Рама для живописи

Как искусство палехской лаковой миниатюры послужило часовому делу

Палехская роспись – один из широко известных русских художественных промыслов. В советское время лаковые коробочки с тонко выписанными узорами на черном фоне служили главными сувенирами и дипломатическими подарками. Традиции расписывать шкатулки из папье-маше более ста лет, хотя начинали мастера из села Палех в Ивановской области с создания икон и настенной росписи храмов еще в XVII веке.

«Я долго думала, как сделать палехскую миниатюру актуальной. Мне хочется, чтобы эту красоту можно было носить с собой каждый день», – говорит основатель компании Palekh Watch Анна Нестерова.

Именно Нестеровой принадлежит идея использовать старинную технологию лаковой живописи в наручных часах: изображение становится функциональным и защищено стек­лом. Но не менее важно, что исторический народный промысел обретает новую жизнь и новые возможности.

Уже более трех лет Palekh Watch создает уникальные часы с авторской росписью в традиционной технике. Это так называемое мелочное письмо, в котором детально прорисовано все – от ресниц до снежинок.

Владеют искусством миниатюры не более десятка мастеров, а реализовать ее на пластине циферблата диаметром 3–4 см могут вообще единицы. Мастера-палешане пишут беличьей кистью, на конце она имеет толщину всего один волос. Вяжут кисти сами из хвостов августовских белок (в этот период их мех прямой и жесткий).

Краски готовят тоже сами мастера: соединяют порошковые пигменты с желтком сырого яйца и водно-уксусной эмульсией. Используется и сусальное золото: оно наносится кисточкой, а затем натирается волчьим клыком для сияющего эффекта.

Любое изображение – будь то сцена из русской сказки, иконописный лик, знак зодиака, портрет человека или былинный герой, весенний букет или зимний пейзаж (здесь богатое поле для фантазии заказчика) – пишется послойно, наносится до восьми слоев полупрозрачных пигментов.

В часах Palekh Watch традиционный промысел обретает новую жизнь

Далее красочный слой закрепляется лаком и тщательно полируется. На роспись одного циферблата уходит до полутора месяцев, и каждый представляет собой неповторимую авторскую работу с индивидуальным номером и личной подписью художника.

Яркие снегири на фоне голубого неба написаны Вероникой Чибисовой, ледяных драконов нарисовала Наталья Корнилова, миниатюру с дивными золотыми птицами исполнила Екатерина Шаницина, один из старейших мастеров Объединения художников Палеха.

«Лаковая миниатюра – почти исчезающее ремесло, – сетует Нестерова. – Наших мастеров можно пересчитать по пальцам руки, и молодых художников среди них нет. А они очень нужны».

Расписанные циферблаты отправляются на мануфактуру в центр Москвы, где происходит сборка часов. В корпуса устанавливают механизмы отечественного производства, швейцарские Ronda и японские Miyota. Здесь же вручную делают ремешки, подбирая цвет и фактуру кожи к конкретной живописной миниатюре.

Готовые часы помещаются в лаковые же шкатулки собственного производства.

«Palekh Watch скорее не про часы, а про искусство, – говорит основательница компании. – Наши часы – это красивая, качественно исполненная рама для художественного произведения».

Свою глобальную задачу Нестерова видит в том, чтобы сохранить народный промысел и людей, владеющих старинной технологией, а с другой стороны, найти всему этому актуальное применение. В том числе через интересные коллаборации.

Ранее Palekh Watch уже сотрудничала с молодыми художниками из VS Gallery в проекте под названием «Нейро Палех». Традиционные палехские сюжеты пропустили через нейросеть, а потом доработали изображения, и их палешане перенесли на циферблаты.

«Это было непросто, – рассказывает Анна Нестерова, – ведь палехская палитра – природная, яркая и насыщенная, а современные дизайнеры используют цифровые оттенки, которых нет в природе. Но наши мастера открыты всему новому».

Читайте также