Токены класса люкс

Если еще несколько лет назад одежда нематериальная, вне физического пространства, являлась лишь экспериментальной частью сферы моды и излюбленной темой фантастов, сегодня диджитал-наряды все больше «встраиваются» в жизнь человека.
Во многом таким переменам мы обязаны NFT. Дословно эта аббревиатура переводится с английского как «невзаимозаменяемый токен». Иными словами, это цифровой актив, созданный в формате блокчейна и, следовательно, дающий своему владельцу возможность сохранять купленную в виртуальной реальности вещь в единственном экземпляре.

Одним из первых коммерчески успешных NFT-проектов в cфере моды стала нидерландская компания The Fabricant, продавшая в 2019 году 3D-платье из переливающейся «ткани», надетое поверх виртуальных серебристых брюк, за $9500.
Покупательница по имени Мэри призналась, что уже в самой затее виртуальной примерки платья присутствовал элемент неожиданности, чего вы никогда не ощутили бы с обычной одеждой. «Это как смотреть на пустой зеленый экран, ведь вы должны представить, вообразить платье, поскольку оно будет добавлено лишь в постпродакшне», – отметила девушка в беседе с The Fabricant.

Об NFT как о массовом явлении модники впервые заговорили к марту прошлого года, когда 600 пар виртуальных кроссовок бренда RTFKT Studios, cозданных в коллаборации с молодым цифровым художником Fewocious, разошлись на аукционе всего за семь минут.
Впечатляет не столько скорость покупки, cколько общая стоимость проданных изделий – $ 3,1 млн! По мнению основателей RTFKT Studios, результаты торгов ознаменовали собой новую революцию в мире моды и грядущий ее переход в web 3.0 (то есть третье «поколение» интернета, главную роль в котором будут играть блокчейн-технологии. – Прим. авт.).

Правда, цифровые кутюрье забыли упомянуть главный драйвер роста спроса на виртуализацию – пандемию. Затяжной карантин вынудил даже самые консервативные бренды в экстренном порядке искать новые способы продвижения коллекций и расширения целевой аудитории. Например, Dolce & Gabbana продал NFT-коллекцию одежды из девяти предметов за $5,65 млн в эквивалентной на момент сделки стоимости криптовалюты Ethereum. В разработке виртуальной одежды принимали участие лично Доменико Дольче и Стефано Габбана.
Paco Rabanne через NFT возрождает свои архивные платья, а Pinko cоздает диджитал-версии собственнных флагманских сумок Pinko Love Bag. В бутиках бренда в Милане и Нью-Йорке даже установили специальные мониторы, на которых покупатели могут увидеть, как виртуальный аксессуар смотрелся бы вживую. В октябре первые 500 NFT выпустил и Moncler, приурочив выход в виртуальную реальность к 70-летию бренда.

Стоит отметить, что неосязаемость не является препятствием для люксовых товаров быть проданными иногда даже дороже оригиналов. Так, например, сумка Gucci Dionysus продается в магазине за $3400, в то время как ее электронная копия была куплена за $4115. «Поскольку мы проводим больше времени в виртуальных мирах, то будем заботиться о наших цифровых кроссовках и сумочках так же сильно, как и настоящих», – считает инвестор RTFKT Джон Лай.
Примечательно, что большинство известных брендов начинают свой путь в NFT через коллаборации с видеоиграми. Так, Дом Balenciaga представил осеннюю коллекцию 2021 года в формате видеоигры Afterworld: The Age of Tomorrow («Мир после мира: грань будущего»).

Burberry сотрудничал с Blankos Block Party, а Louis Vuitton после работы с несколькими киберспортивными организациями запустил мобильную игру, приуроченную к 200-летию основателя бренда.
По мере прохождения программы можно не только узнать о самом Луи Вюиттоне, но и найти 30 уникальных токенов, 10 из которых были созданы настоящей звездой цифрового искусства Майком Винкельманом, известным под псевдонимом Beeple. Одна из его работ была продана за ошеломляющие $69,3 млн. Сделка позволила Beeple войти в тройку самых дорогих из ныне живущих художников мира.

Впрочем, не все проекты при всей их амбициозности обречены на успех. В прошлом году на благотворительном аукционе Christie’s широко распиаренный NFT-фильм Aria авторства теперь уже бывшего креативного директора Gucci Алессандро Микеле и звездного фотографа и режиссера Флории Сигизмонди при стартовой цене $20 000 ушел с молотка всего за $25 000. Лента представляла собой нарезку из показа одноименной коллекции осень-зима 2021 и цифровой анимации.
Приближающийся к завершению 2022 принес падение цен на криптовалюту, что сильно повлияло и на продажи NFT, но крупнейшие международные дома сей факт не останавливает. По оценкам Moncler, к 2031 году размах аудитории Web 3.0 достигнет миллиарда пользователей. Впечатляющие цифры приводит и Morgan Stanley. Инвестбанк отмечает, что к следующему десятилетию на долю секторов метавселенной, игр и NFT может приходиться 10% рынка предметов роскоши.

«500 лет назад мы прыгнули на корабль, чтобы плыть к краю cвета, а сегодня физический мир уже весь изучен. Действительно интересно открыть для себя пространство, которое еще не было исследовано, например вселенную блокчейна, особенно в сочетании с одеждой», – считает обладательница первого цифрового платья Мэри.
«Технологии, позволяющие носить NFT в оцифрованном будущем, активно развиваются. Вы будто собираете вещи для запланированной поездки и докупаете недостающие, которые непременно понадобятся в виртуальном мире. И пусть пункт назначения еще недоступен, вы точно знаете, что обязательно отправитесь в это путешествие», – резюмирует представитель онлайн-магазина по продаже цифровой одежды NBV Симона Берри.