Окно в Россию

Для чего и как фотограф Иван Хафизов собрал коллекцию наличников

Как отдельный предмет наличники (они же декоративное обрамление проёма окна или двери) не изучают ни в рамках деревянного зодчества, ни в рамках декоративно-прикладного искусства.

Не существует посвященных им научных работ, объясняющих, например, как они различаются по регионам и почему. Какие-то сведения можно почерпнуть в книге А.И. Скворцова «Русская народная пропильная резьба», но работа посвящена не только наличникам.

Московский фотограф Иван Хафизов решил восполнить пробел и создал виртуальный музей, где попытался российские наличники систематизировать. Сейчас в его коллекции более 300 тысяч фотографий практически из всех регионов страны.

«Наличники удивительны тем, что они суть буквальное воплощение декоративно-прикладного искусства, – говорит Хафизов. – Они прикладные, потому что закрывают щель между оконной коробкой и срубом, и одновременно декоративные, потому что служат для украшения. Та же история с прялками, но они хорошо изучены, а вот наличники исследователи потеряли».

А началась эта коллекция в 2007 году с командировки в город Энгельс Саратовской области. После работы у Ивана оставалось много времени для прогулок, и его внимание привлекли удивительные разноцветные наличники на домах.

Из той поездки Хафизов привез примерно 100 фотографий. И закрутилось. В Ростове Великом Иван заметил, что тамошние наличники кардинально отличаются от энгельсовских, и старательно их все заснял.

А потом были Челябинск, Чебоксары, Дмитров, Казань, Ижевск… В 2010-м фотографий скопилось столько, что Иван понял: надо выложить этот уникальный материал в сеть, чтобы все могли увидеть, насколько разнообразны русские наличники.

«Мне стало понятно, что нужно как можно больше рассказывать людям о наличниках и тех деревнях и городах, где они еще сохранились. И главное – рассказывать о них подрастающему поколению. Ведь чтобы появился у нас хотя бы один специалист по наличникам, нужно, чтобы 100 школьников про них узнали. Тогда, возможно, через 20 лет, когда они подрастут, они начнут их изучать. И у нас будет шанс все это богатство сберечь».

Кандидатскую или докторскую диссертацию Иван писать не собирается, но аналитическую работу ведет. Например, он заметил, что для восточного Подмосковья характерны трехарочные наличники, в Иванове и Шуе они в форме оградки, костромские отличает растительный орнамент, в Нижнем Новгороде отдают предпочтение глухой или рельефной резьбе.

«Я выкладываю перед собой все фото какого-то региона и ищу сходство между наличниками. Если похожих больше 75%, значит, это характерный стиль данной местности, а те, которые отличаются, можно объяснить влиянием соседних областей. Но есть совсем необычные наличники, которые не вписываются в эти рамки. Значит, их делали мастера-самоучки, которые работали по наитию и не повторялись».

Почему у каждой области и даже района свой неповторимый стиль, нетрудно понять, уверен Иван. «Резчики – народ оседлый, у них мастерская, заказчики местные. Никто из них в XIX веке не поехал бы из Томска в Вологду и никогда не увидел бы вологодских наличников. Даже в ХХ веке они не уезжали из своей деревни дальше чем на 30 км».

Все свои исследования Иван проводит на основе больших массивов данных, «бигдаты», как сейчас принято говорить, сравнивая десятки тысяч наличников. Раньше, когда фотографировали на пленку, такое было попросту невозможно. «Я делаю тысячи снимков и просматриваю на мониторе. Как это было сделать 50 лет назад? Да никак! Слишком большая страна, слишком сложно было это сделать в доцифровую эпоху».

Наиболее интересные экземпляры попадаются там, где меньше всего ожидаешь их встретить, утверждает Иван. «Мне рассказали однажды, что в городе Злынка Брянской области есть особняк с какой-то невероятной резьбой. В это было трудно поверить, однако я нашел там не только искусную резьбу, но и уникальные ставни, которые складываются гармошкой».

Не менее яркое впечатление на Ивана произвел Козьмодемьянск в Марий-Эл – райцентр с населением 20 тысяч человек. Наличников там много, и очень красивых. А местные жители говорят: «Эх, были бы вы тут у нас лет 10–15 назад!» «И ты думаешь: если это остатки, то что же там было когда-то?»

Информацию о новых местах с интересными, необычными наличниками Иван Хафизов ищет всеми доступными способами: в социальных сетях, через знакомых и незнакомых.

«На сайте у меня давно существует раздел, куда каждый может выложить свои фото. Я их просматриваю регулярно и, если вижу что-то интересное, обычно спрашиваю автора, много ли там таких домов. И если слышу: «В наших краях это рядовой дом», – значит, там высокий уровень резьбы и туда стоит съездить».

Читайте также