Платья с судьбой
Юсуповы были одной из богатейших семей Российской империи: имения, земли, заводы, рудники, – рассказывает наш коллега, журналист и блоггер Кирилл Вишнепольский. – В описи имущества петербургского дворца князей на Мойке, составленной в 1920-х, значится более 45 тысяч предметов художественной ценности. Были в этом списке и платья последних княгинь Юсуповых – Татьяны Александровны и ее дочери Зинаиды Николаевны.
Увы, капиталы семьи не обеспечили Татьяне Александровне спокойную и долгую жизнь. Хотя поначалу ничто не предвещало трагедий.
Татьяна родилась в 1829 году в семье графа Александра Рибопьера и была названа в честь бабушки, Татьяны Васильевны Юсуповой. Еще девочкой-подростком она увлеклась двоюродным братом – тоже Юсуповым, молодым князем Николаем Борисовичем (в герметичном дворянском сообществе такие романы не были редкостью).
Со временем подростковое увлечение переросло в любовь, которая надолго расколола высший свет Империи. Мать Николая, княгиня Зинаида Ивановна, была решительно против союза кузенов – и в 1854 году отослала сына в Тифлис (при пособничестве самого императора Николая I).
Отец Татьяны, напротив, желал дочери счастья и спустя два года уговорил нового императора Александра II дать разрешение на этот брак. 26 сентября Татьяна и Николай обвенчались в селе Бутурлино Юхновского уезда (сейчас это Калужская область). Невесте было 27 лет, жениху – 29.
Почему свадьба прошла в глуши? Император-императором, а Святейший Синод по-прежнему был против союза близких родственников и даже возбудил дело о незаконном венчании. Молодым супругам пришлось уехать за границу. Тем не менее, Татьяна была счастлива. В те годы она носила светлые платья и блистала при дворе Наполеона III.
Фридрих Карл Александр, принц Прусский, писал Николаю Юсупову: «Я с самого ее детства испытываю самый живой интерес к княгине, Вашей жене, и я прошу Вас свидетельствовать ей, что меня вдохновило известие об этом счастливом союзе».
«Испытываю живой интерес к Вашей жене»? Куртуазный век, нам не понять.
Спустя два года, когда страсти поутихли, Юсуповы вернулись в Петербург. Татьяна родила дочь Зинаиду, потом сына Бориса – и тут счастье будто отвернулось от нее. Двухмесячный Борис умер от скарлатины; разрушенная горем княгиня начала болеть, чахнуть.
Ни морские купания в Ницце, ни горный воздух Швейцарии не помогли. Да и как они могли помочь – в конце концов у Татьяны диагностировали сахарный диабет, который купаниями не лечат.
Первая в мире инъекция инсулина, как известно, была сделана только в 1922 году, а до тех пор диабет был смертельной болезнью. Татьяна Александровна Юсупова скончалась на вилле «Татьяния» на берегу Женевского озера. Ей было 49 лет.
Последние платья княгини – сдержанные, часто темные. Явно передающие настроение и самочувствие. Впечатление портят только турнюры – модный в 1870–1880-х годах элемент, подушечка сзади под платье ниже талии для придания пышности фигуре. Что ж, мода – дама требовательная, настроения носителей она учитывает только до известной степени.
А теперь давайте взглянем на вечернее платье Зинаиды Николаевны, дочери княгини Татьяны. И тут мода (в 1913–1914 годах уже пришла мода на молодость и естественную женственность) определяет облик.
И пусть владелице 55 лет, а недавно она пережила трагедию – старший сын Николай, наследник, красавец и первая ракетка Российской империи (теннис) был убит в 1908 году на дуэли графом Арвидом Мантейфелем, – на ее платье от модного парижского дома Drecoll присутствует белый бисер и сиреневая хризантема.
В Эрмитаже хранятся только два платья Зинаиды Юсуповой – вечернее и маскарадное. Должно быть, большую часть своего гардероба княгиня увезла в эмиграцию, покинув Россию в 1919 году на британском линкоре «Мальборо».
Но в коллекции петербургского музея есть немало выдающихся предметов одежды Серебряного века. Следите за публикациями канала «Увидел & Зацепило», мы к ним еще вернемся.