Итальянские ремесла пришли в Fendi

Культ ручного ремесла царил в Доме Fendi еще с тех пор, как семейная пара Адель Касагранде и Эдуардо Фенди держали магазин-ателье меха и кожи в Риме в 1930-е годы. Во второй половине XX века, когда к семейному делу присоединились их пять дочерей, Паола, Анна, Карла, Франка и Альда, ремесленная экспертиза и ручное мастерство Fendi только набирали обороты. А когда в 60-х годах сестры пригласили на роль дизайнера Карла Лагерфельда, тот окончательно сделал меха и кожу Fendi символом роскошного образа жизни.
Сегодня, когда Дом Fendi находится под крылом LVMH Group, за его стиль отвечает Сильвия Вентурини Фенди, представительница третьего поколения семьи. И пусть в нем все сильнее звучат аккорды непринужденности и дерзости, меховые и кожаные изделия Fendi по-прежнему создаются на высочайшем уровне. И несмотря на то что старинное ремесло постоянно меняется в контексте современных технологий, процесс изготовления большинства изделий по-прежнему остается ручным и этот труд на грани искусства не в состоянии заменить никакая машина.

Одним из таких предметов ремесленного уровня Fendi является женская сумочка Baguette. Она появилась в 1997 году и стала культовым аксессуаром благодаря своей мягкой конструкции, позволяющей носить ее словно французский багет под мышкой, и огромному количеству вариаций декоративного оформления, созданных вручную.
За 23 года «багет» претерпел более тысячи (!) метаморфоз и превратился в объект коллекционирования. Знаковый аксессуар, сегодня переживающий второе рождение, был создан даже в… ольфакторной (!) версии в союзе с парфюмерным Домом Maison Francis Kurkdjian.
Но и этого Сильвии Вентурини Фенди показалось мало. На волне интереса к неповторимым объектам и возрастающего ажиотажа вокруг Baguette у нового поколения модниц креативный директор Fendi начала новый проект hand in hand, или «рука об руку», в союзе с итальянскими ремесленниками.
В каждом из регионов Италии Сильвия и ее команда отыскали маленькие частные мастерские, ателье или коммуны, в которых тем или иным прикладным ремеслом владеют уже несколько десятилетий, а то и веков и его секреты передаются из поколения в поколение. Эти ремесленники и стали соавторами одиннадцати сумок Baguette, исполненных ими вручную c виртуозным применением тех знаний, которыми они владеют.
Единственная полностью кожаная сумка в проекте была создана в союзе с ателье Peroni, существующим во Флоренции, в регионе Тоскана, с 1956 года. Для производства небольших изделий здесь используют технику растительного дубления кожи cuoio artistico fiorentin, благодаря чему получается жесткая форма. Долгая процедура выполняется вручную: кожу натягивают на деревянную модель, а затем мастер аккуратно «отбивает» будущий силуэт молоточком. Эта техника позволила вырезать Baguette из цельного куска кожи темно-шоколадного цвета и придать сумке форму без единого стежка.
...С 1971 года в женском кооперативе Su Marmuri в горной деревне Улассай, на западе острова Сардиния, вручную ткут на старинных станках ковры из натуральных нитей. Для Fendi мастерицы изготовили в технике pibiones полотно в черно-белую диагональную полоску, из которого и сшили мягкую сумку, а по бокам декорировали ее пышным мехом барана.
Ателье Veneto в сердце Венеции уже пять веков работает по архивам мастера Луиджи Бевилаквы. Рисунки жаккарда, парчи и шелка soprarizzo до сих пор повторяют старинные орнаменты, а исполняются на станках XVIII века – из такого бархатного жаккарда в коралловых и болотных тонах сшита сумка Baguette. Работа эта столь сложна, что за день изготавливают всего несколько сантиметров ткани. Пряжку FF украшает яшма, а ручку – кожа ящерицы.





