобы сделать это пространство не просто модным и отвечающим актуальным дизайнерским трендам, но еще и теплым, уютным, дружелюбным – одним словом, таким, чтобы в нем, как в ковчеге, можно было с комфортом – и физическим, и эстетическим – переносить любые внешние бури.

Фото слева: Скульптура «Колесо фортуны». Юрий Малыгин. 2017. Шамот; дымление, дровяной обжиг. Из коллекции автора. / Фото справа: Композиция «Реставрация». Александр Задорин. 1981. Шамот; роспись эмалями, глянцгольд. Государственный музей-заповедник «Царицыно»Выставка «Керамика. Парадоксы»

Среди прочего многие обратили внимание на керамику. По крайней мере, как свидетельствует со слов своих европейских коллег Татьяна Пунанс, художник, куратор выставки в Царицыне, продажи керамических изделий возросли. «Людям все время нужна какая-то доза эмоциональных впечатлений, какой-то радости. И если они не могут, допустим, поехать на море, но могут купить себе красивую штуку в дом, то это тоже радость», – полагает Татьяна.

Справедливости ради стоит сказать, что волна интереса к керамике начала подниматься еще за несколько лет до локдауна. Недаром то же Царицыно объявило 2019-й Годом керамики и отметило его пятью разнообразными выставками, а также появлением «керамических пикников» – своеобразных парковых мини-выставок, где авторы и посетители могут запросто свести знакомство друг с другом, в том числе на предмет будущих заказов.

«Эпитафия». Михаил Копылков. 1987. Шамот, соли, эмали, глазури. Из коллекции автораВыставка «Керамика. Парадоксы»

Нынешняя масштабная экспозиция музея продолжает и венчает эту тему. По замыслу кураторов она показывает необыкновенное разнообразие форм, жанров и сюжетов, в которых может воплощаться керамика, и помогает посетителям в этом разнообразии сориентироваться.

«В понимании большинства ряд вещей, которые демонстрируются у нас, – вообще не керамика», – поясняет Татьяна Пунанс. И действительно, многие ассоциируют этот материал в основном с кружкой, кувшином или свистулькой. А как насчет панно, керамических пластов или даже садовой мебели? Те, кто бывал в Абрамцеве, наверняка восхищался фантастическими каминными изразцами и знаменитой майоликовой скамьей работы Врубеля. Но ведь чем-то подобным – какими-то уникальными архитектурными и дизайнерскими элементами, деталями, панно или скульптурами – возможно украсить и свое собственное жилище, обратившись, например, к современным художникам-керамистам, чьи работы сейчас представлены в Царицыне. И ваш дом заиграет совершенно новыми красками.

«Даже если человек купит авторскую посуду, его жизнь изменится, – уверяет Татьяна. – В Азии, да и в Европе в приличных семьях вообще не принято иметь заводскую посуду на столе. Ты же индивидуальность, личность! Как такая важная вещь, с которой ты встречаешься столько раз в день, может быть безликой! Посуда должна быть персонифицирована – либо сделана самим тобой, либо куплена у очень серьезного автора».

Композиция «Мастерская». Александр Задорин. 1977–1979. Шамот, окислы, ангобы, глазурь, дерево; роспись. Елагиноостровский дворец-музей декоративно-прикладного искусства и интерьера. / «Подснежники». Василий Шлычков. Керамика. Шамот глазури. Из коллекции автораВыставка «Керамика. Парадоксы»

Безусловно, чтобы сформировать свой вкус и найти своего автора, нужно как можно больше «смотреть» керамику: обойти массу мест, от хендмейд-маркетов и ярмарок до галерей, музеев и выставок. И в этом смысле Царицыно может послужить хорошей школой, поскольку предлагает вниманию посетителей произведения самого высокого художественного уровня.

Все экспонаты распределены по 10 залам, начиная с древних мифологических образов, воплощенных в глине, и заканчивая символической дровяной печью-ноборигама и работами, реально обожженными в такой печи (она построена в маленьком городке Гаврилов-Ям, который уже на протяжении нескольких лет становится местом «слета» лучших керамистов планеты).

«Сосуды». Елена Хлендовская. 2007. Глина красная, ангобы. Из коллекции автораВыставка «Керамика. Парадоксы»

Значительный массив экспозиции составляют вещи, созданные во второй половине XX века, в том числе членами известной ленинградской арт-группы «Одна композиция». Но есть и зал «Большие имена» с шедеврами Пабло Пикассо и Фернана Леже, Александра Головина и Михаила Врубеля. Среди участников выставки – лучшие современные российские авторы: Михаил Копылков, Николай Туркин, Владимир Цивин, Марина Степанова-Ланская, Татьяна Бригадирова, Елена Скворцова. «Простые» и «непростые» вазы и кувшины, мелкая пластика и живопись на керамических пластах, сложные многопредметные композиции и инсталляции на самые разные темы, от милых зарисовок природы до серьезных размышлений о религии, экологии, глобализации…

Фото слева: «Бюст». Николай Туркин. Гжель. 2018. Фарфор, цветные пигменты, матовое золото; авторское литьё, роспись надглазурная и подглазурная. Из коллекции Петра Гордеева / Фото справа: Композиция «Сюртук Роберта Бёрнса и платье Джин Армор». Михаил Копылков. 1996, 2009. Шамотная масса, глазури, металлическая рама; деколь. Из коллекции автораВыставка «Керамика. Парадоксы»

В названии выставки недаром есть слово «парадоксы»: кажущийся хрупким материал на самом деле может быть очень прочным – как, например, столовый гарнитур Виктора Николаева, почти год служивший по своему прямому назначению в Царицынском парке. «Это что – тоже керамика?» – наиболее частый вопрос тех, кто впервые видит смятые «пластиковые» бутылки, туфли, окурки и пачки из-под сигарет в композиции Анастасии Чариной «Береговая линия» или же потрясающую «костюмную пару» – «Сюртук Роберта Бернса и платье Джин Армор» работы Михаила Копылкова.

«Береговая линия». Анастасия Чарина. 2019. Шамот глазури. Из коллекции автораВыставка «Керамика. Парадоксы»

«Мне кажется, керамика всемогуща. И она удивительно соразмерна человеку. Керамика может быть предметом высокого искусства и в то же время – частью вашего дома, вашего повседневного быта», – говорит куратор Юлия Киселева, приглашая в зал «Эволюция вазы», где разворачивается «красноречивый» спор об утилитарности и декоративности, о пользе и красоте. «Когда вы обзаводитесь своим домом, у вас появляется первая ваза: вам просто надо куда-то поставить цветы. И вам важно, чтобы букет с вазой составляли единое целое. Но в какой-то момент в вашей жизни появится ваза, которая вообще не будет нуждаться в букете. Она будет настолько хороша сама по себе, что утилитарная функция уйдет на второй план. А дальше может быть история с вазой, которая лишена утилитарной функции в принципе, – тут Юлия обращает внимание на будто состоящую из цветных обручей вазу Людмилы Крутиковой и лежащую «амфору» Галины Антиповой. – Эти вещи уже совсем про другое – про ваши впечатления, про вашу радость».

Фото слева: «Письмо». Василий Шлычков. 2019. Шамот, глазури. Из коллекции автора. / Фото справа: Ваза «Уровни». Людмила Крутикова. 2014. Шамот глазури. Из коллекции автораВыставка «Керамика. Парадоксы»

Да, радость, а еще восторг, удивление и… желание потрогать, обнять, немедленно купить – такие чувства наверняка испытают многие посетители выставки. Вероятно, предвидя этот эффект, кураторы предложили художникам сделать небольшие капсульные коллекции, и в сувенирной лавке музея теперь запросто можно приобрести какую-нибудь «безделушку» от топового автора – допустим, нежнейшую фарфоровую чашку Татьяны Бригадировой. «Это хороший способ начать коллекционировать керамику, – говорит Юлия Киселева. – К тому же сейчас довольно легко познакомиться с художниками. Все они представлены в соцсетях и весьма активно общаются с поклонниками».

Ну а если вы сами захотите стать автором, почему не попытаться реализовать свое желание? «Как преподаватель с большим стажем, могу сказать, что, если у вас есть талант, он будет мучить вас всю жизнь, пока не проявится, – говорит Татьяна Пунанс, которая является также создателем частной Школы керамики. – Где-то в возрасте 40 лет многие люди позволяют себе изменить судьбу, они идут учиться и чувствуют себя счастливыми».

Конечно, тут не должно быть иллюзий – за подлинными шедеврами стоит не только яркая творческая личность и хорошее образование, но и годы кропотливой работы. Впрочем, если чувствуете в себе силы, вперед!

Выставка «Керамика. Парадоксы» работает в музее-заповеднике «Царицыно» до 27 июня.

Людмила Буркина

Читайте также