Еще одна тканая сумка Baguette была создана в мастерской Giuditta Brozzetti из города Перуджа региона Умбрия, в которой с 1921 года на ткацких станках XIX века воспроизводят декоративные исторические узоры. Во главе мастерской стоит Марта Броззетти, внучатая племянница основательницы, – именно она выбрала для Baguette историческую ткань в сине-белых тонах с витиеватым стилизованным узором с изображением лошадей, павлинов, единорогов и голубей. С трех сторон сумка декорирована плетением в технике макраме, и это тоже средневековый штрих.
В береговой провинции Козенца в Калабрии ткань в технике ginestra несколько веков плетут вручную из веток одноименного кустарника. Его ветки обрабатываются до получения сырых волокон, из которых затем вяжутся полотна ткани – этот метод реализовали в мастерской Fabbrica Tessile Bossio. Из кусков материи с вышитыми на ней крестиком традиционными местными мотивами и создана сумка, которую дополняют длинные кисти бахромы.
Еще одна сумка сплетена уже из самих веток деревьев – эта техника из региона Марке в центральной Италии восходит к периоду Ренессанса и применяется несколькими поколениями мастеров ателье Bottega Intreccio. Для Baguette ремесленники использовали ветки ивы, которые несколько дней держали в особом натуральном растворе, чтобы материал стал гибким и мягким, а затем плели форму вокруг металлической рамы. В результате Baguette немного похожа на плетеную корзинку и даже пряжка FF сделана из дерева.
Три «багета» в проекте выполнены из кружева, но техники его плетения настолько разные, что и сумки отличаются друг от друга. Узоры плетеного кружева мастерской Dodino из деревни Нардо на юге Пульи создаются с помощью деревянных челноков – эта техника chiacchierino дает объемный концентрический орнамент и исполняется на льняной или хлопковой основе. Поверхность Baguette, словно в облаках, утопает в цветах, а ее пряжка декорирована речным жемчугом.






Городок Изерния на восточном побережье Италии известен как «столица кружева» региона Молизе. Из нитей цвета слоновой кости здесь плетут на деревянных катушках и цилиндрах геометрические узоры-спирали. По легенде, эту традицию в регион привезли в XVI веке монахини-бенедиктинки из Испании и передали ее сестрам церкви Santa Maria delle Monache. Для проекта hand in hand кружево было создано в мастерской GC Corredi и украсило поверхность Baguette из белой наппы.
Вовсе без кожи обошлись ремесленники Simona Iannini из городка Л’Акуила региона Абруццо. Особенность старинной техники плетения кружева tombolo aquilano в том, что льняные нити никогда не обрезают и полностью вплетают в орнамент. На создание формы сумки уходит 100 часов, а для придания твердости ее покрывают особым крахмалом и оставляют высыхать на три дня.








Последние две сумки из проекта напоминают драгоценные шкатулки. Ювелир Платимиро Фиоренца из местечка Трапани на Сицилии даже заслужил почетный статус ЮНЕСКО Living Human Treasures, или «культурного достояния», за свое искусство работы с красным кораллом, которое существует в регионе с XII века. Cвой Baguette он создал из панелей серебра, которые покрыты узором, и в него, уже в технике retroincasso, инкрустировал кораллы.
Родной для Fendi Рим в регионе Лацио веками славится богатой ювелирной традицией и искусством маркетри из мрамора. Эти две техники с 1982 года в ателье на улице Via Dell’Orso искусно объединяет ювелир Массимо Мария Мелис. Кожу Fendi золотого цвета он декорировал медальонами из мрамора редких сортов, а на внешней стороне сумки поместил две оригинальные бронзовые монеты с изображением римских императоров. Внутри изделия, а точнее, на его кармане золотым тиснением выбиты строчки «Fendi, hand in hand» и название ателье Massimo Maria Melis. Так во всех сумках «увековечены» и ремесленники, их исполнившие. Каждая из моделей hаnd in hand создана в 20 экземплярах, но, похоже, проект только начинается.
«Мое горячее желание – открыть заново каждый регион Италии и найти в нем лучших ремесленников, которые и сегодня работают как в старину, и постепенно вовлечь в этот проект мастеров по всему миру», – говорит Сильвия Вентурини Фенди.